UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Свой человек" в Праге

С Милошем Земаном у Виктора Януковича действительно есть шанс стать приятелями. Земан, как и Янукович, по большому счету человек из прошлого, он хоть и не жил в совке, но многие типичные атрибуты совковости в своей риторике и поведении явно позаимствовал.

Автор: Алена Гетьманчук

Новоизбранному президенту Чехии - то ли социалисту, то ли социал-демократу Милошу Земану - за последнюю неделю поступило немало поздравительных телеграмм. В частности, от президента Украины. У В.Януковича был повод действительно от чистого сердца поздравить своего чешского коллегу, который в отчаянном избирательном бою победил своего главного соперника - министра иностранных дел, князя Карла Шварценберга. Это до времен президентства Виктора Федоровича Чехия ассоциировалась у украинских политиков с приятным попиванием минеральных вод в полурусскоязычных Карловых Варах. При Януковиче эта небольшая республика вдруг превратилась в своеобразный центр внимания к политическим преследованиям в Украине или как минимум - в постоянно включенный в Европе "аларм", что при нынешней власти в Украине некоторые оппозиционные политики просто вынуждены искать убежище за рубежом. Вряд ли приход Земана заставит Чехию пересмотреть свою позицию в вопросе желанных (и не очень) гостей из Украины, но с его появлением в Пражском граде у украинской власти становится больше шансов получить "своего человека" в Праге. Человека, который вряд ли будет встречать с распростертыми объятиями гонимых "преступной властью" оппозиционеров из Украины.

Тем более что и в самой Чехии, вопреки общим представлениям в наших краях, далеко не все в восторге от роста количества VIP-беженцев с одного конкретного государства на Востоке Европы. А в некоторых соседних с Чехией странах (в той же Словакии, которую Земан намерен посетить с первым президентским визитом) приходилось слышать, что словаки на месте чешских коллег не решились бы дать утвердительные ответы для украинских искателей убежища - слишком уж серьезный вызов для диалога с официальной властью в Киеве.

В том, насколько серьезен этот вызов, чехи смогли убедиться в течение последних нескольких лет. Отношения между Киевом и Прагой на протяжении этого времени развивались таким образом, что на вопрос, почему не состоялся тот или иной визит (переговоры, консультации) на двустороннем уровне, украинские чиновники лукаво отвечали: "Ты же понимаешь, что Чехия сегодня не самая дружеская для нас страна". Несмотря на то что ключевую роль, по нашей информации, в предоставлении убежища известным украинцам в Чехии сыграл глава миграционной службы Чехии, известный в своих кругах диссидент, острее всего ощутил на себе реакцию официального Киева чешский МИД под руководством Карла Шварценберга.

Но что интересно: даже несмотря на всяческие политические и дипломатические обструкции со стороны Киева и активную деятельность Александра Тимошенко в Праге, чешское правительство не стало уподобляться мелким мстителям, которыми кишат Печерские холмы в Киеве, и заняло, скажем, в вопросе Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС позицию, более близкую к позиции Польши, чем Германии. Причем роль министра Шварценберга в этом вопросе была далеко не последней. Как, кстати, и роль другого чеха, еврокомиссара Фюле, который в кругах европейской бюрократии считается сегодня главным адвокатом подписания Соглашения об ассоциации Украина-ЕС в ноябре на Вильнюсском саммите Восточного партнерства. Причем еще неизвестно, чья позиция на кого больше влияет: Фюле на Шварценберга, или Шварценберга на Фюле, учитывая тот факт, что чешский министр иностранных дел благодаря своей дружбе с Вацлавом Гавелом (в свое время даже работал руководителем его администрации) и активному содействию диссидентскому движению является своеобразным нравственным авторитетом для многих чешских политиков и дипломатов.

Так или иначе, вовсе не напрасно Янукович сразу же после избрания Земана направил новоизбранному чешскому президенту комплиментарное письмо, в котором не только наконец-то вспомнил, что Чехия - "важнейший политический и торгово-экономический партнер в ЕС", а чешский народ - на самом деле дружественный народ, но и пригласил Земана посетить Украину. Вроде бы это вовсе не украинский лидер еще недавно грозил некоторым представителям чешского государства пальчиком с предупреждением типа "но с этими политическими беженцами надо что-то решать"...

Да, от новоизбранного президента Чехии, в отличие от тамошнего министра иностранных дел, вряд ли стоит ожидать, что в один прекрасный день он подойдет к Януковичу и скажет то, что чешский министр просто и непринужденно сказал в прошлом году тогдашнему министру Грищенко: "Господин министр, у меня к вам есть предложение: отпустите Юлию Тимошенко на лечение в Германию".

С Милошем Земаном у Виктора Януковича действительно есть шанс стать приятелями. Земан, как и Янукович, по большому счету человек из прошлого, он хоть и не жил в совке, но многие типичные атрибуты совковости в своей риторике и поведении явно позаимствовал. Земан при желании даже может претендовать на роль некоего очередного медиатора между Евросоюзом и Украиной, если другой чех - еврокомиссар Фюле - окончательно бросит это неблагодарное дело, а Квасьневский окончательно переключится на работу советником Нурсултана Назарбаева. Земан настолько хорошо владеет русским, что не упустил возможности похвастаться этим своим умением даже на финальных теледебатах. А главное для Виктора Федоровича - Земан никогда особенно не интересовался такими вопросами, как, скажем, права человека, - именно теми вопросами, по поводу которых к Януковичу звучит сегодня больше всего претензий со стороны западного мира. Когда у Земана спросили, что важнее в отношениях с Россией и Китаем - права человека или выгодная торговля, он ответил, что не надо быть святее Папы Римского, и привел пример Германии, которая, дескать, прекрасно умудряется торговать с обеими этими странами. Он ненавидит журналистов, и в отличие от многих других западных политиков даже не скрывает этого. Как поговаривают злые языки, это один из тех политических аксакалов Чехии, которые не против начать день с пол-литра "Бехеровки", - и пусть весь мир подождет... Земан не особенно страдает от имиджа "пророссийского" политика. И хотя в ходе предвыборной кампании он всячески старался опровергнуть самый распространенный упрек в его адрес о том, что его финансирует "Лукойл", но все же вынужден был признаться: действительно, в его штабе работали сотрудники российской нефтяной компании и даже перечисляли на его кампанию средства, но вроде бы их собственные, а не российские нефтедоллары.

В общем, весьма показательно, что на первых в истории Чешской Республики прямых президентских выборах чехам пришлось делать выбор не просто между двумя политиками по фамилии Земан и Шварценберг. И не просто между левым и правым, между "своим в доску" и аристократом (причем настоящим аристократом, со всеми титулами, дворцами и бескрайними лесными угодьями, а не фиктивными украинскими а-ля "межигорьями" и незаконно отчужденными лесами и озерами), между лояльным к нынешней России и ее отчаянным критиком, между настоящим чехом и чехом заезжим (Шварценберг провел большую часть сознательной жизни в Австрии и Германии, хотя и не по собственному желанию, а по воле тогдашнего коммунистического правительства). Это еще был выбор между "крепким хозяйственником" (Земаном) и нравственным авторитетом (Шварценбергом, которого поддержала в основном молодежь, интеллигенция и преимущественно жители больших городов), который ни разу не был замешан в каких-либо скандалах, связанных с аферами и коррупционными схемами, в отличие от Земана, чудом пережившего их немало. Чехи сделали ставку, которую обычно делают украинцы, - на крепкого хозяйственника. Хотя у нас другой опции - морального авторитета национального масштаба - в отличие от Чехии, никогда, в принципе, и не было.