UA / RU
Поддержать ZN.ua

Турне деклараций

Турне Виктора Януковича по странам Юго-Восточной Азии должно прервать затянувшуюся паузу в политическом диалоге Киева с государствами региона, дать толчок к развитию торгово-экономических отношений, привести к новым контрактам и привлечь крупные инвестиции в украинскую экономику.

Автор: Владимир Кравченко

Турне Виктора Януковича по странам Юго-Восточной Азии - Вьетнаму, Сингапуру и Брунею-Даруссаламу - должно прервать затянувшуюся паузу в политическом диалоге Киева с государствами региона, дать толчок к развитию торгово-экономических отношений, привести к новым контрактам и привлечь крупные инвестиции в украинскую экономику. Так, в украинской столице говорили о необходимости поездки украинского президента на Дальний Восток. «Посещение стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стран Юго-Востока входило и входит в дальнейший наш план работы, потому что мы знаем, что здесь мощный потенциал развития, эти страны развиваются. Это и наш рынок сбыта, это возможность привлечения больших инвестиций в наше государство для развития», - пояснял цель своего визита и сам Виктор Янукович.

В значительной степени эти комментарии соответствуют действительности, учитывая перспективы внутреннего рынка «азиатских тигров», их инвестиционные возможности и периодически звучащие из уст украинских чиновников призывы усилить экономическую деятельность дипломатических учреждений. В последние лет пять-шесть политические контакты между Украиной и странами региона были фактически заморожены, поскольку регион находился на периферии интересов предыдущей администрации. Как следствие, украинские делегации были там нечастыми гостями: многие визиты просто отменялись в последний момент.

А специфика Востока такова, что активные отношения с некоторыми странами возможны только после того, как главы государств и правительств обменяются визитами, установят личные контакты и создадут таким образом политический фон для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества. Высокопоставленные вьетнамские чиновники, например, не раз прямо говорили украинским дипломатам: «Если вы не хотите общаться с нами, то о какой торговле может идти речь?»

Вьетнам же представляет для Украины интерес как рынок сбыта наших товаров, ведь экономики двух стран являются не конкурентными, а взаимодополняющими: эта азиатская страна импортирует промышленную продукцию, удобрение, зерно, цемент. В общем то, что может традиционно поставить Киев. К тому же развивающийся Вьетнам заинтересован в строительстве портовой инфраструктуры, гидроэлектростанций, поставках самолетов. В этом может принять непосредственное участие и наша страна.

А вот Сингапур, один из мировых центров финансовой деятельности, имеет возможности для инвестиций в Украину: в энергетические проекты, строительство транспортной инфраструктуры и т.д. Кроме того, в стране развиты производство электроники, судостроение, ведутся масштабные исследования в области биотехнологий. Бедность же природных ресурсов делает это государство зависимым от импорта, в том числе сельскохозяйственной продукции. А основу экономики Брунея-Даруссалама составляет добыча нефти (свыше 10 млн. т в год) и природного газа (свыше 12 млрд. куб. м), экспорт которых дает 60% ВНП. Поэтому неудивительно, что в этой стране накоплены серьезные финансовые ресурсы, а брунейские инвесторы ведут себя достаточно активно, вкладывая деньги в различные проекты по всему миру. При этом в султанате слабо развито сельское хозяйство, и 80% продуктов питания Бруней импортирует.

Не стоит упускать из виду и то, что Вьетнам, Сингапур и Бруней входят в АСЕАН - Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии. Эта политико-экономическая организация планирует в 2015 году стать неким подобием Евросоюза в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где также будет предусмотрена свобода передвижения капиталов, товаров, услуг и людей. С таким партнером в регионе нельзя не считаться нашей стране, которая, по замыслам архитекторов украинской внешней политики, должна «стать мостом между Востоком и Западом». Ханой, кстати, пообещал Киеву стать «мостом между Украиной и странами АСЕАН».

Но также верно и другое: на Банковой любят организовывать визиты главы государства в страны Азии не только потому, что их рынки являются наиболее перспективными для нашей продукции. Во-первых, это выгодно отличает Виктора Януковича от его предшественника Виктора Ющенко, в большей мере игнорировавшего Азиатско-Тихоокеанский регион. Внимание же нынешнего главы государства к этому краю, его постоянные визиты формируют Януковичу имидж хозяйственника, который во время зарубежных поездок бьется за привлечение инвестиций в украинскую экономику и проникновение наших предприятий на рынки третьих стран. Во-вторых, визиты сюда очень удобны для нынешней администрации, поскольку с этими странами проще работать. Они не выдвигают претензий, как Запад. И здесь нет тех чрезмерных ожиданий, которые присутствуют у России. Визиты исключительно прагматичны: бизнес, и только бизнес.

Об экономических перспективах, а не о правах человека и говорил Виктор Янукович во время своего недельного вояжа по трем странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Удалось ли Киеву достичь целей, задекларированных официальными лицами? Турне Януковича создало необходимые политические предпосылки для торгово-экономического сотрудничества, а во время переговоров и на последующих за ними пресс-конференциях были выставлены маячки, указывающие на сферы, где стороны наиболее заинтересованы в контактах.

Дело не ограничилось взаимными заверениями в заинтересованности в инвестициях. Президент Вьетнама Нгуен Минь Чиет заявил, например, что его страна готова сотрудничать с Украиной в оборонной сфере. Говорит о перспективах ВТС с Брунеем и министр иностранных дел Украины Константин Грищенко. (По результатам двусторонних переговоров был подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере обороны между правительствами Украины и Даруссалама.) О возможности поставок сельскохозяйственной продукции шла речь и во Вьетнаме, и в Сингапуре, и в Брунее.

В то же время украинская делегация активно интересовалась опытом Сингапура и Брунея при строительстве морских терминалов по приемке сжиженного газа и не менее энергично предлагала сингапурским и брунейским бизнесменам вкладывать деньги в нашу страну. А ради облегчения поездок бизнесменов Украина и Бруней даже договорились об отмене визового режима. (С Сингапуром Киев собирается обсуждать этот вопрос.) Надо сказать, что, благодаря нефти и газу, жители Брунея занимают одно из первых мест по уровню жизни в мире: ВНП на душу населения составляет около 50 тыс. долл. Так что те, кто опасается нелегальной миграции из Брунея, могут не переживать. Также, во время визита президента во Вьетнам и Сингапур обсуждались перспективы введения зоны свободной торговли.

Сингапурцы, кстати, собираются отправить в Украину делегацию, состоящую из представителей правительства и бизнеса, для изучения перспектив участия Сингапура в украинских национальных проектах - строительстве доступного жилья, инфраструктуры и т.д. Эта делегация должна на месте осмотреться, оценить перспективы и условия для инвестирования в некоторые проекты. А вот вьетнамцы уже изъявили желание инвестировать в телекоммуникационную отрасль Украины около 600 млн. долл.

Но пока все это, по большому счету, только декларации о намерениях. Будут ли они реализованы, во многом зависит от Киева. Во-первых, от того, насколько украинская власть сумеет создать внутри страны благоприятные условия для зарубежных инвесторов, заинтересованных не только в политической стабильности (на которой Виктор Янукович так любит акцентировать внимание зарубежной аудитории), но и в соблюдении своих прав, защите инвестиций. За последний же год администрации Януковича не удалось сделать Украину более привлекательной для инвесторов. Многих из них отпугивает коррупция и отсутствие возможности отстоять свои права в суде, проблемы в возмещении НДС и украинское налоговое законодательство, госконтроль над ценами на ряд продуктов и введение квот на экспорт сельскохозяйственной продукции. Напомним, что в 2010 году Всемирный экономический форум?в мировом рейтинге конкурентоспособности присвоил Украине 89-е место против 82-го в 2009 году.

Во-вторых, надо помнить, что на рынках стран Юго-Восточной Азии идет жесткая конкурентная борьба. И, чтобы занять свое место на вьетнамском, сингапурском, брунейском рынках, украинцам надо буквально локтями распихать западноевропейские, американские, российские компании. Те давно и успешно работают в Азиатско-Тихоокеанском регионе, годами выстраивая цепочку отношений власти и бизнеса. А весь предыдущий опыт проникновения украинских компаний на рынок стран третьего мира показывает, что, несмотря на задекларированные официальными властями цели, создание политического поля для деловых контактов, наш бизнес за редким исключением не спешит в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, на Ближний Восток, чтобы участвовать в тендерах без гарантий на успех. Впрочем, необходимость искать рынки сбыта своей продукции может заставить украинские компании предпринять экономическую экспансию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.