UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Северный поток-2». Труба на «прокладках»

Как и почему России удается достраивать «геополитический» газопровод в обход Украины

Автор: Игорь Маскалевич

Ко Дню России (12 июня) россияне собирались достроить первую ветку «Северного потока-2». Сейчас добавился еще один повод — встреча 16 июня Владимира Путина и Джо Байдена в Женеве.

Сначала планировали запустить в эксплуатацию обе ветки, но не успеют — санкции таки серьезно затормозили проект. В результате он застыл на год с лишним, а юридически стал удивительно напоминать сходку бомжей.

Вся строительная техника числится на «прокладках»-однодневках. А серьезные компании напрямую связываться со строительством не хотят. В итоге страховщиком служит фирмочка, получившая российскую лицензию за пару дней, трубоукладчик значится за «микропредприятием» с одним стулом, и так по всей цепочке.

В Германии «под поток» зарегистрировали официальную шарашкину контору, государственно-региональный фонд, пекущийся об экологии и борьбе за климат и не подпадающий под санкции. Чем смачно плюнули в лицо местным «зеленым». А пока через эту контору и заказывают услуги по достройке трубопровода.

Европейские партнеры по проекту формально с него спрыгнули, но недалеко. Ныне они числятся не в ранге акционеров: теперь у них, болезных, по 10% акций «в залоге по кредиту», о чем они не устают напоминать. Схематоз, он и в Европе вполне популярен. Деньги не пахнут.

Саму трубу укладывает на дно много раз перепроданная баржа «Фортуна» китайской постройки, ползущая по якорям. С начала февраля она прошла более полусотни километров, завершив в прошлую субботу датский участок.

Теоретически вдвое более быстрый трубоукладчик «Академик Черский» перегнали аж с Дальнего Востока. Он полтора года нарезал круги и выписывал петли в Индийском и Атлантическом океанах и по Балтике. На саму трассу трубопровода судно смогло встать только в конце апреля и за месяц не проложило и восьми километров. Там проблемы с системой динамического позиционирования и просто не хватает людей, умеющих строить.

В общем, учатся в буквальном смысле прямо на ходу. Как это скажется на качестве работ, вопрос интересный. Последние пару дней трубоукладчик ползет по трубе... назад, пытаясь исправить брак.

Кстати, сертификатор «Северного потока-2», который должен принимать выполненную работу, с проекта тоже сбежал. Но кого-то найдут. Хотя это сложнее, совсем уж бомжа, по идее, нельзя, Евросоюз все-таки.

Надо отдать должное немецким планировщикам, они (в отличие от «газпромовцев») четко знали, что россияне все первоначальные сроки сорвут. И сразу заложились на очень низкие темпы укладки трубы (400 метров в день), или почти втрое ниже возможных.

Россияне их, естественно, тоже сорвали, но… полсотни километров датского участка первая нитка газопровода (ветка «В») таки прошла. Сейчас осталось проложить восемь километров в немецких водах.

Там еще идут споры с экологами, но немецкое правительство твердо настроено продавить все препятствия. И половину участка в водах Германии баржа уже прошла. Более того, от экологов строительство сейчас прикрывают целых четыре немецких рыболовных судна. Если что, будут прямо отталкивать корпусами.

Если называть вещи своими именами, то одна из веток почти построена (на 99,3%). Причем на 95% еще в 2019 году вполне себе западными профи. Сейчас они же потянут конкурирующую с «Северным потоком-2» польскую «Балтийскую трубу». Ничего личного, просто бизнес.

Зимой позапрошлого года убрать их помогли только санкции Дональда Трампа и позиция Дании, затянувшей выдачу разрешений. Ну и жадность Москвы, гнавшей обе нитки сразу даже в канун санкций. Одну бы она успела. Так что хотя ныне темп прокладки в пять раз ниже тогдашнего, в целом его хватает. Свой орден капитан «Фортуны» заработал.

Более длинный участок (нитка «А»), где ковыряется «Академик Черский», может быть готов к началу октября. Туда же могут бросить и высвободившуюся (явно более освоенную) «Фортуну». Наземное продолжение «Северного потока-2» — трубопровод EUGAL в сторону Чехии — уже готово.

Нефтегаз

Группа поддержки проекта тоже вполне понятна. Это Германия, Австрия, Нидерланды и, пожалуй, Чехия (где обсуждают успехи российских подрывников на ее складах со снарядами).

Но публично светится одна Германия. Ее противостояние по этому поводу с США уже стало привычным. И Берлин таки дожал Белый дом. Вашингтон при новом президенте свои позиции сдал.

Новых санкций не очень много, в основном они дополняют трамповские. Удар по страховщикам и сертификации болезнен, но был ожидаем. Более того, были шансы их новую волну, которую зимой отложили на май, встретить уже готовой трубой. Тут, правда, пока помогла явная неспособность «Газпрома» уложиться в окно. Но это мало что изменило, по факту санкции оказались «чисто на отцепись».

О чем на днях Байден сам заявил: «Он почти полностью завершен… Считаю, что вводить санкции сейчас контрпродуктивно с точки зрения наших европейских отношений».

Причина колебаний США понятна, хотя для кремлинов обидна, а для Украины тревожна. США не считают Кремль главным геополитическим противником, это место ушло к Китаю. И Штатам в этом нужна поддержка Берлина (да и Европы). А еще они боятся совсем уже пережать Москву до статуса подручного Пекина. Отсюда и откровенные метания по лужайке Вайт хауса.

В Берлине, впрочем, не все так монолитно. Нынешняя коалиция выступает за достройку, но 26 сентября у нее выборы с приличными шансами по их итогам уйти в оппозицию. Так что трубу будут гнать к этой дате из всех сил.

«Прокладки» для лохов

Проект давно перестал быть (если вообще когда-то был) экономическим. Основная цель — это даже не лишить Украину денег от транзита, а отвязать энергоснабжение Европы от нас. Среднему европейцу решительно наплевать на ситуацию в Крыму, где находится Донбасс, он тоже смутно представляет (киевлянин о греко-турецких танковых боях на Кипре тоже немного слышал). Но вот цены на бытовой газ — это ближе и понятнее.

Германия же хочет стать ключевым узлом поставок газа с восточного направления (нитки в Балтике общей мощностью 110 млрд кубометров). Половину этого газа можно перепродавать дальше. Плюс Берлин уже выбил из Кремля права на допуск к прямой добыче газа в Сибири, из того же Южно-Русского месторождения и блоков ачимовских залежей Уренгойского месторождения. Часть из них пока притормозили, но разрешения остались.

Курт Бок и Алексей Миллер во время подписания Соглашения о закрытии сделки по обмену активами между «Газпромом» и Wintershall
«Газпром»

В мае немецкие эксперты снова провели серию встреч по теме. Если коротко: очередное бла-бла-бла. Римейк 2019 года. Немецкая DW гендерно-нейтрально написала: «Простого решения проблемы «Северного потока-2» — достроенного или нет — никто из европейских и американских экспертов не видит».

Интересны разве что сместившиеся оценки. Конкретика исчезла вообще, зато появились фантазии. Большинство экспертов даже не заикались о сохранении через Украину хотя бы минимального гарантированного объема транзита (пару лет назад в Германии вышла серия публикаций, что добрый «Газпром» оставит 30 млрд кубометров, и как славно это будет для Киева).

В 2019 году НАК «Нафтогаз Украины» выбила у «Газпрома» транзитный контракт с гарантированной прокачкой 40 млрд кубометров в год. И в Берлине эксперты делают вид, что вопрос решен. О маленькой детали, что контракт заключен до начала 2025 года, предпочитают забыть. Зато теперь нам мило предлагают, что в светлом будущем ГТС Украины могла бы стать путем доставки в ЕС «зеленого» и «голубого» водорода — водорода, получаемого при помощи возобновляемых источников энергии или природного газа, соответственно. Причем за счет «ЕС совместно с США». Сплошные «в будущем» и «могла бы». Звучит, как полное издевательство.

Неизвестный дядя создаст электролизеры, найдет электричество, на все это потребуются многие миллиарды долларов. Потом наладит производство водорода и прокачает его по трубам (которые они же обозвали устаревшими). Для совсем полного счастья — источником «голубого» водорода обозначен «газпромовский» газ.

Часть этих высоконаучных фантазий вполне официально профинансирована МИД ФРГ.

А еще к «помощи» пристегнули и «пожелание интеграции украинских электросетей с европейскими». Спасибо, но это другой проект, никакого отношения к газу не имеющий. И тут мы как-нибудь без вас.

Тезис, что выгода от СП-2 станет заметной уже через пару лет «на фоне прекращения добычи газа на крупнейшем месторождении Гронинген в Нидерландах и спада добычи в Великобритании, Дании и самой Германии» (газодобыча в ФРГ упала с 10 до 5 млрд кубометров), притянут за уши. Речь идет об одном и том же объеме российского газа, только пропущенного по другому коридору.

На этом фоне мелькнувшая фраза о России, ведущей дезинформационную кампанию против Германии и агрессию против Украины, прозвучала как формальность.

Как нетрудно заметить, Украине предлагается водород — «может быть, когда-нибудь», Германии — чистота рук, а «Газпрому» — труба. Плюс Кремлю — свобода действий в Украине.

Зато Киеву почти издевательски посулили «сделать предложение стать частью «зеленого соглашения» Евросоюза, достигнув климатически нейтральной энергосистемы к 2050 году». Занавес. При этом несколько раз подчеркнули, что «санкции против «Северного потока-2» бьют по суверенитету не только Германии, но и Евросоюза», и чтобы избежать потери лица для одного из участников конфликта вокруг «Северного потока-2», потребуется «хотя бы минимальный консенсус».

Ну вот консенсус достигнут. Господин Байден почти поднял лапки… и отправился возлагать венок на кладбище. (Оригинал сообщения: It’s almost completely finished, Biden told reporters on Tuesday as he left the White House for a funeral in Wilmington, Delaware.)

Надо понимать, что одним из факторов того, что весной развертывание российских войск у границ Украины не вылилось во что-то более серьезное, является угроза перебоев в поставках газа в Европу. Повторюсь, среднему европейцу в целом и бундесбюргеру в частности на Украину чихать. При отсутствии же транзита набор силовых сценариев будет… побольше. А число желающих широко закрыть глаза (естественно, выразив «озабоченность») возрастет. Это неполиткорректно звучит, но факт от этого не меняется. И дело не в Германии.

Россияне хорошо сдабривают продвижение «Северного потока-2». В прошлом году только на три фирмы из США ушло 4,4 млн долл. Даже Украине перепал почти миллион «зеленых».

Забавно, но один из бывших спецпредставителей США по Украине Курт Волкер ныне трудится в фирме, лоббирующей СП-2. В интервью «Голосу Америки» мистер пояснил, что его личная позиция по «Северному потоку-2» является неизменной. Так что зарплату он, очевидно, получает с чувством глубокой озабоченности. Но вроде держится.

Но почему мы должны трогательно делать красивое лицо и заботиться о сохранении их безмятежного вида?

«Северный поток-2», несмотря на обилие «прокладок», прямо нарушает директивы ЕС о конкуренции.

К трубе должен быть обеспечен конкурентный доступ других поставщиков газа. В трубе не должно быть более половины «газпромовского» газа или связанных с ним структур. Да, это нарушает российскую концепцию «единого экспортного канала» и затронет интересы европейских инвесторов в эту трубу. Да, это подорвет окупаемость проекта. Но это точно не наши проблемы.

Берлин принял евродирективы, что как минимум означает необходимость их соблюдения. Даже несмотря на усилия российских лоббистов по обе стороны океана.

Основной части элиты Германии (и не ее одной) глубоко плевать на интересы Украины, так почему нас должны трогать сроки окупаемости этого проекта?

Европа даже «не мяукнула» по поводу осушения южной части нашей газотранспортной системы после ввода в эксплуатацию «Турецкого потока», где еще недавно как раз прокачивалось 30 млрд кубометров.

Сейчас страны ЕС (Румыния, Венгрия) получают или готовятся получать газ из этой трубы. Так как он идет через Турцию, директивы ЕС не работают. Но Германия, как помнится, еще в Евросоюзе.

Почему Берлин и Брюссель должны бережно охранять покой единого экспортного канала «Газпрома» (гнать трубопроводный газ на экспорт имеет право исключительно эта монополия)?

В той же России есть желающие продавать газ. Это не считая полностью запертого газа Средней Азии (он уходит в Китай). В том же Казахстане попутный газ просто закачивают обратно в скважины.

Россияне очень хотят в ходе июньской встречи в Швейцарии поставить Байдена пред фактом, что «труба построена, вопрос закрыт», и работать с позиции силы. Наполовину построена, да. Но вот насчет запуска есть много вариантов.

Берлину стоит напомнить о том, что он десятки раз обещал учесть интересы Украины. Сказки о водороде из российских ресурсов — это совсем не то.

Отдельный вопрос о нас

Программа наращивания добычи в 2020 году до 20 млрд кубометров полностью провалена. Добычу не просто не нарастили, ее снизили. И нужен подробный разбор ситуации с раздачей пряников.

Программа НАК на 2025–2030 годы вызывает острое желание найти мусорную корзину и… ее разработчиков. По факту не восстановлен и контроль над «Укрнафтой», давно снизившей инвестиции едва ли не до нуля. Впрочем, это темы для отдельного разговора.

Прекращение транзита катастрофой не станет, поскольку техническую подготовку к этому сценарию провели еще в позапрошлом году. Но стране создаст большие трудности. И потребует резкого сокращения (пардон, «оптимизации») газотранспортной системы. Причем на всех уровнях — от магистральных до бытовых.

Так, по подсчетам генерального директора «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона, прямые и косвенные потери Украины от запуска «Северного потока-2» могут составить 5–6 млрд долл. в год. Это 1,4 млрд долл. прямых потерь из-за прекращения транзита и еще 2–3 млрд долл. из-за роста стоимости транспортировки газа из Европейского Союза.

Поясним. Сейчас система наполнена в основном (на две трети) российским газом. В post-«поточное» время придется покупать газ из Европы и физически гнать его, находясь в дальнем углу газовой системы Евросоюза. Ну, а дальше — по цепочке. Если подорожает газ, то подорожает весь наш экспорт, например, удобрения. Также газ подорожает для населения, соответственно, нужно будет больше денег выделять на субсидии малообеспеченным.

Можно, естественно, компенсировать за счет увеличения собственной добычи газа (но смотрим на программу 20/20 и ее буровые станки «под забором»). Разбор полетов уже перезрел. Когда-то программу называли «газ последнего шанса» — не сложилось. Но… «стоит повторить»», просто умнее. Дураки учатся на своих ошибках, умные — на чужих, идиоты не учатся вообще. Умными нас, профукавших четыре года, назвать трудно, но это не повод становиться идиотами.

Больше статей Игоря Маскалевича читайте по ссылке.