У Румынии нет непосредственной границы с Россией. Потому и чувствует себя относительно безопасной, по сравнению с государствами Балтии. Однако инспирированный Москвой донбасский сепаратизм и российско-украинская война 2014 г. сказались и на внутренней, и на внешней политике Бухареста. Как и на отношениях Румынии с Украиной.
Во-первых, события на украинском фронте в той или иной степени влияют на развитие событий в Молдове. Кишинев остается флагманом в реформировании в рамках нынешних европейских программ. Однако это не избавляет Молдову ни от проблем замороженного конфликта в Приднестровье, ни от рисков эскалации в Гагаузии. Не менее проблемны и перспективы внешнеполитического курса государства после выборов с.г. в Молдове, где к власти могут прийти коммунисты, придерживающиеся пророссийской ориентации и евразийского направления интеграции.
Румыния сочувствует Украине, в которой румыны видят отражение собственной революции 1989 г., но еще больше Бухарест волнует судьба Молдовы. Поскольку географически Молдова лежит между Румынией и Украиной - вполне естественно, что сотрудничество Киева и Бухареста является ключом, который может существенно влиять на развитие событий в регионе, интенсифицировать процесс приднестровского урегулирования, способствовать положительной динамике экономического развития.
Кроме того, в естественных интересах Украины - отразить российскую военную агрессию и сохранить контроль над южными областями. В этом случае стабильность на юге Украины входит и в интересы Бухареста. Вряд ли Румынии будет легче вести дела в Черноморье, если путинская Россия сможет "прорубить" сухопутный коридор в Приднестровье и захватить все украинское черноморское побережье. Скорее, наоборот: российский контроль или неуправляемость приднестровского участка украинско-молдовской границы приведут к тому, что не только Приднестровье, но и вся Молдова окажется в ловушке "русского мира".
Румыния стремится усилить свои позиции в международных структурах, прежде всего в НАТО и ЕС. Сейчас для этого выпала уникальная возможность. Уже теперь НАТО готово создать дополнительные силы быстрого реагирования со странами Балтии, Польшей, а также Румынией. Интерес для Бухареста, очевидно, представляет и создание международного штаба НАТО в Восточной Европе, элементы которого будут дислоцированы в странах Балтии, Польше и той же Румынии. К тому же альянс принял решение привлечь Украину к специальной программе, где будут созданы четыре трастовых фонда, способствующих решению вопросов логистики, коммуникации, киберпреступности, социальной реабилитации раненых, и Румыния уже заявила о своей готовности координировать деятельность одного из этих трастов.
По большому счету, сейчас для Румынии открывается перспектива усилить свой голос в формировании региональной повестки дня и подхватить в этом плане эстафету от "Вышеградской четверки", теряющей, к сожалению, вес из-за внутреннего отсутствия солидарности. Кроме того, для Бухареста открывается ниша, на которую не могут претендовать другие государства альянса, - флагмана ЕС и НАТО в расширенном регионе Черного моря.
Кроме репутационных достижений и усиления роли Бухареста в принятии решений, касающихся региона, это имело бы и практические деловые выгоды.
Румыния добывает нефтегазовые ресурсы на Черноморском шельфе. Их хватает на покрытие более 70% потребления энергоресурсов страны. Совсем недавно, летом 2014 г., компания ОMV Petrom объявила об открытии новых залежей углеводородов в Черном море. Продолжается разведка месторождения. Если удастся доказать его коммерческую рентабельность и привлечь инвестиции объемом около 100 млн евро, за три-четыре года можно будет начать промышленную добычу.
Привлечь такие инвестиции в нестабильный регион будет трудно, поэтому Румыния крайне заинтересована в стабилизации положения в Черноморском бассейне, чтобы ситуация, возникшая вокруг Скифского участка (разрабатывать его должен был консорциум компаний Shell, OMV Petrom и "Надра України" во главе с ExxonMobil в украинском секторе Черного моря, но пока что воздерживается, учитывая аннексию Крыма Россией), не повторилась.
Все сказанное весьма мотивирует Румынию к углублению и расширению сотрудничества с Украиной. Ведь Бухарест должен сознавать, что его инициативы в регионе будут иметь больший вес, если Румыния продолжит курс на поддержку Киева.
В свою очередь, и Киев должен понимать, что ситуативное сближение Украины и Румынии следует использовать для становления полноценного стратегического партнерства. Оба государства частично выносили на повестку дня свои разногласия (как, например, в историях с островом Змеиным, двойным гражданством, дунайскими каналами, поддержкой нацменьшинств и т.п.), что тормозило развитие двусторонних отношений. Теперь, на фоне общих вызовов, спорные вопросы следует отложить и сосредоточиться на инициативах, представляющих общий интерес.
Тем не менее, как и раньше, предпосылки серьезных положительных сдвигов и прогресса в украинско-румынских отношениях связаны с необходимостью развертывания и усиления политического, экспертного и дипломатического диалога между сторонами, доверительной и публичной дискуссии с возможностью привлечь к двусторонней полемике истеблишмент ЕС. Актуальным является углубление межпарламентских и межправительственных контактов, научного и культурного обмена, влиятельности гражданского общества в Украине и Румынии. В этом плане стороны должны стать еще более открытыми.
Всестороннее оживление диалога Киева с Бухарестом будет способствовать укреплению политического доверия, развитию деловых и межчеловеческих контактов, кооперации в сфере производства, торговли, трансграничного сотрудничества, энергетической и региональной безопасности в целом. Такие вещи, как чрезмерная резкость тона политических заявлений, претенциозность в дипломатической практике, демарш сторон должны остаться в прошлом. Необходимо активно вводить практику постоянных дипломатических консультаций и остерегаться интриг третьих сторон, направленных на разрушение атмосферы. Важно наращивать постоянные контакты между политиками обоих государств, усиливать украинскую тематику в румынском информационном пространстве, а румынскую - в украинском.
Чтобы реализовать перечисленное и выработать компромиссы в "традиционном комплексе" украинско-румынских споров и упреков, необходимо активизировать деятельность украинско-румынской президентской комиссии. Этот шаг целесообразен и в контексте содействия политической стабильности Молдовы. Развертывание деятельности указанной комиссии могло бы дать незаурядный толчок урегулированию споров, создало бы предпосылки для ускоренного развития экономического, безопасностного и гуманитарного сотрудничества между государствами, объединения их усилий как в регионе Черноморья, так и в содействии европейской интеграции Украины.
С точки зрения европейской исторической перспективы и реализации потенциала кооперации, стороны должны были бы стремиться достичь в отношениях уровня устойчивого стратегического партнерства. Это должно было бы стать одним из приоритетов внешней политики Киева и Бухареста, и это обуславливает разработку конкретного плана энергичных мер для изменения комплиментарной парадигмы отношений на комплементарную, культивации в общественном мнении своих стран усиления взаимной лояльности.
Очевидно, первенство по весу принадлежит безопасностным инициативам. Важным направлением двустороннего взаимодействия может стать диалог по вопросам разработки будущей институционной модели региональной безопасности и сотрудничества в Черноморском регионе с учетом возможностей действующих региональных инициатив и организаций (ОЧЭС, Blackseafor, Инициатива по экономическому сотрудничеству в Юго-Восточной Европе, Процесс по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе и т.п.). Тандем Украины и Румынии удвоил бы потенциал их влиятельности.
Нам представляется актуальной стратегия, в основу которой была бы положена общая разработка и внедрение с партнерами с ОЧЭС, ГУАМ и в сотрудничестве с Евросоюзом, НАТО и США, во-первых, мероприятий по противодействию российской неоимперской политики; во-вторых, мероприятий по противодействию усилению милитаризации бассейнов Черноморья и Каспия, возврат к идее их демилитаризации, по крайней мере - на близкую перспективу - до замораживания государствами субрегионов действий по усилению военных потенциалов. Само собой разумеется, что названная стратегия должна содержать блок мероприятий, направленных на развитие общих инвестиционных проектов и производств и устранение препятствий на пути развития торговли и человеческих контактов.
В сфере безопасности в Черноморском регионе - как для Киева, так и для Бухареста - представляется одинаково сверхважным не столько вопрос раздельного развития международных организаций и проектов, сколько их взаимодействие, согласованность целей и мер, объединение возможностей и ресурсов. В этом плане обе стороны должны были бы придавать одинаковое значение консолидации позиций и координации усилий - как на двусторонней, так и многосторонней основе. Действующее приобщение ЕС, НАТО и США к делам стратегического характера и безопасностных вызовов в Черноморском регионе - в интересах всех сторон, особенно в свете перспективы воплощения РФ доктрины "русского мира". Сплоченность упомянутых сторон будет вести к укреплению политической стабильности и региональной безопасности, демократии и общего развития всего региона.
В сфере делового сотрудничества Украина и Румыния должны на постоянной основе способствовать своим предприятиям в установлении прямых контактов с потенциальными партнерами, а также стимулировать предприятия к участию в выставках и презентациях, организуемых в стране-партнере. Оба государства также в полной мере должны воспользоваться потенциальными возможностями, открывшимися вследствие подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Вне международно-политической повестки дня, радикально трансформируемой сегодня в условиях российской агрессии против Украины, в разрезе украинско-румынских двусторонних отношений видное место занимает вопрос трансграничного сотрудничества. В этом контексте для Киева много значит поддержка усилий Бухареста, направленных на повышение эффективности программ трансграничного сотрудничества и формирования Программы трансграничного сотрудничества Украина-Румыния на 2014-2020 гг.
Среди приоритетов, учитывая региональный политический контекст, следует перво-наперво обратить внимание на следующие.
Прежде всего - это обустройство границ и обеспечение пограничной безопасности. Назрело, в контексте открытия малого пограничного движения, открытие новых пунктов пересечения границы (в первую очередь - в Черновицкой и Закарпатской областях). Ключевой вопрос в этом контексте - обеспечение развития инфраструктуры таможенно-пограничных пунктов, первым делом - пограничного пункта Русская-Улма, установка на нем необходимого оборудования для обеспечения "красного" и "зеленого" коридоров.
Далее - вопрос защиты окружающей среды и адаптации к климатическим изменениям. Бесспорно, трансграничный характер носит проблема противопаводковых мер. Совместные усилия в этой сфере дали бы больший эффект и повлияли на экологическую ситуацию в регионе. Крайне важное направление в рамках этого приоритета - вопрос обеспечения эффективного водоснабжения, водоотвода, канализации. Здесь будет полезным румынский опыт, в частности Сучавского уезда Румынии.
Среди прочего, Киев и Бухарест должны разработать согласованные подходы в сфере экологии и охраны окружающей среды для решения трансграничных проблем окружающей среды согласно действующим международным соглашениям, участниками которых являются Украина и Румыния. Важна в этом контексте реализация инициативы о введении системы совместного мониторинга окружающей среды в бассейне р. Дунай.
Важен и вопрос борьбы с бедностью. Приграничные регионы в Украине и Румынии, конечно же, страдают от нехватки инвестиций, относительно высокого уровня безработицы, наличия уязвимых групп населения. Следовательно, уместным было бы формирование и воплощение общих стратегий по преодолению указанных проблем, обмен опытом по вопросам социального привлечения уязвимых групп, их трудоустройство, предоставление им социальных услуг надлежащего уровня.
Еще один важный вопрос - поддержка образования, науки, исследований и инноваций: в приграничных регионах наработаны контакты с румынскими научными учреждениями и университетами. В то же время именно Закарпатская область известна положительным опытом эффективного внедрения инноваций, создания технопарков и т.д. Следовательно, сотрудничество в этой области с румынскими партнерами может носить трансграничный эффект и будет оказывать непосредственное влияние на рост благосостояния регионов.
Не менее важное направление взаимодействия - сотрудничество в вопросе развития инфраструктуры приграничных регионов и доступа в эти регионы, в частности развития транспортной инфраструктуры и обеспечения мобильности лиц и товаров.
Наконец, развитие малого и среднего предпринимательства - это элемент, неотъемлемо связанный со всеми перечисленными приоритетами, а поддержка предпринимателей в таких сферах, как сельское хозяйство и зеленый туризм, формирование совместных туристических маршрутов и т.п. могли бы стать факторами углубления трансграничных контактов, особенно на уже упомянутую перспективу оживления пограничного движения.
Что касается совместных инициатив большего масштаба, то здесь представляются уместными усилия, направленные на налаживание авиасообщения между государствами. Это касается как сообщения между столицами, так и усовершенствования региональных авиамаршрутов, для чего необходимо обеспечить инвестиции в развитие аэропортов в областных центрах приграничных регионов и создать предпосылки для привлечения авиаперевозчиков.
И, разумеется, выигрышной для Украины и Румынии инициативой могло бы стать создание автодорожной инфраструктуры, которая обеспечила бы сообщение между украинско-румынской границей в районе Сирета и трассой Киев-Чоп в районе Стрыя. Хотя такая инициатива требует значительных капиталовложений, ее реализация облегчила бы жизнь грузоперевозчикам, ограниченным в Румынии Карпатской конвенцией, а в Украине - нехваткой надлежащих транспортных магистралей, что заставляет вкладывать дополнительные средства в транспортировку грузов из порта Констанца.
На фоне оживления двустороннего международно-политического диалога конкретные мероприятия в сфере трансграничного сотрудничества стали бы практическим дополнением дальнейшего развития украинско-румынских отношений, способствовали укреплению стратегического партнерства Киева и Бухареста.
Сейчас крайне важно, чтобы нынешняя парламентская избирательная гонка в Украине не стала преградой интенсификации сотрудничества. Более того, несмотря на "коалициаду" и "спикериаду", которых, похоже, не избежать в украинском парламенте, сразу же после выборов следует одновременно воссоздать группы межпарламентских связей Украина-Румыния. Эти депутатские группы должны взять на себя такие важные функции, как: налаживание доверительного политического диалога, способствующего укреплению доверия и сближению Киева и Бухареста; законодательное содействие развитию межгосударственных и культурных отношений; партнерство в сфере экономики и безопасности; лоббирование развития двусторонних бизнес-проектов, а также европейской консолидации и евроинтеграции Украины.
И в завершение - еще раз об энергоресурсах. Северо-западный сектор Черного моря содержит залежи газогидратов. В целом, в Черном море находится, по проведенным в разное время в различных странах Черноморья оценкам, 45–75 трлн кубометров прогнозных ресурсов природного газа в виде газогидратов. Вследствие "революции сланцевого газа" мы наблюдаем рост интереса к тематике газогидратов - как в отдельных странах ЕС, так и в Украине.
Еще в 1993 г. правительство Украины утвердило программу "Газогидраты Черного моря", предусматривающую большой объем геологоразведочных работ и создание технологий добычи. Были проведены сейсмические исследования, осуществлено несколько научных экспедиций. Однако экономический кризис 90-х, отсутствие инвестиционных ресурсов и невозможность правительств реализовывать долгосрочные программы затормозили развитие газогидратной тематики в Украине.
Теперь, на фоне японского успеха 2013 г. - первой экспериментальной добычи природного газа с морского месторождения метангидратов, наблюдается активизация внимания к этой тематике в ведущих странах мира. Не стала исключением и Украина. В украинском секторе Черного моря существует значительный потенциал газогидратов (до 7 трлн. кубометров), что еще раз было подтверждено во время совместной немецко-украинской экспедиции в 2010 г.
Таким образом, совокупно Украина, Румыния и Болгария располагают значительными прогнозными ресурсами газа в виде метангидратов в Черном море. Это могло бы стать основой для многосторонней кооперации в регионе с перспективной газогидратной тематики при финансовом обеспечении в рамках соответствующих программ ЕС. Потому следует принять во внимание перспективу разработки газогидратов, которая пока выглядит как научно-прикладная задача, но может оказаться следующей волной газовой революции.
Следует также принять во внимание и возможность реверсных поставок газа из Каспийского региона транзитом через Румынию в Украину. Конечно, если до конца текущего десятилетия Бухаресту удастся решить вопрос газового обеспечения за счет шельфовых разработок, то газ из Каспия не будет актуальным для страны. Однако, скорее всего, это будет оставаться актуальным для Украины. Тем более что трубопроводные мощности балканского газопровода будут в значительной степени свободны.
По крайней мере, теоретически такая опция существует. Это пойдет на пользу и Молдове, которая зависит от российских газовых поставок еще больше, чем Украина и Румыния. Однако не следует исключать, что Россия сделает все для недопущения газа из Каспия по маршруту через Южный Кавказ и Турцию в ЕС. Этот газ конкурентный российскому на рынке ЕС, а потому существует высокая вероятность дестабилизации ситуации на Южном Кавказе и Каспии с целью сделать невозможной реализацию мощных инвестиционных проектов расширения газодобычи и строительства газотранспортной инфраструктуры.
Агрессия России против Украины, на территории которой и на близлежащей шельфовой зоне были начаты масштабные инвестиционные проекты по разработке залежей традиционного и нетрадиционного газа, - подтверждение вероятности такого сценария. Поэтому Украине и Румынии есть к чему прилагать усилия, если они хотят предотвратить и нейтрализовать негативный российский сценарий в отношениях с ЕС и США.
Наконец, вопреки доминированию ныне реалистического дискурса, обоим государствам нужно оставаться оптимистами и не забывать о роли гражданского общества. Именно гражданское общество является мостиком, соединяющим наши правительства. Именно усилия гражданского общества создали основания для интенсификации сотрудничества между Киевом и Бухарестом. Бесспорно, в будущем инициативы гражданского общества должны получать не меньшую поддержку, чем получали до сих пор, а университетская и экспертная среда должна получить право голоса в международном диалоге Украины и Румынии и обогатить свой статус самого активного действующего лица в двустороннем сотрудничестве - соответствующей влиятельностью.