UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина-Польша: что нам (не) дало Евро-2012?

Формат страна — новый член ЕС плюс Украина, которая сегодня вне Евросоюза, должен был стать свидетельством преодоления границ в Европе и импульсом для интеграции и сотрудничества

Автор: Якуб Логинов

Когда несколько лет назад было решено подавать общую заявку на проведение Евро-2012 именно в формате Украина-Польша, выбор партнеров не был случайным. Так почему именно Украина-Польша, а не Украина-Россия или Украина-Беларусь? Все просто: формат страна - новый член ЕС плюс Украина, которая сегодня вне Евросоюза, должен был стать свидетельством преодоления границ в Европе и импульсом для интеграции и сотрудничества, в частности украинско-польского. Потому ныне, когда спортивные эмоции давно утихли, уместно задать вопрос: стали ли Польша и Украина после этих лет совместной подготовки к еврочемпионату ближе друг другу и действительно ли этот шанс для сближения был использован?

На границе без перемен

Помните оптимистические заявления о том, что до 2012 года не будет виз в ЕС для украинцев, а на границе с Польшей появятся восемь новых пунктов пропуска? Или о том, что наши страны соединят современные автобаны и скоростная железная дорога, и вообще путешествие между Польшей и Украиной будет приятным, быстрым и удобным? Но не будем сейчас о визах - их отмена изначально была нереальной, потому что не зависит от качества двусторонних польско-украинских отношений. А вот об обустройстве и организации движения на общей границе или качестве транспортной инфраструктуры вспомнить надо.

О границе вообще сложно сказать что-то положительное. Прежде всего пунктов пропуска здесь однозначно мало. По оценкам экспертов, чтобы можно было говорить о европейских стандартах, пункты пропуска должны быть расположены на расстоянии 5-
15 км друг от друга и включать небольшие пешеходно-велосипедные объекты в туристических зонах (Карпаты, Расточье, район Шацких озер). Нетрудно подсчитать, что в таком случае между Польшей и Украиной должно действовать как минимум 30 пунктов пересечения границы. Сейчас же их только 12: шесть железнодорожных и шесть автодорожных, из которых лишь один (!) приспособлен для велосипедно- пешеходного движения.

В рамках подготовки к Евро появился план строительства и открытия до 2012 года восьми новых переходов (что все равно не решило бы проблемы). Однако и этот план-минимум потерпел фиаско. Среди запланированных восьми переходов не открыли... ни одного. И виноваты в этом обе стороны. С украинской стороны в рамках подготовки к Евро нашлись бюджетные деньги на все (стадионы, автомагистрали, аэропорты, новые троллейбусы), только не на пункты пропуска и подъездные дороги к ним. В двух случаях поляки и ЕС взяли на себя все финансовое бремя строительства нового объекта: два новых пункта пропуска стоят почти готовые, но не работают, потому что Киев «забыл» построить подъездные дороги к ним.

Однако и поляков есть в чем упрекнуть: зная о финансовых проблемах восточного партнера и нехватке возможностей воспользоваться фондами ЕС, Варшава все равно настаивала на строительстве грандиозных и роскошных объектов, тогда как наша граница крайне нуждается в обустройстве прежде всего малых местных туристических переходов. Пускай доступных сначала только для пешеходов и велосипедистов, но с резервом территории для расширения в будущем до полноценного пункта пропуска и для водителей. Примером может служить украинско-словацкий пункт пропуска Малые Сельменцы - Велке Слеменце, который, несмотря на свой местный (только пешеходный) характер, перенял у Ужгорода местное пограничное движение и способствовал экономическому возрождению окружающих сел.

Недостаточное количество переходов - это одна из проблем, но еще важнее сама организация движения. За последние годы здесь, по сути, ничего не изменилось: до сих пор граница функционирует «по понятиям» контрабандного мира, где туристу искать нечего. На время Евро для болельщиков действительно был упрощен ряд процедур, однако после чемпионата все возвращается на круги своя. На границе те же коррумпогенные процедуры, нет общего украинско-польского контроля (его применяли временно, только на время Евро), бездействуют «зеленые коридоры». Единственное положительное изменение - отмена Украиной в 2010 году «иммиграционной карточки», реликта советчины, которую должны были заполнять все иностранцы при въезде в страну, что существенно замедляло движение.

Транспортные барьеры

Есть все же участок, на котором в ходе подготовки к Евро многое изменилось к лучшему. Речь идет о появлении дешевого авиасообщения между Украиной и Польшей (и другими странами ЕС), о чем до 2009 года можно было только мечтать. Первой была компания «Визз Ейр Украина» с ее маршрутом Киев-Катовице. Потом бюджетные авиасообщения с Польшей открыли другие перевозчики: «Аэросвит» (Киев-Краков) и польский «Евролот» (Львов-Краков). Плюсом также является улучшение инфраструктуры аэропортов как в Украине, так и в Польше.

Что касается железной дороги, то здесь о прорыве в вопросе украинско-польских сообщений речь не идет - хотя попыток было предпринято много. Вспомним неосуществленные планы строительства евроколеи во Львов и более широкого внедрения системы СУВ-2000, которая делает возможным быстрый переезд поезда на стыке рельсов широких и европейских. Этот механизм имеет много преимуществ и один «недостаток»: лишает заработка фирмы, занимающиеся заменой колесных пар на границе (то есть работающих по устаревшей технологии). И именно поэтому, вопреки настойчивым просьбам польской стороны, проект не нашел надлежащей поддержки в официальных кругах Украины.

Комфорт поездки и цены на билеты на немногочисленных польско-украинских железнодорожных маршрутах также трудно назвать европейскими. Путешествие из Варшавы в Киев однозначно менее комфортное, значительно более длительное и дороже, чем в Берлин или Вену. Из Львова в пограничный Перемышль (куда доходит украинская широкая колея) курсирует всего один поезд в день, если не принимать во внимание поездов, запущенных на время Евро. Пограничный и таможенный контроль здесь быстрый и беспроблемный, но за это надо заплатить: билет на 60-километровую поездку стоит 15 евро, а поезд идет три часа. Сравним эти стандарты с функционированием железнодорожных перевозок между Братиславой и Веной, которые также разделены госграницей и отдалены на такое же расстояние, как Львов и Перемышль. Там поезд из словацкой в австрийскую столицу ходит каждый час, продолжительность путешествия - один час, а цена билета туда и обратно 14,5 евро - с возможностью в течение дня неограниченно пользоваться городским транспортом в Братиславе и Вене на основании железнодорожного билета. Причем так было еще перед вхождением Словакии в Шенген, когда между Братиславой и Веной существовал паспортный контроль. Представляете ли вы себе такую систему между Львовом и Перемышлем? Ответ на этот риторический вопрос свидетельствует, как далеко украинско-польскому соседству до европейских стандартов и как мало в этом плане изменилось в ходе нашей совместной подготовки к Евро, которая, однако, должна была означать для нас настоящий прорыв.

Телефонные звонки и платежи

Еще одним показателем качества польско-украинского соседства на уровне простых людей являются высокие тарифы на международные звонки и платежи и связанные с этим трудности. Казалось бы, живем во время глобализации и стремительного развития информационных и телекоммуникационных технологий. Это разве проблема (с сугубо технической точки зрения) - позвонить по мобильному телефону из Польши в Украину или отправить платеж на 300 грн. (например, расчеты за услугу, ночевку в Польше и т.д.) с текущего счета в украинском банке на счет польского партнера? Но десятиминутный разговор двух знакомых, украинца и поляка, стоит столько же, как половина месячного абонемента. Цены такие, словно это был звонок куда-то в Африку или Новую Зеландию, а не из Польши в соседнюю страну, которая теоретически является дружеским государством и стратегическим партнером.

А что с денежным переводом? В Европе это нормально - переводить небольшие суммы за границу. Например, львовская фирма должна рассчитаться с польским партнером, заплатить ему 300- 500 грн. гонорара. Обычное дело. Но не у нас: здесь перешлешь обычным банковским переводом 500 грн. - уплатишь 30 евро комиссии. Вот вам и Европа и стратегическое партнерство.

Кто-то скажет: какие проблемы? Есть звонки по Интернету, есть специальные системы небанковских платежей, все трудности можно как-то обойти. Хорошо, только проблема нашего украинско-польского соседства в том, что мы великолепно научились обходить всяческие барьеры вместо того, чтобы просто их ликвидировать. А сделать это можно только одним способом: не дожидаясь полноценного членства Украины в ЕС, присоединяться к еэсовским инструментам, таким как, например, SEPA (единая европейская платежная система), или ввести европейские регуляции по роумингу.

Общая польско-украинская подготовка к Евро-2012 и создание Восточного партнерства - это был прекрасный шанс для практического измерения евроинтеграции. Как видим, кроме внедрения бюджетных авиасообщений (что также требовало изменения правовой базы), мы этот шанс упустили.