UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Светофорная» коалиция в Германии: чего ожидать Украине

Три партии утвердили новое коалиционное соглашение 

Автор: Светлана Гуцал

Даже раньше, чем кто-либо ожидал, 24 ноября главы трех немецких политсил — Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Союза 90/«Зеленых» и Свободной демократической партии (СДП) представили новое коалиционное соглашение. 177-страничный документ под названием «Решиться на достижение бóльшего прогресса — Альянс за свободу, справедливость и стабильность» эти партии еще должны одобрить в течение последующих 10 дней. Но скорость обнародования документа однозначно свидетельствует о четком желании сторон узаконить свои коалиционные отношения.

Дальнейший график пока вкладывается в определенные рамки: выборы канцлера — на протяжении недели после 6 декабря; и новое немецкое правительство — в середине декабря. Единственное, что с «подарком напоследок» для еще действующего канцлера Ангелы Меркель коалицианты, похоже, все же передумали. Если бы процесс формирования новой коалиции затянулся до 16 декабря, госпожа Меркель стала бы не только первой женщиной на этой должности, но и канцлером с рекордным сроком пребывания у власти. Пока канцлером-рекордсменом остается ее бывший партийный коллега Гельмут Коль. Хотя 16-летний срок правления для обоих уже рекорд сам по себе. 

А пока потенциальная коалиция во главе с социал-демократом Олафом Шольцом активно развивает планы реализации поставленных целей. И они более чем очень амбициозны.

Во время переговоров едва ли не больше всего споров велось вокруг будущих мер, направленных на защиту климата. Эта тема была особенно принципиальной для «Зеленых». Так что этому вопросу в документе отведена ключевая роль на 40 страницах. 

В частности, будущее правительство согласовало желание раньше определенного срока, а именно до 2030 года, закрыть угольные электростанции (что предварительно планировалось сделать до 2038 года). Это решение вызвало резкую критику многих оппонентов, особенно со стороны федеральных земель, зависимых от добычи угля. 

В рамках реализации мер по защите климата и декарбонизации экономики, новая коалиция хочет также до 2030 года увеличить долю возобновляемых источников энергии Германии до 80%, в производстве водорода достичь мощности электролиза около 10 ГВт, а количество полностью электрических автомобилей должно достичь 15 миллионов. Правда, новое соглашение не определяет конкретную дату снятия с производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. 

А вот в отношении ископаемого топлива конкретики меньше. Соглашение содержит интересный пассаж об отказе выдавать разрешение на любые новые нефтяные и газовые буровые скважины в Северном и Балтийском морях, кроме уже имеющихся общих разрешений на эксплуатацию. Но документ не содержит четких сроков прекращения пользования этими видами топлива. Лишь констатирует, что «природный газ остается незаменимым на переходной период».

Амбиции относительно приоритетности защиты климата пошли еще дальше: новая коалиция планирует создать Министерство защиты климата и экономики вместо Министерства экономики и энергетики. Возглавить его должен сопредседатель «Зеленых» Роберт Габек. Ему же достанется и должность вице-канцлера. 

Что касается других ключевых лиц — глав партий — сюрпризов не ожидается: должность министра иностранных дел, как и планировалось, получит Анналена Бербок, а министра финансов — глава Свободной демократической партии Кристиан Линднер.

Тогда как две других партии сразу определились со своими кандидатами, в четверг среди «Зеленых» возник спор вокруг кандидатуры на должность министра аграрной политики. Однако уже вечером окончательный правительственный состав с их стороны тоже был обнародован.

Список будущего распределения других министерских портфелей выглядит так: кроме собственно должности канцлера, СДПГ вообще получает шесть ведомств — обороны, труда и социальных дел, здравоохранения, строительства и экономического развития, ну и должность главы ведомства канцлера. «Зеленые» также получат министерство экологии и семьи. Свободным демократам достанутся должности в сфере транспорта, исследований и образования.

Тем временем едва ли не самым острым вопросом на сегодняшний день все же остается борьба с пандемией коронавируса. Ожидание отмены эпидемического состояния общегосударственного уровня уже в конце ноября обернулось мощной четвертой волной с невиданным до сих пор в Германии, рекордным уровнем заболеваемости. Потенциальная коалиция изо всех сил старается избежать нового локдауна. Ситуация тем временем катастрофически ухудшается, медицинская система перегружена. Однако уровень смертности остается в Германии достаточно умеренным по сравнению с аналогичными цифрами в большинстве стран-соседей. 

Впрочем, именно коронакризис «спас» будущую коалицию в вопросе поиска источников финансового обеспечения амбициозных планов. Из-за нового всплеска пандемии механизм ограничения государственной задолженности на 2022 год все же будет смягчен. Потенциальное правительство обосновывает это необходимостью принятия неотложных мер для ускорения восстановления экономики. Речь идет, в частности, об инвестициях в защиту климата и диджитализацию. 

А вот большинство принципиально важных для Украины вопросов так и осталось за скобками коалиционного соглашения: это касается и потенциальной конкретной помощи нашей стране в сфере обороны, и противоречивого проекта «Северный поток-2». Ни первое, ни второе ни одним словом в документе не упоминается. 

При этом в коалиционном соглашении три немецкие партии закрепили желание повысить контроль над экспортом оружия на основании национального закона. До сих пор были лишь политические директивы по экспорту вооружений. В частности, они вообще запрещают экспорт оружия в кризисные регионы.

Примечательно в этом контексте отсутствие в коалиционном соглашении упоминания об увеличении оборонных расходов до 2%.

Вместе с тем Украине потенциальная немецкая коалиция уделила немало внимания. И здесь следует отметить несколько положительных моментов. 

Прежде всего очевидным достижением украинской дипломатии стала фиксация в коалиционном соглашении признания нашего стремления к членству в ЕС. Хотя и немного завуалированная: Украину упоминают в связке с Молдовой и Грузией, которые «должны иметь возможность приблизиться с помощью последовательных реформ на основе верховенства права и рыночной экономики». Все предыдущие немецкие правительства, к сожалению, старались вообще избегать любого намека даже на очень отдаленную перспективу такой возможности. 

Кроме того, коалицианты обещают нам помощь в восстановлении полной территориальной целостности и суверенитета, углублении энергетического партнерства с акцентом на сферах возобновляемой энергетики, производства зеленого водорода, энергоэффективности и сокращения углеродных выбросов.

В контексте отношений с Россией в коалиционном соглашении содержатся весьма жесткие, как для социал-демократов, формулировки. Будущая немецкая власть требует от Москвы «немедленного прекращения попыток дестабилизации Украины, насилия на Востоке Украины и незаконной аннексии Крыма». Хотя последующее упоминание о возможном снятии санкций с РФ в зависимости от полного выполнения минских договоренностей выглядит как единственное решение, если говорить о противодействии российской агрессии. 

Впрочем, нельзя не заметить, что общая риторика в отношении самой России была очевидно смягчена: РФ признают важным международным игроком, подчеркивают важность крепких и стабильных отношений с ней и необходимость конструктивного диалога. Вместе с тем немецкая сторона делает акцент на уважении интересов своих европейских соседей и декларирует готовность принимать во внимание разное восприятие угроз для развития «общей и последовательной политики ЕС в отношении РФ».

«Эра Меркель» завершается. С ее окончанием кардинально меняется и политический ландшафт Германии. Перспективы реализации амбициозных планов потенциальной «светофорной» коалиции пока не определены и для самой Германии. Объем поставленных задач очевидно перевешивает возможности. Но, принимая во внимание отведенное Украине место, мы должны воспользоваться всеми предоставленными нам шансами. «Зеленые» на ключевых для украино-немецкого сотрудничества должностях являются весьма положительным сигналом. Но здесь следует понимать, что политика «новая коалиция нам поможет» никогда не работала. Нам указывают направление. А уже мы должны сами решить, будем ли мы их придерживаться. Зеленый свет дан.