UA / RU
Поддержать ZN.ua

Треугольник Румыния—Молдова—Украина: время разрушить устоявшиеся шаблоны

Что касается двусторонних отношений между Бухарестом и Киевом, заметим, что в 2014 г., в частности и в результате событий, произошедших в Украине, в них, наконец, наметились положительные сдвиги. Румынская сторона сделала ряд шагов, позволяющих говорить о завершении периода взаимного недоверия в отношениях между двумя государствами.

Автор: Анжела Гремаде

В течение последних 20 лет вопрос о необходимости "разморозить" состояние отношений в региональных форматах, где одновременно присутствовали бы Румыния и Украина, находился под негласным табу политического руководства и в Бухаресте, и в Киеве.

Такое положение вещей сохранялось из-за ряда внутренних и внешнеполитических факторов. К положительным изменениям привели, как это часто бывает, чрезвычайные вызовы. Речь идет о вызовах, постигших Украину и регион в целом вследствие российской агрессии. Бывшие стереотипы и надуманные проблемы, которые накапливались и эксплуатировались в течение нескольких десятилетий, были нивелированы реальными угрозами и отошли на второй план. Ситуация начала динамично изменяться.

Знаковым с точки зрения разрушения прежних подходов к отношениям между Бухарестом, Киевом и Кишиневом стал одновременный визит в украинскую столицу в начале октября 2014 г. премьер-министра Румынии Виктора Понты и премьер-министра Республики Молдова Юрия Лянке.

Ради справедливости заметим, что, несмотря на в целом положительный фон и результаты этих переговоров в трехстороннем формате, сам факт этого события эксперты в Киеве, Бухаресте, Кишиневе и Москве восприняли по-разному.

Например, в Румынии некоторые пытались доказать, что такие трехсторонние контакты опасны для Румынии и не оправдывают себя ни экономически, ни политически, ни стратегически. В Украине же отдельные комментаторы завуалировано намекали, что у Бухареста есть скрытая повестка дня относительно Киева, связанная с тщательно законспирированными экспансионистскими планами. А в Молдове шел спор о том, какая роль отведена премьер-министру РМ Юрию Лянке в этом раскладе более мощных стран. Ну а подход Москвы остался традиционным: все форматы переговоров, происходящих в Черноморском регионе без ее прямого или опосредованного участия, являются неприемлемыми.

Киев и Бухарест всегда относились друг к другу с подозрением. Чтобы понять истоки этого подозрения, достаточно проанализировать, как развивались двусторонние отношения между соседними странами в течение всего последнего периода. Сегодня же под влиянием новых факторов и реалий положение дел постепенно изменяется. Румыния пытается пересмотреть свою стратегию относительно Украины. Обновление подходов с учетом современной региональной геополитической реальности кажется абсолютно необходимым. Подчеркнем, что это понимают не только в Бухаресте, но и в Киеве, и Кишиневе, о чем свидетельствуют результаты многочисленных дискуссий, которые все чаще проходят между экспертами трех стран. Вместе с тем наблюдается и определенный побочный эффект, когда у украинских и молдавских аналитиков возникает соблазн категорически утверждать, что процесс активизации румыно-украинских отношений основывается исключительно на интересе Румынии к усилению своего влияния в Республике Молдова. Однако такое предположение в значительной степени ошибочно и является лишь удобным упрощением, поскольку имеет место гиперболизация исключительного статуса и места Молдовы во внешнеполитических приоритетах Румынии. Действительно, ни для кого не секрет, что отношения с Молдовой - среди приоритетов внешней политики Румынии. Это официально зафиксировано во многих румынских нормативных актах. Но ведь этот приоритет - не единственный.

Нынешний процесс пересмотра румынской стратегии относительно Украины значительно сложнее и требует комплексного подхода. В его основе - понимание потребностей наших восточных партнеров в ситуации, которая Бухаресту не известна в мельчайших деталях. Но системное ее изучение, кажется, наконец началось. Война между Украиной и Российской Федерацией повлияла на этот процесс, поскольку непосредственно затрагивает вопрос национальной безопасности и национальных интересов Румынии.

После событий в Кишиневе в апреле 2009 г. (т.н. Twitter-революция) Румыния задекларировала, по крайней мере на словах, что всесторонне будет помогать Молдове. На словах - ибо то, что происходило после этого, показало: молдавская власть довольно часто склонна формировать внутреннюю повестку дня, которая отличается от официально провозглашенной для внешнеполитических партнеров. А это, разумеется, крайне усложняет сотрудничество в сфере реализации конкретных проектов и двусторонних инициатив. Но чтобы понять, что означает "всесторонне помогать" партнеру, надо понимать, что Румыния, заявляя о намерении искренне помогать Молдове в реализации ее интересов, должна занять примерно такую же позицию и по отношению к Украине, поскольку без этого "всесторонне помочь" Кишиневу просто не получится. Если румынская власть не только делает вид, что понимает потребности Молдовы, то она должны понимать, что европейский курс Молдовы и ее территориальная целостность критически зависят от развития политической ситуации в Киеве, особенно от того, чем закончится вооруженный конфликт между Украиной и Россией. Нравится нам или нет, но Молдова является своеобразным "инструментом", который Россия использовала и попытается использовать в дальнейшем, дабы остановить проевропейский курс Украины. Пример таких действий Кремля - поддержка т.н. проевразийских политических сил в Кишиневе, которые добились неожиданных, на первый взгляд, результатов на последних парламентских выборах в Молдове, состоявшихся 30 ноября 2014 г., или неоднократное обеспечение доступа провокаторов из Приднестровья в Одесскую область для дестабилизации ситуации в этой части Украины и т.п.

Очевидно, что Россия не признает независимости Приднестровья, как и не будет содействовать его реинтеграции в РМ - даже несмотря на то, что сейчас она прекратила предоставлять финансовую помощь этому региону и его непризнанному режиму. Статус т.н. ПМР максимально удобен для Москвы именно в нынешнем формате. Ведь если этот конфликт так или иначе будет урегулирован, Россия потеряет весьма сильный козырь, который она "держит в рукаве" против Киева. Мы должны понять, что Молдова является важной частью в этой региональной головоломке, поскольку ситуация в ней может существенным образом влиять на действие или бездеятельность власти в Киеве. Признание независимости Приднестровья означает потерю рычагов давления. Выгоднее и удобнее использовать регион в качестве аргумента во время "торгов" относительно возможного международного "признания аннексии" Крыма.

Если исходить из предпосылки, что Румыния предоставила сознательную политическую, экономическую и культурную поддержку Молдове, становится понятно, почему будущие действия румынской власти должны быть направлены на лучшее понимание проблем, стоящих сегодня перед Украиной. Проевропейская Украина, политически стабильная, социально и экономически развитая, станет препятствием для влияния российской пропаганды и на молдавское общество. Действия в трехстороннем формате (Румыния-Молдова-Украина) требуют понимания регионального контекста вызовов, которые возникают перед Республикой Молдова и Украиной со всеми вытекающими отсюда усложнениями.

Обосновывая доводы в пользу экономического сближения Румынии, Молдовы и Украины, мы должны начать с реалий, постигших молдавских производителей в связи с эмбарго на вина, фрукты и овощи, которым в настоящее время заблокирован доступ к российскому рынку. После первого эмбарго, еще в 2006-м, ряд молдавских производителей понесли существенные убытки. Некоторые из них нашли другие рынки сбыта, а некоторые обанкротились или нуждались в поддержке (в форме субсидий) молдавской власти. Незнание основных правил рыночной экономики, отсутствие стратегии продвижения продуктов - главные причины подобного слабого поведения субъектов хозяйствования в большинстве сфер экономики страны.

Несмотря на то, что для уменьшения негативного влияния введенного Россией эмбарго были применены определенные стратегии и тактики, кишиневская власть оказалась перед неутешительной реальностью: большинство молдавских производителей не могут быстро отказаться от восточных рынков, поскольку их предприятия еще не готовы работать в соответствии с европейскими требованиями и стандартами. Решением в этой ситуации остается сотрудничество с восточными рынками, которые знают качество молдавской продукции, и для которых она является приемлемой. Учитывая то, что российский рынок стал недоступным, а доступ к белорусскому может быть внезапно закрыт или ограничен (из-за членства Беларуси в Евразийском экономическом союзе), украинский рынок становится все более привлекательным.

И Молдова, и Украина подписали почти идентичные документы с Европейским Союзом: Соглашения об ассоциации и всеохватывающей зоне свободной торговли. Обе страны являются членами ВТО. Теоретически не должно быть больших отличий в правилах производства товаров и услуг, соответственно и требования относительно их качества не очень будут отличаться. Очевидно, что, учитывая сложную ситуацию в Украине, Молдова не может в одностороннем порядке строить планы относительно возможностей, которые для ее экономики могут обеспечить украинские рынки, но определенные шаги ради освоения украинского рынка могут быть правильным решением, и не только для производителей из РМ.

В этом контексте Румыния как государство-член Европейского Союза может оказать содействие в том, чтобы облегчить Молдове и Украине доступ к европейским структурным фондам, что в результате будет содействовать развитию экономических партнерских связей между всеми тремя странами. Доступ к упомянутым фондам, предназначенным для реализации различных проектов, требует присутствия представителей государств - членов ЕС, и сегодня Румыния только начинает использовать эти преимущества. А Молдова могла бы стать определенным "соединительным элементом" между Украиной и Румынией. Конечно, предварительно должны быть тщательно проанализированы и оценены все риски, связанные с развитием таких проектов, в том числе и негативное влияние и перспективы обострения военного конфликта с Россией. Вместе с тем нельзя игнорировать и постконфликтные возможности - экономические агенты должны быть готовы к ним. И это только один из прагматических аргументов в пользу развития трехсторонних отношений между Румынией, Молдовой и Украиной и сближения этих трех соседних государств.

А весь перечень аргументов примерно такой: экономика, политика, общество и культура. При этом экономика традиционно остается основой каждого серьезного и крепкого партнерства.

В свою очередь все аргументы в пользу более тесного политического сотрудничества в формате Румыния-Молдова-Украина можно поделить на две категории: первая - связанная с важностью места и роли Кишинева в нынешнем сложном региональном геополитическом раскладе; вторая - со все еще имеющейся отчужденностью в двусторонних отношениях между Бухарестом и Киевом.

Остановимся на них подробнее.

В течение последних лет последовательность в процессах сближения Молдовы с ЕС была поддержана большинством внешних партнеров этого государства. Украина в нынешней ситуации так же нуждается в консолидированной поддержке ее евроинтеграционного курса. Но сегодня, после объявления нового альянса, Кишинев фактически сделал несколько шагов назад, и новая правящая коалиция, к сожалению, в определенной степени теряет доверие, полученное молдавской властью в предыдущий период. Из-за этого Молдова рискует потерять статус "элемента", способного содействовать более крепкой кооперации между ЕС и странами-соседями в Восточной Европе. "История успеха" Молдовы в рамках Восточного партнерства, как это ни досадно, вскоре может стать историей.

Что касается двусторонних отношений между Бухарестом и Киевом, заметим, что в 2014 г., в частности и в результате событий, произошедших в Украине, в них, наконец, наметились положительные сдвиги. Румынская сторона сделала ряд шагов, позволяющих говорить о завершении периода взаимного недоверия в отношениях между двумя государствами.

Во-первых, следует принять во внимание тот факт, что Бухарест решительно осудил применение предыдущей властью Украины насилия против своих граждан во время событий Евромайдана.

Во-вторых, стало очевидным, что большинство статей, появившихся в российских и румынских СМИ, начиная с января 2014-го, в которых речь шла о "запланированных наступлениях" румынской армии на Северную Буковину и Южный Буджак, имели единую цель: подорвать имидж Румынии и сделать невозможным перспективы развития добрососедских отношений между Румынией и Украиной. К счастью, инспирированная россиянами идея возможной военной агрессии со стороны Румынии, распространяемая через отдельные электронные издания и социальные сети, не достигла своей цели. Благодаря консолидации здоровых сил - как в Румынии, так и в Украине - эта информационная подрывная операция не сказалась на положительной динамике развития двусторонних отношений.

В-третьих, Румыния стала первой страной ЕС, которая ратифицировала Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом. В Бухаресте надеются, что этот символический жест надлежащим образом оценили в Киеве. Кроме того, было также подписано Соглашение о малом пограничном движении - тоже символический шаг в двусторонних отношениях, еще раз доказывающий, что стороны стремятся, наконец, изменить парадигму румыно-украинских отношений.

Некоторым политическим силам во всех трех странах может казаться, что в нынешнем региональном контексте Румыния не играет весьма важную роль. Такая оценка может быть ошибочной ввиду того, что часть внешнеполитических интересов Бухареста совпала с интересами других, самых влиятельных, игроков в регионе, которые являются центрами принятия решений по вопросам, непосредственно касающихся ситуации в Украине. В первую очередь речь идет о США, ЕС и НАТО. Этот факт уже привел к значительному усилению интереса к Румынии со стороны ключевых региональных сил. Интенсивность контактов по широкому спектру вопросов, прежде всего в сфере безопасности, за последний год существенным образом выросла. Постепенно, в процессе кооперации и взаимодействия с ведущими мировыми и региональными игроками, возрастает и роль собственно Румынии в контексте влияния в регионе Черного моря и Балкан.

Для румынских политиков и экспертов пришло время дать себе отчет в том, что не проявлять интерес к событиям в Украине, не думать о постконфликтной стратегии дальнейшего сотрудничества с этим государством, игнорировать конфликт, угрожающий безопасности во всем регионе, - означает игнорировать собственные национальные интересы, прежде всего в сфере безопасности, и демонстрировать политическую близорукость. Невозможно помочь Молдове, не содействуя достижению целей, первостепенность которых для обеспечения безопасности в регионе подчеркивает и сам Кишинев. Вот почему Румыния должна быть одним из тех государств, которым необходимо сделать свой вклад в демократизацию, процесс европейской интеграции Украины, а также поддержать территориальную целостность и суверенитет украинского государства в этот самый критичный со времен распада Советского Союза момент.

С радостью заметим, что сегодня важность этой миссии осознают на уровне высочайшего государственного руководства Румынии, о чем свидетельствуют последние заявления в поддержку Украины главы румынского государства, премьер-министра и спикеров обеих палат парламента. Сопровождение украинской темы румынским внешнеполитическим ведомством носит системный характер и не оставляет места для двузначных трактовок. На экспертном уровне активно обсуждается тематика перспектив румыно-украинского и румыно-украинско-молдавского стратегического партнерства.

Хочется верить, что в скором времени мы станем свидетелями динамического развития отношений как в двустороннем, так и трехстороннем форматах, поскольку политические реалии требуют взвешенных и ответственных действий от всех трех актеров - Румынии, Молдовы, Украины.