Создание антиисламской коалиции во главе с Соединенными Штатами стало адекватным ответом демократического мира на террористические угрозы, которые несет мировому порядку группировка "Исламское государство". Всего в эту коалицию уже входят 62 страны, среди них: США, Великобритания, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Ирак, Турция, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Швейцария, Япония, Испания, Египет, Израиль, Грузия, Польша и Украина.
Позиция США в вопросе "Исламского государства" состоит в том, что нельзя допустить создания этой экстремистской исламистской группировкой псевдогосударственного образования, которое охватит территории Ирака и Сирии.
Ликвидация группировки "Исламское государство" коалицией союзников под руководством США началось еще и потому, что на кону стоит не просто военная конфронтация с террористами, - за действиями мусульманских боевиков просматриваются идеологические и даже религиозные аспекты их борьбы с цивилизованным миром.
Похожее видение ситуации и у западных союзников Вашингтона, отлично понимающих, к чему может привести бесконтрольность исламских террористов в ближневосточном регионе, особенно если при этом будут демонтированы Сирийское и Иракское государства.
Сейчас происходит сближение интересов России и ее союзника на Ближнем Востоке - Сирии. Ведь после зачистки на сирийской территории террористов из "Исламского государства" у режима Башара Асада появляется шанс на тех или иных условиях договориться с Западом о возможности компромиссного решения гражданского конфликта в Сирии.
Также важным фактором окончательного решения вопроса "Исламского государства" является Турция. Ведь в ней не будут господствовать стабильность и безопасность, пока по соседству, в Сирии, бушует гражданская война. К этому стоит добавить еще и нерешенный вопрос курдского сепаратистского движения на границе с Турцией.
Президент Реджеп Эрдоган не может позволить себе опять допустить дипломатические ошибки, которые он уже сделал в свое время с Израилем или Египтом. Поскольку одно дело - исламизировать Турцию, а совсем другое - когда исламистские джихадисты все ближе подтягиваются к южной турецкой границе. Эрдоган так и не понял, что путь проникновения исламистского Халифата в Европу лежит через Турцию, поскольку Малая Азия является сухопутным мостом для такого вторжения. А орды исламистов находятся уже вблизи турецких границ.
Когда исламский Халифат попытается вторгнуться на территорию Турции, туркам понадобится уже не популярный президент Эрдоган, сбивший страну со светского пути, а ответственный авторитетный военный деятель типа Ататюрка, который сможет снова спасти Турцию от развала.
И это не преувеличение. Ведь еще три года назад многим мировым лидерам казалось, что Сирия является скалой стабильности на Ближнем Востоке. А что происходит там теперь? Территория Турции может стать полем будущего сражения, так как расположена на границе войны, спровоцированной мусульманскими террористами.
Однако, похоже, президент Эрдоган опасно недооценивает "Исламское государство", как и сам радикальный ислам. Реализовывая свою навязчивую идею демонтажа заветов Ататюрка и исламизируя турецкое общество, он не сможет возродить влияние Турции времен Османской империи, но, ослабив влияния армии и спецслужб, открывает ворота своей страны для проникновения террористов.
Если же говорить о краткосрочной перспективе, то возглавляемая американцами коалиция сможет крайне истощить террористическую группировку "Исламское государство" и выбить ее из многих захваченных ею территорий. Однако полностью уничтожить террористов из ИГ ей вряд ли удастся. Эта задача потребует долгосрочной кампании, и, скорее всего, президент США передаст эту миссию в наследство своему преемнику.
Но если представить, что группировка "Исламское государство" будет побеждена, то это еще совсем не снимает вопроса Сирии и Ирака. Самая большая сложность состоит в национально-государственном строительстве, которое необходимо будет затем осуществлять. Очевидно, рано или поздно придется ставить вопрос о пересмотре Соглашения Сайкса - Пико 1916 г. И хотя ни в Ираке, ни в Сирии сейчас к этому не готовы, определенную территориальную коррекцию, скорее всего, придется провести.
Потому что после прекращения противостояния в Сирии станет понятно, что де-факто сирийский Курдистан уже не контролируется Дамаском. Так не будет ли проще согласиться на создание Курдского государства на курдских территориях Ирака, Сирии, Турции и Ирана? А суннитские регионы Ирака и Сирии объединить в единой державе под условным названием Сунниты стан. Это стало бы самой стабильной конфигурацией и, фактически, сняло бы все проблемы, накопившиеся у сторон во время общего пребывания в искусственно созданных когда-то государствах.
Анализируя ситуацию, необходимо учитывать тот факт, что Сирия - это не Ирак или Ливия. Она граничит с двумя постоянными западными союзниками - Израилем и Турцией. Каждый из них не стоит в последних рядах в военном плане. А это дает возможность значительно проще вмешаться в противостояние в этой средиземноморской стране для таких европейских держав, как Великобритания, Франция, Испания или Италия.
Подключение НАТО смогло бы решить проблемы как "Исламского государства", так и диктаторского режима Башара Асада. В случае полной мобилизации сил НАТО на сирийском направлении Россия не решилась бы вмешаться. Что делать после этого? Возможно, повторить помощь НАТО, как это было в Афганистане. Ведь присутствие там на протяжении 13 лет войск альянса помогло стабилизировать ситуацию. А Сирия сегодня является не менее важным, и в то же время более простым объектом, чем Афганистан.
Конечно, можно рассматривать еще много вариантов выхода из сирийского кризиса, однако простого и быстрого решения этого вопроса не найти. Понятно одно: в Сирии больше нет законной власти, а функционирующий диктаторский режим не может претендовать на легитимность ни сейчас, ни в будущем.
Это означает, что Запад и его союзники будут вынуждены принять тот факт, что решение сирийской проблемы будет включать раздел страны на два или более государства на основании этнической принадлежности и религии, или, иначе говоря, - племенной идентичности.
Потому следует обратить внимание на несколько весьма важных моментов.
Первый: Сирия - слишком важная стратегическая страна, чтобы позволить так долго господствовать там смертям и разрушениям. "Ничего не делать" никогда не было хорошим вариантом для Запада. Сирия - страна, которая чрезвычайно нуждается в иностранной военной помощи для освобождения от власти обанкротившейся политической партии, фактически превратившейся в мафию.
Второй: Запад не может найти и обучить достаточное количество надежных сирийских повстанцев, способных самостоятельно победить армию Асада. Поскольку большинство "настоящих сирийцев" - политические оппозиционеры, специалисты из различных сфер и представители среднего класса - были вынуждены покинуть свою страну под давлением диктаторского режима.
Третий: война не может быть выиграна только с помощью воздушных ударов по группировкам террористов или увеличением поставок вооружений для сирийских повстанцев. Потому для победы над террористической группировкой "Исламское государство" и режимом Асада необходимо американское и натовское наземное вмешательство.
Тактика террористов примитивна, но она иногда срабатывает. Многие из них готовы умереть как "мученики" в борьбе с "неверными", и их пример вдохновляет и воодушевляет следующие поколения террористов. Они убеждены, что это выигрышная стратегия, учитывая военную усталость Запада и часто очевидное желание избежать очередного конфликта.
Тем временем, события в Ираке и Сирии показывают, что, к сожалению, Запад до сих пор не смог сформулировать долгосрочную стратегию борьбы с терроризмом. Администрация же президента Барака Обамы реагирует на события в Ливии, Сирии, Ираке и т.д. на несогласованной разовой основе - серии разрозненных мер. Так что, скорее всего, антиисламистская коалиция против группировки "Исламское государство" не будет исключением.
Поскольку боевики из "Исламского государства" после авиаударов по их позициям адаптируются к ситуации и будут менять свою тактику, можно прогнозировать, что зачистка мест нахождения террористов с воздуха со временем станет менее эффективной.
Необходимо признать, что сегодня радикальный ислам является растущей мировой угрозой, весьма похожей на фашизм, коммунизм или путинизм. У радикальных исламистов - своя идеология, стратегия и ресурсы на миллиарды долларов. Они действуют, как болезнетворные бактерии, исследуют слабые участки, находят пробоины и через них проникают на ту или иную территорию.
Потому то, что происходит в Ираке и Сирии, - это, скорее всего, не гражданские войны, а исламистское вторжение, цель которого - экспортировать на все соседние страны тотальную нестабильность и извращенно жестокие фундаменталистские законы. По сути, это не что иное, как новейший мусульманский тоталитаризм, который невозможно победить только силой оружия.