UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина—Канада: особое партнерство в динамичном мире

1 июля этого года дружественная нам Канада отмечает уже 150-й День рождения.

Автор: Олег Белоколос

1 июля этого года дружественная нам 3 отмечает уже 150-й День рождения, то есть полтора века со времени создания Доминиона Канада, провозглашенного британским парламентом в 1867 г.

Этот выдающийся юбилей, очевидно, является еще и хорошим поводом для нас, в Украине, поразмыслить на тему перспектив развития украинско-канадских отношений в современном динамично меняющемся мире.

Однако, наверное, сначала нужно взглянуть, а чем, собственно, является Канада теперь; как она отстаивает национальные интересы на международной арене, - ведь они, как в свое время мудро заметил известный французский дипломат Жюль Камбон, определяются природой, географией и характером наций.

В мире сегодня весьма распространено мнение о почти полной тождественности канадского и американского обществ. В самом деле, будучи в крупнейшем канадском мегаполисе - Торонто, никак не избавиться от впечатления, что находишься в типичном североамериканском большом городе. Тем временем упомянутое утверждение базируется преимущественно на поверхностных впечатлениях. Так, политические, экономические, социальные, культурные, гуманитарные и информационные связи между Канадой и США тесны и в самом деле поражают своими масштабами. Вместе с тем более глубокое исследование взаимосвязанности и взаимовлияний обоих государств позволяет сделать вывод о наличии сформировавшихся исторически существенных отличий.

Известно, что в ХVIIІ в. на территории современной Канады жило только франкоязычное население. После поражения французской армии в 1759 г. и присоединения бывшей Новой Франции к британским владениям населяли новую колонию около 65 тыс. бывших подданных короля Франции и всего 200 английских купцов. Только после успешной войны американских колоний за Независимость, которую, кстати, жители колонии Квебек считали сугубо внутренним английским делом, в Канаду массово начали эмигрировать лояльные Британии американцы. 35 тыс. их поселились на Атлантическом побережье Канады - на территории современных канадских провинций Нью-Брансвик и Новая Шотландия (Нова Скотия). Британское правительство также поддержало иммиграцию с Юга в район Больших Озер, предоставляя новым поселенцам земельные участки. В 1812 г. на территории созданной в 1791-м Верхней Канады (современная провинция Онтарио) проживало уже около 60 тыс. эмигрантов из США.

Таким образом, население Канады, в отличие от США, формировалось из двух основных компонентов - французского и английского, которые, несмотря на определенный антагонизм, все же со временем больше дополняли и взаимообогащали друг друга, постепенно формируя собственно канадское общество.

В более широком контексте можно говорить о североамериканском цивилизационном единстве, формировавшееся благодаря тому, что частная собственность в Канаде и США и, параллельно, бурное развитие индустриальной революции в конце ХІХ - начале ХХ в., а также последующее создание развитой рыночной инфраструктуры и наличие сильных демократических традиций создали схожее мировосприятие и видение дальнейшей общественной эволюции.

При этом обе страны сохраняли и поныне сохраняют собственные традиции политического, экономического и социального развития, а порой даже демонстрируют определенные расхождения в подходах к некоторым вопросам международной политики. В частности, роль государства в канадской экономике, в отличие от ситуации в США, традиционно весьма значительна. Это связано с большой территорией, немалыми расстояниями, суровыми климатическими условиями и необходимостью обеспечивать надлежащее функционирование инфраструктуры, что возможно только при условии постоянной государственной поддержки. В общем же плане роль государства в Канаде заключается в установлении четких, а иногда и жестких регуляторных норм, с одновременным невмешательством в действие сугубо рыночных механизмов.

Вероятно, именно в подобной конкурентной среде и могла сформироваться такая личность, как один из ярчайших политических лидеров страны, ее многолетний и, наверное, самый известный в мире премьер-министр Канады Пьер Элиот Трюдо - отец нынешнего премьер-министра страны Джастина Трюдо.

И, возможно, теперь, когда в мировом политикуме очевидно не хватает личностей, которые бы хотели и могли заглянуть в будущее, не помешало бы вспомнить, что именно Пьер Трюдо сделал попытку привнести в канадскую политику дух молодости и новых веяний. Его неординарность, поразительно диссонировавшая с имиджем предыдущих консервативных политиков, эмоциональность во время публичных выступлений привлекли огромное внимание СМИ и общественности. На фоне студенческих забастовок во Франции, вторжения советских войск в Чехословакию, расовых волнений и убийства Мартина Лютера Кинга в США, войны во Вьетнаме обычные канадцы, и особенно молодежь, восторженно приветствовали появление на политической сцене деятеля новой формации, обещавшего дать им больше перспектив и возможностей влиять на курс правительства.

Что ж, Джастин Трюдо очевидно также хочет привнести свой открытый и современный стиль в канадскую политику - как внутреннюю, так и внешнюю, и показать всему миру, что либеральная философия и подходы могут и должны вновь стать источником вдохновения, инноваций и новых идей, способных увлечь страну и вести ее в будущее, избегая ошибок и лишая ностальгии.

Очевидно, именно это видение легло в основу внешней политики Канады на современном этапе: укрепление международного мира и безопасности; участие в усилиях по решению конфликтов и операциях по поддержке мира; усиление участия в Объединенном командовании североамериканской обороны США и Канады (NORAD); НАТО; ОБСЕ; международной коалиции по противодействию "Исламскому государству"; активная деятельность в ООН; подготовка к председательству в "Большой семерке" в 2018 г.; двустороннее сотрудничество с США; развитие партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с ЕС, другими объединениями.

Сегодня Оттава настроена на международную защиту прав человека; на продолжение реализации программ гуманитарной помощи наиболее незащищенным слоям населения в развивающихся странах; на действенное участие в многосторонних усилиях по сохранению окружающей среды; на системное продвижение канадских торгово-экономических интересов и участие в мерах по уменьшению барьеров в международной торговле.

Однако, разумеется, сверхприоритетное место в канадской внешней политике занимают именно отношения со своим южным соседом - США.

Непростое соседство как вызов и стимул

Отношения с Соединенными Штатами всегда были в центре внимания руководства Канады. Еще в начале ХХ в. начался процесс постепенной переориентации товарных и финансовых потоков Канады с Великобритании на Соединенные Штаты. Уже в конце 20-х годов 68% импорта Канады поступало из США, в эту же страну направлялось 46% канадского экспорта. В те же годы началось активное проникновение американского капитала в канадскую экономику. В 1965 г. премьер-министр Канады Пирсон и президент США Джонсон подписали соглашение, позже известное как "Авто Пакт", которое фактически объединило автомобилестроение обоих государств в единый производственный комплекс.

Более чем выразительны данные о двусторонней канадско-американской торговле в объеме 885 млрд канадских долл. в год, или около 2,4 млрд в товарах и услугах ежедневно. В США направляется около 77% канадского экспорта. В свою очередь, Канада является основным экспортным рынком для 35 американских штатов. Только за апрель нынешнего года экспорт Канады в США составлял 36,1 млрд канадских долларов, а американский - 31,1.

Сегодня обе страны принимают участие в Объединенном командовании североамериканской обороны (NORAD), а также активно взаимодействуют в НАТО и других международных структурах безопасности. Канада и США плодотворно сотрудничают в укреплении безопасности на общей границе, которую ежедневно пересекают около 400 тыс. человек; в борьбе с терроризмом; в реализации масштабных энергетических и инфраструктурных проектов. Еще один наглядный пример тесного взаимодействия обоих государств - их давнее участие в так называемом многостороннем соглашении "Пяти глаз" (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия), являющемся механизмом широчайшего обмена разведывательной информацией.

Без преувеличения можно сказать, что канадско-американские отношения - в самом деле уникальные в мире: с точки зрения как их значения для обоих государств, так и объемов сотрудничества на многих направлениях.

Однако при этом их отношения не всегда безоблачны и абсолютно комфортны. Так, в свое время Канада была серьезно встревожена тем, что американский капитал захватил господствующее положение в канадских металлообработке, машиностроении, горно- и нефтедобывающей отраслях. В начале 70-х годов минувшего века обеспокоенная Оттава даже создала Агентство по вопросам иностранных инвестиций (Foreign Investment Review Agency, FIRA), главной задачей которого стал надзор за тем, чтобы приобретение иностранными инвесторами важных предприятий отвечало национальным интересам. Со временем Оттава предприняла определенные шаги в защиту своего культурного пространства от мощного влияния американской масс-культуры. Между обеими странами продолжались и продолжаются торговые споры о некоторых видах товаров.

Очевидно, здесь можно вспомнить, как в ходе выступления в вашингтонском Национальном пресс-клубе 1969 г. Пьер Трюдо, образно описывая двусторонние отношения, заметил, что жить рядом с США - это то же самое что находиться в постели со слоном: неважно, насколько он дружелюбен и терпелив, - каждое его движение весьма ощутимо. Кстати, это определение и поныне остается актуальным и довольно часто цитируется канадскими исследователями.

Можно также сказать, что именно во времена премьерства П.Трюдо ярко выделились две главные тенденции во внешней политике Канады: ориентация на тесное сотрудничество с США во всех сферах и более независимый курс в международных отношениях. С тех пор первая тенденция традиционно пользуется поддержкой консерваторов, вторая - либералов.

"Доктрина Фриланд"

Возможно, именно поэтому огромный резонанс в международном политикуме вызвала речь министра иностранных дел Канады Христи Фриланд в канадском парламенте 6 июня нынешнего года, которая вскоре получила название "новое видение канадской внешней политики".

Итак, что же именно нового сказала и предложила глава внешнеполитического ведомства Канады?

Система международного порядка, сформировавшаяся после Второй мировой войны и казавшаяся неизменной, ныне уже не является таковой.

Канада, которая во многих аспектах кажется надежно защищенной, не может просто позволить себе сказать "Канада превыше всего!", отвернуться от внешнего мира и заняться исключительно домашними делами.

Почему?

Северокорейская диктатура, преступления против человечества в Сирии, жестокие экстремисты "Исламского государства", силовое нарушение общепризнанных норм и экспансионизм со стороны России представляют собой очевидные угрозы либерально-демократическому миру, включая и Канаду.

"Возможности самой Канады противостоять этому ограничены. Это требует сотрудничества стран-единомышленников ("like-minded countries")", - заметила Фриланд.

Она также подчеркнула необходимость наращивания военных возможностей Канады, ведь дипломатия и "мягкая сила" порой нуждаются в соответствующей силовой поддержке.

Конечно, Канада, как страна "middle power" ("страна, не являющаяся супердержавой, но имеющая существенное влияние и вес в международных отношениях"), заинтересована в международном порядке, базирующемся на праве и принципе нерушимости границ.

Именно поэтому, как считает Фриланд, мир поддержал Украину, ведь ее границы, как и границы в Европе в целом, были нарушены впервые со времен Второй мировой войны.

Сохранение мирового порядка в интересах Канады еще и потому, что это создает возможности для свободной торговли, развития и роста благосостояния во многих регионах мира. При этом, по мнению министра иностранных дел Канады, проблема заключается в первую очередь в неправильной внутренней политике, неспособной осознать, что развитие и политическая стабильность связаны с несправедливым распределением благ.

Канада явно встревожена тем, что либеральному порядку не удастся долго сохраняться в мире, где будет доминировать право силы.

Итак, можно отметить, что Оттава не намерена навязывать свои ценности, но решительно будет отстаивать международный порядок и право и защищать права человека "в Канаде и за рубежом", будет сотрудничать с США в противодействии общим угрозам, отстаивать прочность НАТО, активно работать в других международных многосторонних структурах, усиливать собственные вооруженные силы и продвигать принципы свободной торговли.

Квинтэссенцию речи можно выразить так: "Безопасность Канады надежно будет обеспечиваться только в мире, основывающемся на праве и общечеловеческих ценностях".

И в указанных обстоятельствах Канада не планирует отсиживаться на североамериканском континенте под надежным американским зонтиком безопасности, а наоборот - намерена принимать ведущее участие в формировании международного порядка ХХІ в.

Итак, можно даже прогнозировать, что эта речь обязательно войдет в свод важных документов канадской внешней политики программного характера и, не исключено, получит название "доктрины Фриланд".

Тем временем некоторые уже поспешил объявить, что Оттава официально взяла курс на выход из орбиты США. Очевидно, учитывая беспрецедентный, а возможно и уникальный характер канадско-американских отношений, такое утверждение преждевременно. Безусловно одно: Канада одной из первых демократических стран поняла острую необходимость глубоко переосмыслить современную ситуацию в мире и свое место в нем.

Хотелось бы, чтобы и другие страны политического Запада проявили такие же зрелость, здравый смысл и дальновидность.

Партнерство в турбулентных условиях

Известно, что основа особых связей между Украиной и Канадой была заложена во времена появления первых украинских переселенцев в конце XIX в. Неоднократно и на разных уровнях представители правительства Канады подчеркивали значимость и весомость вклада, сделанного украинцами в развитие канадского общества как сообщества людей с разным культурным наследием, но объединенных общими демократическими ценностями.

Помня, что Независимость нашего государства 2 декабря 1991 г. признало правительство Консервативной партии во главе с Брайаном Малруни, не следует забывать, что именно во время пребывания при власти либерального правительства Жана Кретьена, давнего соратника Трюдо, в 1994-м и 2001-м годах были подписаны две принципиальные Декларации о развитии отношений особого партнерства между Украиной и Канадой.

В сущности, о различных аспектах украинско-канадских отношений уже написан целый ряд исследований, монографий и статей, и их будет становиться только больше.

Вероятно, сегодня целесообразно взглянуть на них с точки зрения перспектив в условиях мира, который на наших глазах динамично и кардинально меняется. Можно констатировать, что после Революции достоинства отношения между Украиной и Канадой вышли на действительно качественно новый уровень, требующий определенного переосмысления их ценности, важности и потенциала, с точки зрения будущего обоих государств на фоне тектонических сдвигов международного ландшафта.

Также не секрет, что именно события в Украине зимы 2013–2014 гг. стали импульсом и к консолидации, и к координации усилий мирового украинства в целом и канадского в частности, на векторе содействия Украине в решении важнейший вопросов. Этот момент не должен быть утрачен.

Бесспорно, следует также помнить, что именно под руководством лидера Партии консерваторов, премьер-министра Стивенa Харпера Канада сразу и однозначно встала на сторону Украины в противодействии агрессии Кремля и, несмотря на финансовые потери, ввела комплексные санкции против ряда российских компаний и физических лиц.

Очевидно, нужно настойчиво работать над реализацией договоренностей, достигнутых в ходе результативного визита премьера Канады Трюдо в Украину 11–12 июля 2016 г. В частности, необходимо приложить общие усилия к воплощению в жизнь положений Соглашения о свободной торговле между Украиной и Канадой, которое в самом деле является вехой в истории украино-канадских отношений: ведь такие соглашения возможны только в условиях дружественного политического климата. Как заметил тогда канадский премьер, "это создаст новые возможности, новые рабочие места для народов обеих стран. Это создаст новые рынки для товаров и будет способствовать улучшению уровня жизни граждан".

Можно также добавить, что на фоне ныне весьма популярного мирового тренда - критиковать соглашения о свободной торговле - обе во многом экспортно-ориентированные страны проявили и взвешенность, и мудрость, подписав этот важный документ.

Безусловно, канадские инвесторы и предприниматели должны получить "зеленый свет" для беспрепятственной и прибыльной деятельности в нашем государстве. Киев должен, наконец, научиться использовать собственный экономический потенциал и внутренний рынок для поощрения и предоставления преференций компаниям тех стран, которые помогают нам отражать российскую агрессию и осуществлять реформы. И, может, именно в июле нынешнего года представился благоприятный случай провозгласить всеукраинскую народную инициативу: "Покупай канадское - поздравь друзей с юбилеем!"

Системного внимания обеих сторон также требует сотрудничество в военной сфере и сфере военной медицины, где уже накоплен немалый опыт сотрудничества и согласованы планы на будущее.

Нужно продолжать работу над либерализацией визового режима для граждан Украины и над предоставлением нового импульса давним, взаимовыгодным и действительно искренним украинско-канадским связям в культурно-гуманитарной сфере.

Все это является залогом и основой для дальнейшего поступательного развития межгосударственных отношений.

Однако, бесспорно, не надо ограничиваться изложенным выше. Очевидно, целесообразно внимательно посмотреть и на более широкие возможности для взаимовыгодного двустороннего взаимодействия, подумать: а не могли бы Украина и Канада сделать общий вклад в укрепление международной безопасности в мире, в котором значительно ослабла нынешняя конструкция системы международного порядка?

И, возможно, именно здесь нам пригодится упоминание министра иностранных дел Канады о "сотрудничестве стран-единомышленников".

Очевидно, сегодня, как никогда раньше, концепция "мультилатерализма" (multilateralism), или многосторонности во внешней политике, нуждается в дополнительном анализе и соответствующей новаторской актуализации в свете недавних изменений в глобальной политике.

Несомненно, переосмысленная в современных условиях концепция многосторонности во внешней политике, в основе которой будет лежать тесное "сотрудничество стран-единомышленников", может стать определенным указателем для тех демократических государств, которые, по разным причинам, не владеют всем арсеналом средств международного влияния, однако при этом не хотят быть простыми наблюдателями за изменениями в системе международных отношений и глобального порядка. Тех стран на разных континентах, которые начинают осознавать, что мир ХХІ в. не может быть только полем договоренностей сверхдержав.

Возможно, именно в этом контексте нам целесообразно было бы вспомнить тезис из Общей Декларации об особом партнерстве между Украиной и Канадой от 1994 г. о том, что обе страны хотят "сделать общий вклад в развитие справедливого и мирного мира"…

В журнале "Экономист. Мир в 2017-м" Джастин Трюдо, 23-й премьер-министр Канады, отметил: "В течение 150 лет устойчивый прогресс и высокие амбиции формировали идентичность Канады и определяли ее успешность. Мы уверены, что сильные, разнообразные и жизнеспособные государства, такие как Канада, формируются не случайно, а успешное будущее невозможно без тяжелого труда. Вот почему всегда будем выбирать надежду вместо страха и разнообразие вместо раскола".

А нам, в Украине, в день празднования выдающегося юбилея нашего истинного международного партнера и друга, очевидно, нужно искренне поблагодарить всех канадцев, по велению сердца помогающих нам облегчить тяжесть войны с Россией и развивать новую жизнь.

Итак, с Днем рождения, Канада!