О Черноморском регионе все более тревожно упоминается в сообщениях мировых СМИ. Агрессия РФ против Грузии в 2008 году, против Украины — в 2014-м, милитаризация Россией Черного моря и ее подрывная деятельность в странах региона резко снизили уровень безопасности, доверия и сотрудничества. В регионе отсутствуют масштабные многосторонние экономические проекты. После оккупации и незаконной аннексии Крымского полуострова Россией в 2014 году, а также ее продолжающихся военных интервенций в Сирии и Ливии, которые проводятся с помощью возобновляемой черноморской военной инфраструктуры РФ, регион становится все более взрывоопасным. Этого, к сожалению, не может предотвратить довольно большой перечень региональных инициатив, призванных обеспечивать или, по крайней мере, способствовать развитию сотрудничества и взаимопонимания между черноморскими странами. Часть таких инициатив существует на сегодняшний день формально, часть имеет определенное практическое наполнение, у одних есть перспектива дальнейшего развития, а у других — нет. Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) оказалась в числе структур, впавших в летаргический сон из-за кризиса доверия в регионе.
Забытая ОЧЭС
Созданная в 1992 году согласно Стамбульской декларации как механизм межправительственного взаимодействия, после принятия в 1998 году Устава ОЧЭС трансформировалась в полноценную региональную организацию. Сейчас функционирует в составе 12 государств, которые относятся не только непосредственно к Черноморью — Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция и Украина, но и к более широкому Черноморскому региону — Азербайджан, Албания, Армения, Греция, Молдова, Сербия. Общая площадь территории составляет около 20 миллионов квадратных километров с населением примерно 337 миллионов человек и ежегодным объемом торговли между странами почти в 264 миллиарда долларов США.
Главным постоянным органом ОЧЭС является Совет министров иностранных дел государств-участников. Его заседания проводятся дважды в год после окончания председательства страны, длящегося шесть месяцев. Ротация происходит по латинскому алфавиту. Если страна отказывается от председательства, оно автоматически переходит к следующей в списке. На период председательства министр иностранных дел страны становится действующим главой ОЧЭС. С 1 января до 31 декабря 2020 года Организацию возглавляет Румыния. Период ее председательства должен был закончиться 31 июня, но его продлили еще на шесть месяцев в связи с пандемией COVID-19.
Постоянный международный секретариат Организации находится в Стамбуле. Руководит им генеральный секретарь. Эту должность до 30 июня 2021 года занимает представитель Греции Майкл Христидес. Связанными с ОЧЭС институтами являются Парламентская ассамблея (ПАЧЭС), Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), Деловой совет (ДС ЧЭС) и Международный центр черноморских исследований (МЦЧИ).
С самого начала создание ОЧЭС (инициированное Турцией, которая стремилась укрепить свою роль как лидера региона ради усиления стратегических позиций в процессе обретения членства в Европейском Союзе) было направлено на расширение регионального сотрудничества. Другие государства, в том числе Украина, рассматривали ОЧЭС как площадку для формирования базы европейской интеграции.
Однако работа Организации была неэффективной из-за очень разнородного состава участников, их разной внешнеполитической ориентации и относительной бедности. Позже ситуация усложнилась из-за ряда проблем в отношениях между странами и многочисленных конфликтов, в частности на постсоветском пространстве. Российская агрессия против Украины и оккупация ею АР Крым затормозили работу Организации. Среди ключевых причин — наложение санкций на РФ, изменение географии транзитных перевозок с переориентацией традиционных сухопутных грузовых потоков на альтернативные маршруты из-за невозможности сотрудничать с оккупированными крымскими портами, ограничение прохождения судов через Керченский пролив, увеличение количества необоснованных проверок российскими силовиками судов, направляющихся в порты Мариуполя и Бердянска на Азовском море и т.п. Украина бойкотировала российское председательство в ОЧЭС в первой половине 2016 года и 47-ю Генеральную ассамблею Парламентской ассамблеи ОЧЭС, проводившуюся 28–30 июня того же года в Москве.
Во время своего председательства в ОЧЭС в 2017 году Украина предлагала странам-участницам официально определить Россию как агрессора, но это предложение отклонили. РФ и Армения настаивают на деполитизации работы Организации, в чем определенным образом заинтересована также Турция, которая продолжает рассматривать ОЧЭС как свою основную площадку для регионального лидерства. Украина, несмотря на присутствие России в Организации, заинтересована в участии в многосторонних проектах, прежде всего с входящими в ее состав государствами — членами ЕС и НАТО. В том числе она сотрудничает с Болгарией, Румынией и Грецией по строительству автомобильной дороги (от Одессы до Бухареста в двух направлениях: через Рени—Джурджулешты—Галати и через Кишинев—Унгень), которая является частью Черноморской кольцевой автомагистрали и Трансъевропейской сети TEN-T. Завершено строительство международного пункта пропуска через украинско-румынскую границу Орловка—Исакча для паромного, пассажирского и грузового сообщения. На 2020 год в Украине было запланировано проведение трех мероприятий ОЧЭС: два совещания директоров и руководителей Черноморского банка торговли и развития, а также встреча исполнительного комитета Сети университетов Черноморского региона.
Дальнейшее функционирование Организации будет определяться критическим количеством стран-участниц, желающих наладить конструктивное сотрудничество, а также составом ее руководящих органов и их направленностью на восстановление доверия в регионе, без которого невозможно говорить о сотрудничестве. Учитывая вклад, который уже внесла Украина в развитие ОЧЭС, и тот факт, что продолжительное время Организацию возглавляет представитель Греции, не являющейся непосредственной черноморской страной, усиление украинского представительства придало бы дополнительный импульс Организации.
Между летаргией и клинической смертью
Сейчас в ОЧЭС началась процедура номинации кандидатов на должность генерального секретаря ее Постоянного международного секретариата. Кандидатов подали: Украина (Василий Боднар, заместитель министра иностранных дел), Россия (Владимир Заемский, бывший посол РФ в Венесуэле в 2009–2020 годах), Греция (Майкл Христидес, действующий генсек ОЧЭС). Очевидно, что в руководящем аппарате Организации должна происходить ротация представителей от разных черноморских стран. Так что вполне логично, что в борьбу за должность вступят представители России и Украины, тем более что представитель Греции занимал эту должность дважды — с 2006-го по 2012-й и с 2015 года по сегодняшний день.
Если представитель России займет наивысшую должность в Постоянном международном секретариате ОЧЭС, это будет выглядеть как издевательство над Организацией, ведь именно агрессивное поведение и деструктивная политика РФ в Черноморском регионе нанесли наиболее мощные удары по черноморскому сотрудничеству. В любом случае даже рассмотрение возможности избрать представителя РФ генеральным секретарем лишь углубит кризис в Организации, ведь современная политика России не несет странам региона ничего, кроме дестабилизации и угроз их суверенитету. Черноморье является зоной, где РФ постоянно прилагает усилия для дестабилизации Европы в целом и раскола в Европейском Союзе и НАТО, в частности.
Россия работает изнутри многосторонних инициатив и отдельных стран региона. Нарушителю международного права и источнику угроз черноморской безопасности нельзя доверять управление международной организацией и рассчитывать на его непредвзятость. Страна, которая украла часть территории у другого черноморского государства, захватила его газодобывающие активы в исключительной морской экономической зоне, способна и на другие действия с нарушением международного права. Устраивая блокаду украинских портов Азовского моря и ограничивая движение через Керченский пролив, несмотря на нормы международного морского права и, в частности, краеугольный принцип свободы мореходства, Россия продемонстрировала склонность к действиям, противоречащим духу экономического сотрудничества. Создавая транспортную инфраструктуру (мост через Керченский пролив), игнорируя интересы международного судоходства, устанавливая необоснованные зоны закрытого доступа (A2/AD) в Черном море, она тем самым подрывает экономическое сотрудничество в регионе. К тому же в новой конституции РФ заложен механизм игнорирования международных договоров, что означает не только неготовность России действовать согласно международному праву, но и дальнейшее его разрушение. В принципе, такой подход, ставший с 4 июля 2020 года конституционной нормой, должен автоматически привести Россию к лишению права претендовать на руководящие должности в международных организациях в целом и в этом случае — в ОЧЭС, в частности.
Будучи не в состоянии предложить эффективные и взаимовыгодные проекты для участников существующих региональных инициатив, Россия прибегает к группированию по интересам одних в ущерб другим, что уничтожает региональное сотрудничество. Подобная ситуация требует выработки действенных механизмов противодействия и предупреждения, а избрание представителя России генеральным секретарем может вообще расцениваться фактически как косвенное признание приемлемости агрессивного поведения РФ в регионе — войн против соседних Грузии и Украины с сепарацией, созданием квазигосударственных марионеточных образований и незаконной аннексией части их территорий. Нарушителя черноморского порядка следует наказать, а не поощрять.
Кроме того, с самого начала существования ОЧЭС Россия рассматривала ее как «лишнее образование», отвлекающее постсоветские страны региона от евразийской интеграции, навязываемой РФ. Поэтому в рамках Организации Москва была в лучшем случае пассивной, а в худшем — делала все возможное, чтобы не допустить развития реального эффективного регионального сотрудничества. Номинирование кандидатуры от РФ Владимира Заемского, который фактически является пенсионером, лишь подчеркивает российское отношение к Организации и стремление Москвы свести на нет все региональные инициативы по развитию черноморского сотрудничества, сохранить ее в состоянии летаргического сна. Кроме того, что российский кандидат пребывает в почтенном возрасте — 68 лет, он всю свою дипломатическую карьеру работал на американском направлении, преимущественно по Латинской Америке, а следовательно, проблематики Черноморского региона не знает. Такая линия поведения РФ указывает на ее стремление, продвигая своего кандидата на должность генерального секретаря Постоянного международного секретариата, окончательно перевести Организацию из летаргического сна в состояние клинической смерти, а тем временем усилить доминирование РФ в регионе с конечной целью превращения Черного моря в «российское озеро».
Шанс на пробуждение
Должна произойти и смена поколений. Организация нуждается в компетентном подходе руководителя аппарата. В отличие от российского кандидата, украинец Василий Боднар хорошо знает работу ОЧЭС, поскольку два года (2015–2017) был представителем Украины в Организации.
Однако «грязные потоки» стараются противодействовать. Сложно рассматривать как простую случайность заявление в Государственное бюро расследований малоизвестного народного депутата о возможных неправомерных действиях заместителя министра В.Боднара, связанных с непризнанием Украиной «геноцида армянского народа». Безусловно, это действие — попытка нанести репутационный удар по одному из руководителей МИД Украины.
За все время существования ОЧЭС представитель Украины ни разу не занимал должность генерального секретаря. Вместе с тем украинская позиция и украинский подход всегда были конструктивными и взвешенными. Украинское председательство в ОЧЭС, а их было всего пять, отмечено подписанием и парафированием Устава ОЧЭС, проведением заседания министров иностранных дел черноморских стран и Европейского Союза. Украина внесла результативный вклад в деятельность рабочих групп ОЧЭС по транспорту, торговле, энергетике, туризму, по таможенным вопросам, борьбе с организованной преступностью, защите окружающей среды, чрезвычайным ситуациям. Например, при председательстве Украины в рабочей группе по чрезвычайным ситуациям были одобрены базовые документы по созданию Сети офицеров связи по чрезвычайным ситуациям, а в сфере транспорта была проведена в 2017 году в Киеве отдельная встреча министров транспорта стран ОЧЭС, в ходе которой обсуждались перспективы реализации транспортных проектов регионального значения, таких как Черноморская кольцевая магистраль и морские артерии.
В ОЧЭС Украина видит возможности для развития эффективного регионального сотрудничества на основе реальных рыночных правил. Наше государство заинтересовано в завершении реализации существующих и начале новых многосторонних проектов в транспортной, энергетической, экологической, рыболовной и других сферах. «Зеленый пакт для Европы», инициированный ЕС, требует координации национальных усилий стран региона для достижения целей его превращения в климатически нейтральный. Важно, чтобы Черноморский регион не превратился в зону сохранения генерации «грязной энергии» на границах Европейского Союза, а стал частью энергетического пространства Европы. И тут существует перспектива сотрудничества с Договором Энергетического сообщества, в состав которого входят ряд стран региона. Нужно активизировать сотрудничество с Евросоюзом, ведь он является наблюдателем в ОЧЭС. Целесообразной представляется разработка регионального морского плана действий ЕС для Черного моря по аналогии с региональным «Атлантическим планом действий 2.0: обновленная морская стратегия для содействия устойчивой голубой экономике и Зеленому соглашению ЕС». Тем более что в состав ОЧЭС входят три страны-члена (Румыния, Болгария, Греция), страны-кандидаты (Сербия, Албания) и три страны, имеющие соглашение об ассоциации с ЕС (Украина, Молдова, Грузия).
В нынешней нестабильной, с точки зрения безопасности, ситуации в Черноморском регионе, вызванной оккупацией Россией Крыма и установлением контроля над большей частью акватории Черного моря в территориальных водах и исключительной морской экономической зоне Украины, продолжающейся российской милитаризацией региона, спасти ОЧЭС может лишь конструктивный подход, который базируется на соблюдении норм международного права, гарантировании безопасности и уважении интересов всех черноморских стран. Это точно не о России. Так что возможность избрания российского представителя генеральным секретарем будет означать продолжение траектории ее движения не просто к окончательному упадку, а к клинической смерти Организации как таковой.
Шанс на пробуждение ОЧЭС от летаргии есть. В том числе путем отказа от геронтократии в Постоянном международном секретариате и смены поколений руководителей. Наступает время новой энергии.
Другие материалы Михаила Гончара читайте по ссылке