"У тебя там полно плохих парней, и ты делаешь мало для того, чтобы остановить их, я думаю, что твои военные напуганы. А мои нет, поэтому я мог бы послать свои войска, чтобы позаботиться о них".
Такой разговор состоялся между президентом США 3 и его мексиканским коллегой Энрике Пенья Ньето 1 февраля 2017 г. Президент Мексики накануне заявил, что отменит свой визит в Вашингтон, поскольку новый президент США принял решения, посягающие на суверенитет соседней страны и нарушающие права мексиканцев в США. Из расшифровки разговора, попавшего в СМИ и ставшего достоянием гласности, непонятно - Трамп предлагает помощь или угрожает соседней стране, которая делает недостаточно для того, чтобы мексикано-американская граница была под контролем. Также неясно, кого Трамп имел в виду под "плохими парнями" (Трамп использовал испанское слово hombres) -наркоторговцев или нелегальных мигрантов (а может, и тех, и других). Однако то, что это, как правило, с неправильным испанским произношением, уже не первый раз слетает с уст Трампа, указывает на то, что "плохими парнями" он считает выходцев с юга континента - мексиканцев. Свою предвыборную кампанию Трамп начал с обвинений Мексики в том, что она посылает в США "наркоторговцев, преступников и насильников". Свое президентство он начал с подписания указа о том, что немедленно начнет строить на границе с Мексикой стену против мигрантов.
Сегодня примерно треть из 3145 км американо-мексиканской границы защищена забором разной высоты и степени непреодолимости. Первые участки появились в 1993–1994 гг., а при Джордже Буше-младшем работы по укреплению границы приобрели системный характер. На существующую стену уже было израсходовано более 7 млрд долл. США. Стена практически полностью отгородила штат Калифорния от Мексики. Теперь Дональд Трамп решил завершить дело предыдущего республиканского президента США и построить заграждения там, где их нет.
Однако и без новых участков стена уже вызвала множество проблем. Экологи, например, заявляют, что она препятствует природной миграции животных. Но, что еще гораздо хуже, за последние 13 лет зафиксирована гибель примерно 5 тыс. чел. Они пытались либо преодолеть стену, либо обойти ее в труднодоступных пустынных районах, и гибли, сбившись с пути.
По разным оценкам, идеи Трампа обойдутся американским налогоплательщикам в круглую сумму. По словам самого Трампа, потребуется 8 млрд долл. США, эксперты же оценивают потребности сумой в более широком диапазоне - 15–25 млрд долл. Свыше 2 млрд долл. будет уходить ежегодно для ее обслуживания. Однако Трамп сразу заверил своих сограждан, что за эту стену заплатят сама Мексика и мексиканские мигранты. Он заявил, что поднимет пошлины на мексиканские товары до 20%. Такое решение, по словам пресс-секретаря Белого дома Шона Спайсера, позволит аккумулировать до 10 мрлд долл. в год. Также США могут увеличить налог на денежные переводы от нелегальных мексиканских мигрантов из США на родину. За год сумма таких переводов достигает 25 млрд долл.
Эти решения Трампа и его заявления и стали причиной самого серьезного кризиса в отношениях Вашингтона и Мехико, вынудили мексиканского президента Энрике Пенья Ньето отказаться от встречи с Трампом. Интересно, что в ходе этих переговоров Ньето как раз собирался обсуждать с новым хозяином Белого дома вопросы экономического сотрудничества, миграции, инвестиций, но он в категорической форме отверг любые предположения Трампа, что Мексика возьмет на себя долю в финансировании строительства стены на границе. Трамп же поступил по-своему - подписав указ о стене, он также написал в Twitter, что раз Мексика не собирается платить, то визит мексиканского президента действительно лучше отменить. При этом он также упомянул, что у США в торговле с Мексикой дефицит в 60 млрд долл. - из-за действия Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), и это приводит к огромным потерям рабочих мест в США - около 1 млн за последние 10 лет. Трамп обещал создать 25 млн новых рабочих мест и сделать торговый баланс Америки положительным. Таким образом, Мексика - одна из основных стран, которая мешает президенту США реализовать стратегию торгового протекционизма.
Трамп поставил под сомнение давние экономические договоренности с Мексикой в рамках NAFTA. Соглашение действует еще с 1994 г. и включает также Канаду. Предполагают, что Трамп хотел говорить с Ньето о пересмотре соглашения о свободной торговле, поскольку считает его невыгодным для США. Но самолично принять решение о выходе из NAFTA хозяин Белого дома не может, поскольку соглашение одобрено конгрессом США. Однако ввиду того, что Мексика в результате переговоров с новой администрацией США, очевидно, получит условия в торговле с Соединенными Штатами хуже, нежели она имеет сейчас, то, по словам мексиканского министра экономики Ильдефонсо Гуахардо, она сама может выйти из соглашения с США и Канадой. Стремительно портящиеся отношения Трампа с Мексикой ставят под вопрос конструктивные переговоры по NAFTA между лидерами стран и станут сигналом для Канады, с которой у Трампа, вероятнее всего, переговоры пойдут еще тяжелее.
Возвращаясь к проблеме стены на границе, заметим, что критики данного проекта указывают на его полную бессмысленность. Сет Стоддер, бывший помощник министра по национальной безопасности США, занимавшийся вопросом границ в последние 15 лет, заявил, что стена имела смысл в начале 90-х, когда границу со стороны Мексики пересекали 2 млн нелегалов в год. Сегодня таких нелегалов значительно меньше, поскольку система защиты выросла, и все меньше желающих подвергать себя опасности, а услуги проводников подорожали в десятки раз.
Но самое главное, что Мексика изменилась - и на самом деле миграционный поток теперь идет в обратном направлении. Официальная статистика свидетельствует, что с 2009 г. по 2014 г. в Мексику из США выехали на 140 тыс. больше, чем тех, кто решил переселиться из Мексики на север. И теперь это - уже стабильный тренд. Мексика стала 11-й экономикой мира, она - третий по объемам торговли партнер США с оборотом 1,6 млрд долл. в день! По многим параметрам мексиканская экономика интегрирована с экономикой США, крупные американские фирмы разместили в Мексике свои производства, что позволило существенно снизить издержки, связанные с оплатой труда, и снизить себестоимость товаров. Американские торговые сети предлагают в Мексике почти те же самые товары, что и в США. За последние 20 лет обе страны (в том числе и в рамках NAFTA) делали все для того, чтобы барьеров для легальной торговли и поездок граждан было меньше. Ежедневно границу в обоих направлениях пересекает 1 млн чел. через КПП, которых оборудовано более 50. Улучшение экономики и уровня жизни в Мексике и стало основной причиной, по которой поток нелегалов сократился, и люди не желают перебираться на север - особенно это стало очевидно после экономического кризиса 2008–2009 гг.
Основной поток нелегальных мигрантов в США идет из бедных стран - Сальвадора, Гватемалы и Гондураса, и больше половины - это женщины и дети, которые бегут от насилия, бандитизма и нищенской жизни. И по американским законам, и по международным конвенциям Америка должна принимать этих беженцев, если угроза их жизни обоснована и они докажут это.
По словам Стоддера, миграционный кризис в США вовсе не такой, как о нем рассказывает Трамп - мол, мексиканцы проникают в США, чтобы потом, живя в стране на нелегальном положении, отбирать работу у законопослушных граждан и совершать преступления. Все это не так, - заявляет Стоддер. Мигрантам даже выгодно, прибыв в США, оказаться в руках пограничной службы и подать формальное заявление на получение убежища. Кризис американской системы связан с тем, что в судах ныне находятся более
500 тыс. дел по предоставлению легального статуса, которые уже рассматриваются на протяжении пяти и более лет. США не могут выдворить этих иностранцев до решения суда и не могут арестовывать их.
Всего в США 9–11 млн мигрантов живут на нелегальном положении или являются членами семей, где есть один или несколько легализовавшихся мигрантов. Некоторые из них еще в годы администрации Обамы получили уведомление, что в статусе беженцев им отказано, и они должны покинуть страну. Однако часть из них попросту игнорирует это решение, они живут в городах и округах, решивших не выполнять федеральные предписания и предоставляющих нелегалам разрешение на проживание. Эта проблема также не имеет простого решения.
Попытки Трампа повысить роль и дать новые полномочия местной полиции в борьбе с нелегалами уже натолкнулись на возражения и сопротивление на местах - полицейские говорят, что такие распоряжения только ухудшат криминогенную ситуацию, обострят отношения между нелегалами и гражданами США, приведут к росту нарушений прав человека. Исследование в 39 городах, которые предоставляют нормальные условия жизни для мигрантов, не получивших официального статуса, показывает снижение уровня преступности, поскольку именно эти люди - только прибывшие в США - как раз имеют меньшую склонность к совершению преступлений, чем граждане, родившиеся в Штатах. Кроме того, местные полицейские сами не хотят выполнять роль федеральных иммиграционных агентов, поскольку это осложнит их работу с мигрантами по раскрытию преступлений. Самой же иммиграционной службе США не хватает нескольких тысяч сотрудников, чтобы работать эффективно.
Угрозы Трампа привлечь к борьбе с нелегалами еще и армию (как было сказано в разговоре с Ньето) вызвали шквал эмоций в Мексике. Местные политики указали Трампу на то, что война с наркотрафиком на границе идет постоянно, и жертвами в войне с наркокартелями стали уже 200 тыс. чел. в Мексике. Поэтому обвинять мексиканскую армию в трусости и неэффективности по меньшей мере глупо. А слова о том, что американская армия может зайти в Мексику, вызвали у соседей самые горькие воспоминания о войне между США и Мексикой середины XIX в., когда последняя лишилась половины своей территории - нынешних штатов США - Калифорнии, Аризоны и Невады.
С тех пор каждый мексиканец на протяжении своей жизни хотя бы раз слышал такую фразу: "Бедная Мексика, она так далеко от Бога и так близко к Соединенным Штатам". Победа Трампа на выборах в США снова сделала ее актуальной.