UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трамп: Америка превыше всего

В минувшую пятницу Дональд Трамп принес присягу и стал 45-м президентом Соединенных Штатов. ZN.UA обратилось к известным экспертам в области международных отношений и безопасности с просьбой прокомментировать первое выступление Дональда Трампа в качестве президента Соединенных Штатов.

В минувшую пятницу Дональд Трамп принес присягу и стал 45-м президентом Соединенных Штатов.

Команда Д.Трампа всячески подогревала интерес к инаугурационной речи нового главы Белого дома, подчеркивая, что в ней президент ответит на ряд волнующих общество вопросов. Советник Трампа Энтони Скарамуччи заявил, что "это будет историческая речь", а помощница президента Келлин Конвей заявила, что обращение к нации будет "элегантным, красивым, мощным и коротким".

ZN.UA обратилось к известным экспертам в области международных отношений и безопасности с просьбой прокомментировать первое выступление Дональда Трампа в качестве президента Соединенных Штатов.

Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобалистики "Стратегия XXI"

После инаугурационной речи Дональда Трампа на сайте Белого дома появились программные тезисы новой администрации, полнее раскрывающие суть "трамполитики", которую можно было бы назвать "к американской гегемонии через антиглобализм". America first означает, что прочие из могущественных мира сего могут быть на любой позиции, но на первой будут только США. Суть "трамполитики" - укрепление вооруженных сил и промышленности.

Что касается первого, то традиционные приоритеты - ВМС и ВВС - для США как морской силы (Sea Power) остаются на главном месте. Следует вспомнить ноябрьскую записку Трампа о необходимости увеличить флот до 355 боевых кораблей с нынешних 274. Это должно вывести ВМС на уровень времен президентства Рональда Рейгана. Понятно, что авианосцы, подводные лодки, оснащенные ракетно-ядерными системами, надводные корабли-невидимки с системами ПРО, стратегические самолеты нужны не для защиты американской территории от мигрантов из Рио-Гранде и борьбы с исламскими экстремистами. Они нужны для сдерживания такой силы, как КНР, и глобальных бандитов наподобие РФ. В сущности, военный компонент программы Трампа по своему духу может стать предохранителем от китайского глобализма и российского интервенционизма.

Судить можно не только по тому, что прозвучало в речи Трампа и содержится в тезисах программы Белого дома, но и по тому, о чем промолчали. Трамп не видит Европы, у него отсутствует трансатлантическое измерение. Но вряд ли это повод для радости в Москве и Пекине, поскольку Трамп мыслит категорией America first. Нельзя быть первым, если ты - один. Первый ты тогда, когда есть другие, и ты их ведешь. Поэтому со временем Трамп пересмотрит такой подход, но это не означает, что в его альянсе будут все те, кто ныне находится в НАТО. Скорее, круг альянтов ограничится традиционным англосаксонским форматом (Канада, Великобритания, Австралия), отдельно Израиль, а также азиатский формат - Япония, Южная Корея и Тайвань. Если США времен Трампа решат, что наступило время проучить Иран, Северную Корею, РФ или КНР, будет выбран или создан тот или иной формат.

Трамп обозначил внешнеполитический приоритет - борьба с исламским терроризмом. В программных тезисах не обойдено вниманием разведывательное сообщество, без которого успешно бороться с терроризмом невозможно, а вооруженные силы будут беспомощны. В программных тезисах достаточно четко указано, что США будут развивать как оборонные, так и наступательные кибервозможности. Ничего о ядерном разоружении, что вполне логично вписывается в концепцию America first. Но и ни единого слова о НАТО, трансатлантической солидарности, Хельсинском заключительном акте СБСЕ, под которым стоит подпись США и на котором держался мир в Европе. Последнее может означать, что принципы отныне бездействуют, действуют интересы и сила.

Речь Трампа, если абстрагироваться от личности оратора и популистских форм, направлена на активацию внутренней энергии американского общества. Как в широком понимании потенциала нации, так и в прикладном значении реиндустриализации США, на что в речи и программных тезисах сделано особое ударение.

И это у Трампа может получиться. Не с учетом его какой-то гениальности, а в силу того, что предпосылки для этого уже созданы американской революцией сланцевого газа. В США самые низкие цены на энергию по сравнению с Европой и Азией.

Если к революции сланцевого газа добавиться еще и революция сланцевой нефти (а она уже идет), США станут полностью энергонезависимы. Усиление мощности США базируется на энергетическом базисе. Недаром на первом месте программы America first стоит "Энергетический план". Но американская петрократия Трампа будет означать конец российской петрократии Путина.

Тенденции, которых можно ожидать в результате такой политики Трампа:

1. Усиление экономического и военного могущества США благодаря собственной дешевой энергии в случае успешной реализации программы.

2. Ослабление американского влияния в Европе, с дальнейшей фрагментацией ЕС, обусловленной деструктивными действиями РФ.

3. Стимулирование оформления опасного для Европы российско-немецко-французского альянса.

4. Метания ближневосточных и латиноамериканских режимов в поисках патроната в Пекине и Москве.

5. Ускоренная разработка пороговыми странами ракетно-ядерного оружия, поскольку надеяться на чьи-то "гарантии безопасности" ныне бесполезно (доказано примером Украины).

Вряд ли санкции против РФ будут отменены, поскольку это будет означать, что America способна "прогибаться" и совсем не first.

Что это может означать для нас? Только одно - "Украина превыше всего!" Рано или поздно "трамполитика" США придет к пониманию ошибочности небрежения НАТО, стратегическим партнерством с рядом стран, а также тем, что подлинной угрозой мировому порядку является Россия с ее глобальным "мессианством" и гибридными войнами. Сверхзадача для нас - не только выжить несмотря ни на что, но и развиться и усилиться. В мире, где хаоса становится больше, а международное право сдано на лом, нам понадобится сила. Ее источник - внутри нас.

Алексей ИЖАК, заместитель директора Регионального филиала НИСИ в г. Днепр:

Президент Дональд Трамп произнес свою инаугурационную речь, а на сайте Белого дома появился список приоритетов новой администрации. Обычной смены тона при вступлении во власть на сей раз не произошло. Можно быть уверенными: экстравагантные идеи, вроде сближения с Россией ценой признания аннексии Крыма, остались курьезом предвыборной гонки. Но в своих базовых подходах Дональд Трамп последователен. Можно считать, что это главная неожиданность его инаугурационной речи.

Во внутренней политике будет доминировать экономика. Покупать американское и нанимать американцев - главные рецепты Трампа для возвращения США к процветанию. Внутренних бюрократических регуляций станет меньше, внешнего протекционизма - больше. Энергетика будет освобождена от многих экологических ограничений. Можно ожидать увеличения рабочих мест и удешевления энергетических ресурсов на внутреннем американском рынке. Но есть и обратная сторона. США слишком глубоко встроены в глобальную экономику, доллар является главной мировой валютой. Вряд ли возможно возводить торговые барьеры и возвращать производство в Америку, не подрывая основ выстраивавшейся десятилетия экономической политики. Протекционизм может обернуться ростом потребительских цен, опережающим рост доходов, доверие к доллару и к американским финансовым рынкам может пошатнуться.

Белый дом подтвердил, что США выйдут из Тихоокеанского торгового партнерства, пересмотрят договор о североамериканской зоне свободной торговли, будут жестко следить за балансом внешнеторговых интересов. Президент Трамп пообещал положить конец ситуации, когда другие страны процветают за счет американских экономических интересов. В первую очередь, это затронет интересы Китая, Японии, Южной Кореи и Мексики, возможно, Германии, заставив их строить новые внешнеэкономические альянсы. Китаю, вероятно, придется пересматривать планы Шелкового пути, Японии - с более слабых позиций решать проблемы своих северных территорий в отношениях с Россией, Германии - искать новые формы функционирования ЕС.

Во внешней политике первоначальные шаги, объявленные Белым домом, - уничтожение "Исламского государства" и других радикальных исламских групп, при необходимости в союзе с другими государствами, активное строительство военно-морского флота и переход к дипломатии, акцентирующей американские интересы. В военной сфере планируется "прекращение секвестра" военного бюджета, достижение "высочайшей" боеспособности американских войск, создание эффективной противоракетной обороны. Стоит заметить, что первое проведенное через Сенат назначение уже в день инаугурации - именно министра обороны.

Заметно противоречие провозглашенных приоритетов экономической, внешней и военной политики США. Американская военная мощь требует глобального присутствия. Борьба с "Исламским государством" подразумевает проекцию силы. Дональд Трамп пообещал, что США не будут развивать чужие вооруженные силы и защищать чужие границы в ущерб строительству собственной военной машины. Но на иностранные военные базы тратится всего порядка 10 млрд долл., на военную помощь - еще около 18 млрд в год из 500 млрд долл. военного бюджета. А вот война в Ираке действительно была крайне затратной. Столь же затратной может оказаться война с "Исламским государством". США будет очень трудно строить флот, развивать ПРО и искоренять радикальный ислам, ведя торговые войны с Японией, Германией и другими своими ключевыми военными союзниками. Скорее всего, постепенно сыграет малозаметное пока обещание в инаугурационной речи - оживить старые и создать новые союзы. Вероятно, для этого США придется идти на экономические компромиссы.

Для Украины первые последствия новой "американской реальности", как они озвучены в первый день новой администрации, могут быть связаны с такими аспектами. Борьба США с радикальным исламом вполне может разрушить российско-турецко-иранский и российско-израильский альянсы в сирийском урегулировании. Россия будет пытаться договориться со США, но это ей придется делать на условиях Трампа, а не Путина. В российской политике возникнет турбулентность, и она будет усиливаться с развитием американской противоракетной обороны. Не исключено, что эта турбулентность выльется в попытку России добиться новых побед на украинском фронте.

Нужно будет приложить усилия, чтобы убедить новую администрацию: режим санкций против России никак не является для США защитой чужих границ в ущерб собственным, а выполнение Будапештского меморандума вполне соответствует новым американским дипломатическим приоритетам без вреда для военной мощи США.

Внимания потребует диалог в отношении американских инвестиций в Украине и сотрудничества в энергетике и высокотехнологичных сферах. Дональд Трамп пообещал в своей инаугурационной речи, что Космос откроет свои секреты. Вовсе не обязательно, что США должны двигаться в этом направлении в одиночку и отказываться от услуг Украины в производстве космических ракет "Антарес".

Богдан ЯРЕМЕНКО, глава Фонда "Майдан иностранных дел"

1. Есть что-то унизительное в энтузиазме некоторых представителей украинского политикума, на весь мир растрезвонивших о намерении присутствовать на инаугурации Дональда Трампа. Любопытно, потратят ли они когда-нибудь столько же времени, энергии и денег для участия в неких подобных торжествах в Украине?

Сколько месяцев нардепу надо экономить из своей повышенной заработной платы, чтобы оплатить участие в инаугурации чужого президента? И все ради чего? Ради возможности слиться с толпой счастливых владельцев приглашений в "серебряный" или "красный" секторы на церемонии приведения Дональда Трампа к присяге и с расстояния 200–300 м улавливать каждый отблеск белокурого вихра виновника торжества? Или ради трех секунд рукопожатия и, если очень повезет, селфи с Дональдом Трампом на одном из трех инаугурационных балов?

2. Настроения в Вашингтоне не такие уж и праздничные. Один из репортажей американской телекомпании CNN накануне инаугурации назывался "Трамп прилетел из Нью-Йорка в Вашингтон и пробудет там по меньшей мере четыре года". Тех, кто с нетерпением будет зарисовывать каждую клеточку в календаре президентства Дональда Трампа, будет немало. Вот одна из характерных и очень злых шуток на тему, рожденная Всемирной сетью: "Майк Пенс - новый вице-президент, а через два месяца - 46-й президент США".

Президентскую избирательную кампанию уже назвали крупнейшей в истории причиной раскола американского общества.

Не менее нервным и скандальным был так называемый переходной период (отрезок времени от объявления результатов голосования до инаугурации). Дональд Трамп не жалел усилий, чтобы перессориться со всеми.

Американское общество отвечало ему "взаимностью", и где могло и как могло загоняло президента-электа в коридоры из красных ограничительных флажков. И что не может не радовать нас, украинцев, более всего это касалось темы отношений Трампа, то есть - США, с Россией. Но результат этого процесса еще очень неочевиден, и у нас нет причин праздновать тот факт, что начало администрации Дональда Трампа будет политически слабым. Политически ослабленные во внутренней борьбе Соединенные Штаты будут одинаково слабым другом и партнером для Украины и многих других дружественных нам государств, в той или иной степени полагающихся на американское лидерство.

Уже во время церемонии приведения Дональда Трампа к присяге Вашингтон задымил от разрывов гранат со слезоточивым газом. Начались стычки полиции с демонстрантами, которые использовали день инаугурации как повод для протестов против чего угодно, включая и самого Трампа. Продолжение следует?

3. Лозунг "Украина превыше всего", которого, нет смысла это скрывать, опасается и недолюбливает либеральная часть украинского общества, оказывается, может стать центральным призывом инаугурационной речи президента США. Ну, конечно же, в форме "Америка превыше всего!"

Во всем прочем инаугурационная речь Дональда Трампа ничем не удивила. В конце концов, она, в сущности, ничем не отличалась от его же речи на Республиканском национальном конвенте, когда он получил одобрение своей партии баллотироваться на должность президента, и повторяла фразеологию предвыборной агитации. Америка вернет себе величие. Только себе. Другим - будет только сияющим примером.

Порой же это звучало так, словно все, в сущности, уже и произошло в момент вступления Дональда Трампа в должность. По замыслу и высказываниям окружения Трампа, эта речь была объединительной. Каким образом одни и те же лозунги, которые совсем недавно разъединяли американцев, неожиданно станут их объединять, мы узнаем в скором времени.

4. Касались ли Украины слова из инаугурационной речи о том, что США слишком много заплатили за безопасность других государств? Абсолютно точно эти слова вызывают в сотню раз больше тревоги у Канады, Японии, Южной Кореи, Израиля и нескольких десятков других государств, оборонная и военная помощь которым со стороны США в сотни или тысячи раз больше, чем получаемая нашей страной. Конечно, уверенности, стабильности и безопасности в мире от этого целиком и полностью направленного на внутреннего потребителя заявления Трампа в мире больше не станет.

Во время утверждения в Сенате кандидаты на должности руководителей Пентагона, Госдепартамента и представителя США при ООН делали заявления, которые не могли вызвать у украинцев ничего, кроме удовлетворения (в части отношения к РФ, необходимости продолжения санкций против этой страны и т.п.). Но вот беда: на прямой вопрос, обсуждал ли он с Дональдом Трампом позицию по России, кандидат на должность главного американского дипломата Рекс Тиллерсон прямо заявил: "Еще нет".

Дональд Трамп, комментируя вопрос, почему его номинанты высказывают позицию, прямо противоречащую многим его словам, не колеблясь, заявил: он стремится, чтобы его будущие министры имели и высказывали собственную позицию.

Нам остается только ожидать и наблюдать, превратится ли эта команда звезд в звездную команду.

5. "Политики процветают, но рабочие места сокращаются, фабрики закрываются. Правительство защищает себя, а не граждан нашей страны. Их победы не превращаются в ваши победы; их триумфы не превращаются в ваши триумфы; и пока они празднуют в столице нашего государства, по всей стране, семьям, которые выживают, нечего праздновать. Это все изменится, начиная отсюда и немедленно; поскольку этот шанс - это ваш шанс, он принадлежит вам", - так сказал в своей инаугурационной речи Дональд Трамп. Эти слова повторит в своей инаугурационной речи следующий президент Украины. И последующие президенты многих других стран.