Протесты в странах арабского мира не на шутку встревожили президентов и королей стран Ближнего Востока. Как ни сильны, казалось, были позиции Зина аль-Абидина бен Али и Хосни Мубарака, но под давлением арабской улицы президенты Туниса и Египта покинули свои посты. В Ливии идет гражданская война, и полковник Каддафи вынужден прятаться от самолетов стран - членов НАТО. В Сирии, где вот уже который месяц продолжаются массовые акции протеста, Башар Асад с помощью армии и сил безопасности пытается взять ситуацию под контроль. А в Йемене Али Абдулла Салех прибегает к любым уловкам, лишь бы удержаться у власти. В подобной обстановке решение покинуть свою страну даже на один день и прилететь в Киев ради того, чтобы пригласить Украину участвовать в реализации проектов «в ряде направлений», свидетельствует о том, что король Иордании Абдалла II крепко держит в своих руках власть и контролирует ситуацию в Хашимитском королевстве.
С момента прихода к власти в 1999 году Абдалла II проводит очень осторожную политику. Ведь в шестимиллионной стране, 55% населения которой составляют выходцы из Палестины, хватает проблем. И социальных, и экономических. Иордания не располагает серьезными нефтегазовыми месторождениями. И потому королевство - не самое богатое государство на Ближнем Востоке: ВВП на душу населения составляет 4,8 тыс. долл., а безработица доходит до 15%! Не способствуют стабилизации в стране и наличие коррупции, произвол властей, рост цен на продовольствие и топливо.
В начале года на улицы Аммана вышли иорданцы, протестуя против низкого уровня жизни. Абдалла II, опираясь на верные ему спецслужбу и президентскую гвардию, состоящую из бедуинов и выходцев с Кавказа, сумел сбить накал страстей, отправив в отставку правительство. А во избежание дальнейшего «хаоса и беспорядков» король в начале июня объявил о политических и экономических реформах. Впрочем, глава Хашимитского государства не назвал сроков их проведения, что дало основание некоторым скептически настроенным аналитикам заявить о несерьезности реформаторских намерений Абдаллы II.
И все же маловероятно, чтобы под королем иорданцев зашатался трон. Абдалла II - прямой потомок пророка Мухаммеда. А это очень много значит для мусульман. Но, что не менее важно, монарх пользуется уважением в армии, которую он лично опекает: в 2002 году он провел перевооружение армии, увеличил довольствие военным. И лично курирует сферу ВТС. А вот в этой специфической области торговли интересы Украины и Иордании уже не раз пересекались. В прошлом двоюродный брат короля принц Гази несколько раз приезжал в Украину, чтобы решать вопросы в этой сфере.
Военно-техническое сотрудничество в основном ограничивается рядом контрактов по продаже бронетранспортеров и ракетно-артиллерийского вооружения. В 1999 году Иордания закупила в Украине 51 БТР-94. Несколько лет назад между нашими странами был подписан ряд соглашений по изготовлению около двухсот башенно-артиллерийских установок. «Несмотря на то что Иордания частично перешла на западные образцы военной техники и вооружения, в этой стране все еще популярна техника из постсоветских стран. Эти системы некомфортны, но просты в управлении. Чем и берут покупателей из третьих стран», - констатирует директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.
Во время блицпосещения Киева Абдаллой II новых контрактов заключено не было. В рамках визита подписано соглашение между министерствами обороны двух стран о военном сотрудничестве, которое позволит проводить совместные учения и обучать военнослужащих. Но на пресс-конференции Виктор Янукович заявил, что Украина и Иордания имеют серьезные перспективы в военно-технической сфере. Увы, история выполнения прошлых контрактов показывает, что Украина может столкнуться с рядом проблем в реализации новых проектов.
Дело не столько в острой конкуренции на рынке оружия и переориентации Аммана на западные образцы техники, сколько в качестве выполнения украинскими компаниями взятых на себя обязательств. В Киеве до сих пор вздрагивают, когда вспоминают историю с поставками в Иорданию бронетранспортеров - не работала коробка передач, отказывали тормоза, текло масло. В общем, нет ничего странного в том, что Амман постарался от них избавиться: несколько лет назад иорданцы безвозмездно, т.е. даром передали эти БТР Ираку. Удивительно, что Хашимитское королевство и далее намеревается сотрудничать с Украиной…
Впрочем, основой торгово-экономических отношений двух стран являются все же не поставки украинской бронетехники, а экспорт украинского металла и сельскохозяйственной продукции. Скудные природные ресурсы, географическое положение страны, 90% которой занимает пустыня, вынуждают Иорданию покупать эти товары. За счет украинского зерна и металла товарооборот между двумя странами в 2008-м достиг одного миллиарда долларов! Мировой финансово-экономический кризис привел к серьезному падению товарооборота, составившего в прошлом году только 540 млн. долл. Но, как показывают первые данные за текущий год, есть тенденция к росту торговли между двумя странами. При этом надо учитывать, что многие украинские товары попадают в королевство через посредников.
В Киеве Абдалла II предложил украинским компаниям принять участие в нескольких «мегапроектах в сфере железнодорожного транспорта, энергетики и управления водными ресурсами». Но пойдут ли украинцы в эту арабскую страну, которая на Ближнем Востоке играет роль регионального торгово-экономического посредника, плацдарма для выхода на рынки государств Персидского залива? Заинтересует ли нас участие в строительстве железной дороги в Иордании? Эксперты-ближневосточники достаточно скептично относятся к украинским перспективам в этой стране: в прошлом наши компании не проявляли большого интереса к странам третьего мира, где существует жесткая конкуренция и своя специфика ведения бизнеса.
Иордания - монархия. И при решении многих торгово-экономических вопросов слово короля имеет большой вес. Но приглашение участвовать в тендерах еще не означает победу в них. А украинский бизнес традиционно отдает предпочтение работе в условиях, когда не надо бороться за контракты и существуют гарантии победы.
Украинские дипломаты, перед которыми постоянно ставят задачу экономизации внешней политики, могут привести сотни примеров утерянных возможностей в странах Азии и Африки. Вот и в Иордании, по их словам, сдерживающим фактором развития двусторонних отношений является пассивность украинских компаний, которые не стремятся ни принимать участие в местных тендерах по развитию инфраструктуры королевства, ни представлять свою продукцию на международных выставках, проходящих в Иордании. Сегодня официальный Киев создал все политические предпосылки для работы украинских компаний в Хашимитском королевстве. Но при пассивности частного бизнеса усилия дипломатов и чиновников по «переориентации торговли между двумя странами по обмену сырьевыми и полусырьевыми товарами на сотрудничество в высокотехнологических сферах» обречены на неудачу.