UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цена мира

Каковы итоги второй нагорно-карабахской войны?

Автор: Владимир Кравченко

Выиграв войну на поле боя, Азербайджан пытается закрепить ее за столом переговоров. На следующий день после взятия азербайджанцами Шуши, ключевого города в обороне Нагорного Карабаха, когда бои шли уже в окрестностях столицы непризнанной республики Степанакерта и разгром армян был не за горами, президенты Азербайджана, Армении и России неожиданно подписали состоящее из девяти пунктов заявление о прекращении огня с 10 ноября. С его полным текстом можно ознакомиться здесь.

В соответствии с заявлением, Азербайджан восстанавливает суверенитет над теми районами «пояса безопасности» вокруг непризнанной республики, которые он еще не вернул под свой контроль военным путем, а также оставляет за собой районы Нагорного Карабаха, оказавшиеся под контролем азербайджанской армии до 10 ноября, в том числе и Шушу. Баку также получает проходящий по армянской территории транзитный коридор, который соединит Нахичеванскую автономную республику и Азербайджан, и будет находиться под контролем российских пограничников.

В свою очередь Армения, вынужденная в соответствии с достигнутыми договоренностями вывести из Карабаха армянские вооруженные силы, сохраняет за собой Степанакерт, а также районы республики, контролируемые армянами до 10 ноября. Кроме того она получает для транспортного сообщения между Карабахом и Арменией Лачинский коридор шириной в пять километров. Он будет контролироваться российскими миротворцами следующие пять лет. При этом предусмотрено, что российский контингент, размещенный вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора, может остаться и дольше.

Наконец, внутренне перемещенные лица и беженцы возвращаются в Карабах и прилегающие районы под контролем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Очевидно, что трехстороннее заявление готовилось не за один-два часа, а на протяжении многодневных консультаций при непосредственном участии россиян и турок. А вот триггером для подписания заявления стало не только установление Баку контроля над Шушей, но и сбитый азербайджанцами в понедельник вечером над территорией Армении российский вертолет Ми-24. Учитывая состояние армянской армии, велика вероятность, что это соглашение о прекращении огня проживет несколько дольше, чем три предыдущих.

В целом Баку достиг всего, чего требовал на переговорах последние четверть века, и даже больше: вернул контроль над районами, входившими в «пояс безопасности», получил коридор в Нахичеванскую автономную республику, добился возвращения временно перемещенных лиц, взял под контроль Шушу и не предоставил статус Карабаху. При этом Ильхам Алиев стал в Азербайджане национальным героем и обеспечил своей семье власть на долгие годы.

Возможно, что для Алиева все это перевесило негатив от предусмотренного в заявлении размещения в Нагорном Карабахе российского миротворческого контингента. Однако зафиксированные в заявлении положения еще не означают завершения нагорно-карабахского конфликта. По большому счету, он вновь заморожен. И таким конфликт будет оставаться до тех пор, пока Баку и Ереван не подпишут мирный договор, российские миротворцы не будут выведены, а два народа не придут к пониманию необходимости мирного сосуществования.

Ну а пока сохранение некого подобия армянского анклава под «зонтиком» российских военных — уступка Баку Еревану, позволяющая армянам сохранить лицо в катастрофической ситуации военного поражения.

Судя по трехстороннему заявлению, в краткосрочной перспективе уменьшившийся раза в четыре Нагорный Карабах остается под контролем армян. И в этой ситуации совершенно непонятно, как будут строиться отношения азербайджанского правительства и нагорно-карабахских властей. Для азербайджанцев Карабах — это Азербайджан, и на регион распространяется суверенитет Баку. Другое дело, что суверенитет Баку над регионом все же будет ограничен присутствием там иностранного контингента.

А вот в долгосрочной перспективе, учитывая грядущее изменение демографической ситуации в регионе, Карабах перейдет под контроль азербайджанцев. При этом Баку, скорее всего, будет реализовывать сценарий культурной автономии, о чем уже не раз говорил Ильхам Алиев.

Если на азербайджанских улицах ликование и гуляния по поводу «капитуляции Армении», то на армянских — протесты против «капитулянтского» соглашения.

В ночь с понедельника на вторник возмущенные армяне штурмовали здания правительства и парламента, требуя отставки Николы Пашиняна. Не найдя премьера, протестующие избили спикера парламента, представителя правящего блока «Мой шаг» Арарата Мирзояна. Однако на следующий день ситуация в армянской столице уже была более-менее спокойной. Тем не менее положение Пашиняна, которого обвиняют в предательстве, шатко. Армянские политики высказывают опасения о возможном начале гражданской войны или перевороте.

По словам наших собеседников, премьер-министр имеет поддержку армии и спецслужб. Но уровень популярности Пашиняна в обществе значительно снизился, а оппозиционные партии настроены отправить его в отставку. Да только был ли у армянского премьера выбор в сложившейся ситуации? Глава НКР Араик Арутюнян заявил: «Если бы боевые действия продолжились, то в течение нескольких дней мы бы потеряли весь Арцах (так армяне называют Нагорный Карабах. — В.К.), имели бы больше жертв».

Сам же Пашинян утверждает, что принял решение подписать соглашение по Нагорному Карабаху после того, как на этой необходимости настояли военные. «Армия говорила, что надо остановиться, есть определенные проблемы, для решения которых или не видно перспектив, или ресурсы для их решения исчерпаны», — заявил армянский премьер-министр. По его словам, в стране также были проблемы с мобилизацией резерва для продолжения войны.

Если для Еревана данное соглашение — возможность удержаться на краю пропасти, то мотивы Баку вызывают вопросы. Почему азербайджанское руководство решило подписывать соглашение, когда полная победа казалось такой близкой? Ведь позиции Баку на переговорах были бы куда сильнее, захвати он Степанакерт. Зачем Алиев вошел в ловушку, согласившись на присутствие российских миротворцев в Азербайджане, отправившихся в Нагорный Карабах, когда еще не успело затихнуть эхо ночных заявлений лидеров трех стран?

В Азербайджане хорошо помнят уроки присутствия российских «голубых касок» в Грузии. И понимают, что российский миротворческий контингент в Азербайджане — это рычаг давления на Баку. Вот эти факторы и заставляли до последнего сомневаться в реализуемости плана Кремля по направлению своего контингента в Карабах. Тем не менее Москве удалось продавить свой план и спасти союзника по ОДКБ, усилить влияние на Ереван и Баку, а также укрепить позиции на Южном Кавказе.

Какие аргументы привели россияне, убедившие азербайджанцев и турок? Перспективы растущего международного давления на Баку в случае дальнейшего продолжения военной операции в Карабахе? Компромат на семью Алиевых? Обещания поставок новых вооружений? Или угрозы прекратить импорт азербайджанских овощей и фруктов? Эксперты, с которыми я обсуждал ситуацию в Карабахе, затрудняются выдвинуть убедительные версии: пока катастрофически мало информации, чтобы ответить на вопрос «почему?».

Но при всех минусах решения Алиева согласиться на присутствие в Азербайджане российских миротворцев, существуют и плюсы. Прежде всего, теперь не азербайджанцы, а россияне будут нести ответственность за армянское население Нагорного Карабаха. Таким образом Баку выводится из-под критики за ожидаемые от него этнические чистки. Впрочем, даже присутствие двухтысячного российского контингента вовсе не гарантия того, что армяне останутся жить в Нагорном Карабахе в составе Азербайджана: велика вероятность, что через пять лет их практически не останется в этом регионе.

Вопросы вызвало и отсутствие в миротворческой операции Турции — одного из основных региональных игроков. И хотя о турецких миротворцах упомянул в своем ночном обращении Алиев, позже в Ереване и Москве опровергли их участие в миротворческом контингенте. «Об этом не договаривались стороны. Пребывание турецких солдат в Карабахе не было согласовано», — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Подобное заявила и пресс-секретарь премьер-министра Армении Мане Геворкян.

Однако на сайте президента Азербайджана выложена запись видеоразговора российского и азербайджанского президентов. Там Алиев прямо говорит Путину, что миротворческая миссия в Карабахе будет проходить с участием Турции, на что последний не высказывает никаких возражений. На фоне возникших подозрений, что Москва отошла от достигнутых договоренностей, российский МИД пояснил, что речь идет об участии турок в российско-турецком миротворческом центре по контролю над прекращением огня, создание которого предусматривается трехсторонним заявлением.

Причина же отсутствия турок в миротворческом контингенте, скорее всего, кроется в позиции армян, которые помнят о геноциде 1915 года и не забывают о военной поддержке Турцией Азербайджана во время второй нагорно-карабахской войны. В общем, направление турецких миротворцев в Карабах не способствовало бы стабилизации ситуации и несло для Анкары определенные репутационные проблемы. А ведь по первоначальным планам, если судить по утечкам в российской прессе в минувшие выходные, ожидалось появление и турецких «голубых касок».

Хотя Анкара и не приняла участие в формировании миротворческого контингента, тем не менее она не осталась в накладе, продемонстрировав свою ведущую роль в регионе, где в последние десятилетия доминировала Москва. Похоже, в дальнейшем влияние Турции будет усиливаться не только в Азербайджане и Грузии, но и во всем Черноморском регионе. И теперь России придется конкурировать с Турцией в регионах, которые Кремль считал традиционной сферой своего влияния. А с победой Джо Байдена на президентских выборах в США Москве придется соперничать на Южном Кавказе еще и с Вашингтоном.

Став посредником в заключении соглашения между Баку и Ереваном, Москва демонстрирует, что она сохраняет статус игрока на Южном Кавказе. Впрочем, уже не основного, а одного из нескольких. Тем не менее России удалось получить рычаг воздействия на Азербайджан и поставить Армению практически в полную зависимость от себя, дискредитировав при этом Пашиняна и наказав армян за революцию 2018 года. Но платой за это стал ее ухудшающийся имидж в армянском обществе. Однако для Кремля это несущественно. Ведь там полагают, что Армения от России никуда не денется.