UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Тигр" в клетке! Пусть торжествует закон!

Антикоррупционная кампания в Китае достигла невиданных масштабов

Автор: Алексей Коваль

Спустя 20 месяцев после начала антикоррупционной кампании в Китае, проходящей под лозунгом "нещадно бить и тигров, и мух" (подразумевается не делать разницы между крупными чиновниками и мелкими бюрократами), она входит в новую фазу и приобретает невиданные масштабы. 29 июля Центральная дисциплинарная комиссия Коммунистической партии Китая объявила о начале расследования в отношении Чжоу Юнкана, обвиняемого в "серьезных нарушениях партийной дисциплины". Официальные СМИ Китая при этом не упомянули, что 71-летний Чжоу Юнкан ранее занимал пост министра общественной безопасности КНР и секретаря политико-юридической комиссии ЦК КПК, курирующей суды, пенитенциарные учреждения и органы безопасности КНР. В 2002-2007 гг. он был одним из членов Политбюро ЦК КПК, а с 2007-го по 2012-й являлся членом самого влиятельного политического органа в КНР - Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Его членов (даже бывших) за более чем 30 лет никогда не обвиняли и к ответственности не привлекали. Таким образом, данное скупое публичное заявление может стать началом самого грандиозного антикоррупционного процесса в Китае, который способен во многом изменить не только ход самой антикоррупционной борьбы, но повлиять на политическую ситуацию в стране. И, возможно, его последствия для внутренней политики будут куда масштабнее, чем представляется сегодня.

Шаг на пути
к правовому государству

То, что над бывшим шефом китайских правоохранителей сгущаются тучи, было известно давно, практически сразу после его ухода с партийных постов в ноябре 2012 г. Он внезапно исчез из новостей, и знающие люди говорили, что затем он был помещен под домашний арест. Теперь же официальное обвинение в "серьезных нарушениях партийной дисциплины", скорее всего, можно трактовать не как начало расследования противоправных действий Чжоу Юнкана, а как его финал и подтверждение того, что антикоррупционные органы Китая имеют в своем распоряжении полноценную базу фактов и доказательств вины экс-чиновника. Ранее достоянием гласности стали некоторые факты злоупотреблений Чжоу Юнкана и его окружения, аресте ряда его ключевых коллег и родственников.

Самая масштабная порция сенсационных разоблачений появилась еще весной в газетах Гонконга и Тайваня, которые в частности узнали, что в марте 2014 г. были заморожены счета Чжоу Юнкана на 5,9 млрд долл., изъяты акции и облигации на 8,22 млрд долл., конфискованы 300 квартир и вилл общей стоимостью около 2,7 млрд долл., антиквариата и предметов искусства на 161 млн долл., а также 60 транспортных средств, предметы из драгметаллов. При этом, как отмечают источники, знакомые с ходом расследования, большинство всех изъятых ценностей и объектов принадлежит его родственникам, а также приближенным экс-чиновника из столицы и различных провинций страны, сотрудникам Китайской национальной нефтяной и газовой корпорации - China National Petroleum and Natural Gas Corporation (CNPC), высшим офицерам армии и полиции.

Таким образом, процесс
над Чжоу Юнканом одновременно открывает пути к расследованию преступлений целой сети коррупционеров в высших эшелонах власти и ключевых отраслях экономики. Численность ее, если судить по сообщениям китайских СМИ, уже превышает три сотни человек. Ряд из них уже был арестован в предыдущие месяцы. И, перефразируя китайское изречение, можно даже сказать, что китайские власти использовали тактику "ловли мух" (без лишнего шума хватали и проводили дознания относительно мелких чиновников), чтобы потом устроить успешную облаву на "тигра" - Чжоу Юнкана.

Уже сегодня ключевыми фигурантами данного дела являются сын Ч.Юнкана - Чжоу Бин, долгое время руководивший компанией Beijing Zhongxu Yangguang Petroleum and Natural Gas Technology, в ведении которой были масштабные проекты, связанные с водными ресурсами и нефтью. Здесь стоит вспомнить, что с 1988-го по 1998-й Чжоу Юнкан, занимая высокие партийные посты, входил в руководство Национальной нефтяной и газовой корпорации. С 1998-го по 1999-й он был также министром земельных и природных ресурсов. В декабре прошлого года Чжоу Бина арестовали по подозрению в даче взятки при строительстве жилого комплекса в окрестностях Пекина, по другим данным, он арестован по представлению прокуратуры провинции Хубей за ведение нелегального бизнеса.

Среди других высокопоставленных чиновников можно также упомянуть вице-губернатора провинции Хайнань Цзи Веньлиня, секретаря парторганизации нефтяной корпорации PetroChina International Шен Дичен, главу Муниципального бюро безопасности Пекина Лян Ке, передававшего Чжоу Юнкану информацию, собранную службой безопасности, в частности записи телефонных разговоров и сведения от тайных информаторов. Ли Чуньчен - заместитель первого секретаря парткома провинции Сычуань, успевший менее месяца до ареста побыть кандидатом в ЦК КПК.

Таким образом, дело Чжоу Юнкана дает основания говорить, что коррупция пронизала всю властную систему Китая, сверху донизу, и пустила корни не только в госорганах, но охватила важнейшие отрасли экономики, полицию и армию.

Информация обо всем этом с невиданной доселе степенью гласности публикуется в китайских официальных СМИ, а также активно "приправляется" слухами, предположениями и домыслами, за распространение которых ранее можно было бы угодить в тюрьму.

В китайской блогосфере простые граждане особенно активно обсуждают историю о том, что Чжоу якобы подстроил автокатастрофу своей первой супруги, чтобы взять в жены красивую телеведущую Центрального телевидения Китая - Цзя Сяое, на 28 лет моложе его. Они познакомились в 1999 г., а свадьба состоялась спустя два года, через год после гибели Ван Шухуа, с которой Чжоу развелся незадолго до этого. Кстати, затем телеведущая исчезла с экранов, и о том, как сложилась ее дальнейшая судьба, в коллективе журналистов ССТV слагали легенды. Однако теперь власти якобы хотят выяснить, какую роль игралибывшие руководители китайского телевидения в организации контактов молоденьких телеведущих и журналисток с высокопоставленными госчиновниками.

А вот западные СМИ активно раскручивают версию о том, что дело Чжоу Юнкана - очередной акт политической борьбы на властном олимпе в Пекине. Уже давно муссируется версия, что Чжоу покровительствовал известному политику, главе парторганизации города Чунцин в провинции Сычуань - Бо Силаю. В сентябре прошлого года он был осужден по обвинению в коррупции и приговорен к пожизненному заключению. Дело в том, что Бо рассматривался рядом влиятельных лиц альтернативой нынешнему председателю КНР и главе КПК Си Цзиньпину в процессе передачи власти новому поколению китайских лидеров в 2012 г. И ходят слухи, что, будучи еще в должности заместителя председателя КНР, Чжоу Юнкан планировал устранение Си Цзиньпина, чтобы очистить путь наверх для своего протеже Бо. В ряде западных СМИ утверждается также, что сорвать планы покушения на Си Цзиньпина удалось при содействии вице-президента США Джо Байдена. Якобы именно он передал в Пекин информацию, полученную американскими дипломатами в Сычуани от бывшего шефа полиции города Чунцин, когда тот пытался получить политическое убежище в США.

Официальный Пекин данную версию (как и прочие слухи) никак не комментирует, настаивая, что антикоррупционная кампания, инициированная Си Цзиньпином, не имеет политической подоплеки и осуществляется исключительно в рамках решений, утвержденных высшим партийным руководством.

Тем не менее, никто не будет отрицать, что антикоррупционная борьба уже стала одним из ключевых аспектов политического курса, проводимого китайским руководством. Следовательно, объяснять громкие политические процессы последних лет лишь борьбой за власть и попытками Си Цзиньпина укрепить свои позиции на политическом Олимпе страны было бы неправильно. За громкими разоблачениями и сенсационными судебными разбирательствами можно не заметить куда более масштабных сдвигов, происходящих в стране.

Законники
гнут свою линию

Утром в среду 30 июля, менее чем через сутки после заявления по Чжоу Юнкану, газета "Жэньминь Жибао" опубликовала редакционную статью, содержащую предупреждение о том, что для тех, кто нарушает законы, нет и быть не может никакого убежища, где можно было бы спрятаться от всевидящего партийного ока. И дело Чжоу Юнкана - "исторический прорыв", четко указывающий, что для партии нет разницы между "мухами" и "тиграми" - перед законом все равны, и "охота" будет продолжена. Несколько дней назад в СМИ Китая появилась фраза самого председателя Си, сказанная им во время встречи с активистами из города Чанбайшань провинции Цзилинь. "Когда дело доходит до борьбы с коррупцией, жизнь и смерть или репутация ничего не значат для меня", - заявил он.

За период с ноября 2012 г. в Китае расследование коррупционной деятельности коснулось более 40 руководителей на уровне провинций и министерств, а также менеджеров крупных компаний. Среди тех, кому предъявлено обвинение в коррупции и других нарушениях, - бывший глава Комитета по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР Цзян Цземинь, бывший заместитель главы Госкомитета по делам развития и реформ КНР Лю Тенань, бывший мэр города Нанкина Цзи Цзянь, один из самых богатых людей в стране - владелец строительно-отделочной компании Gold Mantis Construction Decoration Чжу Синлян, бывший заместитель председателя Центрального военного совета КНР Сюй Цайхоу и Су Жун, бывший заместитель председателя Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая.

Таким образом, китайская пресса особо подчеркивает, что дело Чжоу Юнкана - отнюдь не окончание определенного этапа антикоррупционной кампании, а демонстрация решимости партии продолжить борьбу с коррупцией на всех уровнях. Именно это дело должно стать примером использования властями всего доступного правового инструментария для дальнейшего продвижения антикоррупционной деятельности.

При этом уже недостаточными являются механизмы внутрипартийного контроля, профилактики нарушений и наказания провинившегося, тем более призывы партийцев к моральности и защите "чести партийного мундира". Центральную дисциплинарную комиссию КПК призывают ужесточить свои правила, а по сути - научиться использовать и строго придерживаться юридических норм в своей работе, одновременно содействовать правовой реформе в стране.

Таким образом, дело Чжоу Юнкана о "нарушении внутрипартийной дисциплины" и Устава КПК, очевидно, будет в ближайшее время трансформировано в полноценное криминальное расследование с судебным разбирательством, в ходе которого против экс-чиновника будут выдвинуты уже конкретные обвинения по уголовным статьям. Именно такая схема была отработана в прошлом году во время суда над Бо Силаем, впервые открытого для прессы и широко освещаемого в СМИ. Это позволяло общественности делать собственные выводы относительно того, насколько виновен или нет обвиняемый, который также делал заявления в суде и, в том числе, отказывался признавать себя виновным по ряду эпизодов дела. Тем не менее, он был осужден и получил пожизненный срок. Дело Чжоу Юнкана, несомненно, имеет подобные перспективы и обещает быть весьма громким. Большинство китайцев, очевидно, поддерживают такой подход.

Но официальная китайская пресса также указывает на то обстоятельство, что публикация обвинений против Чжоу Юнкана была осуществлена в один день с объявлением о том, что Политбюро ЦК КПК приняло решение посвятить октябрьский пленум ЦК Компартии обсуждению основных вопросов касательно управления государством на основе закона.

В этой связи сегодня в Китае выделяют пять задач и мероприятий, на выполнении которых партия и руководство страны намерены сосредоточить свое внимание. Это, в частности, поддержка и сохранение авторитета Конституции и законов; углубление реформы административной и правоохранительной систем; исполнение полномочия судей и прокуроров на основе законов, беспристрастно и без вмешательства извне; усиление авторитета судебной власти. И, наконец, усиление защиты прав человека.

При этом было признано, что "управление государством на правовой основе в общей логике партийной и государственной работы" становится важной и чрезвычайно сложной задачей для партии в условиях продолжения реформ и необходимости поддерживать социальную стабильность в стране. Однако сегодня и в ближайшем будущем китайское руководство рассматривает "следование букве закона и построение правового государства" как гарантию укрепления и развития социализма с китайской спецификой, а также необходимое требование для осуществления модернизации системы госуправления ради "полного построения среднезажиточного общества и осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации".