UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сжатая пружина конфликта

Индия и Пакистан вновь схватились из-за Кашмира.

Автор: Владимир Кравченко

Индия и Пакистан стоят на пороге полномасштабного столкновения. На минувшей неделе военно-воздушные силы двух стран наносили авиаудары по территории друг друга и сбивали самолеты противника, а на индо-пакистанской границе, проходящей по Кашмиру, индийцы и пакистанцы обменивались артиллерийскими обстрелами.

За этим противостоянием с тревогой наблюдают в мире, поскольку последствия конфликта выходят за рамки Южноазиатского региона. Ведь и у Индии, и у Пакистана - ядерное оружие. А вооруженный конфликт между ядерными державами, пусть даже и локальный, страшен своей непредсказуемостью. Для Киева же данное столкновение опасно тем, что Москва может воспользоваться ситуацией, когда внимание мировых держав сконцентрировано на Южной Азии, для эскалации ситуации в Донбассе и в Украине в целом.

Кризис начался 14 февраля, когда в результате подрыва террористом-смертником индийского конвоя в северном индийском штате Джамму и Кашмир погибли более 40 военнослужащих. Ответственность за нападение взяла террористическая группировка "Джаиш-е-Мухаммад" ("Армия Мухаммеда"). Эта группировка добивается отделения штата от Индии и совершает нападения с пакистанской территории.

"Джаиш-е-Мухаммад" запрещена в Пакистане, однако продолжает действовать в этой стране под названием "Хаддам уль-Ислам". Что, впрочем, неудивительно, поскольку пакистанские спецслужбы часто закрывают глаза на деятельность радикальных исламистских организаций в Пакистане, используя их в своих целях в Индии, Афганистане и Китае. Например, пакистанцы оказывают поддержку движению "Талибан": в Исламабаде рассматривают талибов как союзников в противостоянии с Индией и как силу, способную помочь частично реализовать пакистанские интересы в Афганистане. Борьба ведется лишь с организациями, выступающими против пакистанского государства.

После теракта 14 февраля отношения между Дели и Исламабадом резко обострились. Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что Пакистан несет ответственность за теракт. В результате, Дели отозвал посла для консультаций и поднял таможенные пошлины на товары из Пакистана до 200%. Одновременно по Индии прокатилась волна антипакистанских выступлений. В Исламабаде же категорически отвергли обвинения в свой адрес, а начальник штаба сухопутных войск Пакистана Джавид Баджва предостерег Индию от "безответственных акций".

Но в Дели эти слова проигнорировали: в минувший вторник индийские самолеты нанесли массированный удар по находящемуся на пакистанской территории лагерю "Джаиш-е-Мухаммад", где, по словам индийцев, проходят обучение боевики. Это был первый авиаудар, нанесенный через линию контроля после индо-пакистанской войны 1971 г. (Линия контроля, установленная после первой индо-пакистанской войны 1949 г., обозначает непризнанную юридически фактическую границу между индийской и пакистанской частями Кашмира).

Действия Индии - нарушение суверенитета Пакистана, хотя глава индийского внешнеполитического ведомства Виджай Гокхале назвал этот удар "невоенной упреждающей акцией". Но в Дели аргументировали воздушные удары необходимостью превентивного удара по лагерю "Джаиш-е-Мухаммад", чтобы предотвратить атаки смертников на территории Индии. Как сообщают индийские масс-медиа, в результате налета было убито около 200 боевиков.

В Исламабаде же заявили, что в подвергшейся бомбардировке местности не было "лагеря террористов", сам же авиаудар не привел ни к жертвам, ни к разрушениям. Глава пакистанского МИДа Шах Мехмуд Куреши назвал произошедшее актом "неоправданной агрессии, на который Пакистан ответит в свое время и в своем месте". Ответа не пришлось ждать долго.

Уже в среду Пакистан нанес авиаудары по пустошам вокруг военных объектов на контролируемой Индией части Кашмира. В результате боевого столкновения индийцы сбили один пакистанский самолет, а пакистанцы - два индийских. При этом пакистанцы продемонстрировали видео пленного индийского пилота. В Исламабаде утверждают, что один из сбитых самолетов ВВС Индии упал на пакистанскую часть Кашмира, а второй - на индийскую. В Дели же говорят, что потеряли только один самолет.

Это далеко не первый конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. Обе страны, претендующие на полный контроль над штатом, большинство населения которого составляют мусульмане, дважды воевали за эту территорию - в 1947–1949 гг. и 1965 г. В 1999 г. между странами вспыхнул пограничный вооруженный конфликт, известный как "Каргильская война". В 2001–2002 гг. вновь произошли масштабные пограничные столкновения.

В индийской части Кашмира существуют сильные сепаратистские настроения. Их подпитывает высокий уровень безработицы. Неудивительно, что в штате постоянно происходят беспорядки, приводящие к массовым жертвам. Одни из наиболее массовых случились в 2016 г. из-за убийства индийскими силовиками активиста группировки "Хизб-уль-Муджахидин", добивающейся отделения штата от Индии.

После того как были сбиты индийские и пакистанский самолеты, в Пакистане заявили, что не хотят эскалации напряженности и войны с Индией, а единственной целью авиаудара было "продемонстрировать право и полную готовность к самообороне". В телевизионном обращении пакистанский премьер-министр Имран Хан предупредил, что дальнейшая эскалация очень опасна: "Если мы позволим этому произойти, и я, и Нарендра Моди потеряем контроль над ситуацией". Позже Имран Хан в знак примирения между двумя странами пообещал освободить из-под ареста пилота сбитого индийского самолета.

Однако, несмотря на призывы со стороны Исламабада и уверения Дели в том, что Индия лишь хочет расправиться с террористами, конфронтационная спираль пока все еще сжата. В том числе и потому, что внутренняя ситуация и в Индии, и в Пакистане, население которых чувствительно к кашмирскому вопросу и не настроено идти на уступки, вынуждает правительства двух стран занимать жесткую позицию по Кашмиру.

Повышает ставки в этой игре и то, что в Индии в мае пройдут парламентские выборы. Авиаудар имеет большое пропагандистское значение для Моди, демонстрируя готовность его правительства жестко реагировать на террористические акты. Но после ответа со стороны пакистанских ВВС индийский премьер, если он хочет, чтобы его партия "Бхаратия джаната партии" выиграла выборы, вынужден вести себя публично более агрессивно.

Но хотя конфликт и сохраняет взрывоопасный потенциал, эксперты полагают, что апокалиптического развития событий - новой индо-пакистанской войны - все же не произойдет: дело ограничится пограничными стычками. Да и глобальные, и региональные игроки - США, КНР, ЕС, РФ - постараются сделать все, чтобы предотвратить катастрофический сценарий противостояния. Соединенные Штаты и Китай уже призвали обе страны проявить сдержанность и не допустить эскалации напряженности в регионе.

Судя по всему, и в Дели, и в Исламабаде прислушаются к этим призывам. Да и теория ядерного сдерживания предполагает, что ядерные державы должны решать конфликты путем переговоров, а не путем крупномасштабного вооруженного противостояния. Но деэскалация не означает, что отношения между Индией и Пакистаном потеплеют, а кашмирская проблема в ближайшие годы исчезнет.

* * * По просьбе ZN.UA ситуацию прокомментировал посол Индии в Украине Партха САТПАТХИ: - 14 февраля в штате Джамму и Кашмир террористом-смертником было совершено чудовищное нападение на силы безопасности Индии, в результате которого погибли более 40 индийских солдат. Этот террористический акт совершила базирующаяся в Пакистане организация "Джаиш-е-Мухаммад", признанная ООН террористической. После этого нападения правительство Индии предоставило пакистанскому правительству достоверную информацию, доказывающую, что нападение произошло из Пакистана, и попросило власти принять жесткие меры против "Джаиш-е-Мухаммад" и ее основателя Маулана Масуда Азхара. Однако, несмотря на неоспоримые доказательства, Исламабад не принял во внимание просьбу Дели и даже отказался признать этот акт террора. Пакистану было предоставлено достаточно времени, чтобы продемонстрировать свою готовность действовать против преступников, взявших на себя ответственность за нападение. В прошлом Дели предоставлял Исламабаду информацию о местонахождении на территории Пакистана различных учебных лагерей по подготовке террористов, но пакистанские власти не предпринимали никаких конкретных действий. Поскольку Пакистан отказывался признавать наличие террористических групп и принимать меры против них, а также на основе достоверной информации о том, что "Джаиш-е-Мухаммад" планирует еще один террористический акт, правительство Индии решило предпринять превентивные меры. В 03 часов 30 минут 26 февраля ВВС Индии нанесли удар по крупнейшему учебному лагерю "Джаиш-е-Мухаммад", расположенному в лесной зоне Балакоты в Пакистане. Местоположение лагеря позволило при атаке избежать жертв среди мирного населения. Атаковав объект террористической организации, Дели не обострил конфликт с Исламабадом, поскольку выбранная цель - лагерь "Джаиш-е-Мухаммад". Это была исключительно контртеррористическая операция, направленная на предотвращение очередной террористической атаки против Индии. Мишенью не стал ни один пакистанский военный объект. Индия, не стремящаяся к эскалации и не желающая ухудшения ситуации в области региональной безопасности, и далее будет продолжать действовать ответственно и сдержанно. Ситуацию же обострили ВВС Пакистана, предпринявшие 27 февраля воздушную атаку на военные объекты (расположенные на территории Индии), которая была отражена индийскими ВВС. Индия просит все страны настоятельно призвать Пакистан принять немедленные и конкретные меры по борьбе с терроризмом. Пакистанское правительство должно выполнить данное в 2004 г. обещание, что Пакистан не допустит использования своей земли (или территорий, находящихся под его контролем) для ведения террористических действий против Индии. Правительству Пакистана следует незамедлительно принять меры против "Джаиш-е-Мухаммад" и других террористических групп - разрушить инфраструктуру террористов и привлечь к ответственности виновных в отвратительных террористических актах против Индии. Если Исламабад готов серьезно отнестись к нашей озабоченности в отношении террористических организаций, базирующихся в Пакистане, или территорий, находящихся под его контролем, Дели готов сотрудничать и объединить усилия по ликвидации терроризма. Символические действия или двойные стандарты больше не принимаются.