UA / RU
Поддержать ZN.ua

Российский бунт

Для Владимира Путина, готовящегося официально перебрать бразды правления Россией в 2012 году, происходящее сегодня — тревожный сигнал.

Автор: Владимир Кравченко

Подразделения внутренних войск на московских улицах, многотысячные митинги приверженцев провластной «Единой России» и сторонников оппозиции - такова российская столица спустя несколько дней после парламентских выборов. Страсти кипят не только в Москве, но и в провинции, где участники митингов обвиняют власти в массовых нарушениях и фальсификациях итогов голосования в пользу «партии жуликов и воров». Речь идет о «каруселях», вбросе бюллетеней, давлении на избирателей, удалении наблюдателей. Массовые свидетельства подтасовок во время выборов можно увидеть в Интернете. О большом количестве нарушений заявляют и наб­людатели ПАСЕ и ОБСЕ.

Хотя известные политики призывают Кремль отменить результаты выборов или хотя бы пересмотреть итоги голосования, власть не собирается этого делать. Что подкрепляет сомнения в легитимности выборов и ведет к росту протестных настроений. И хотя российское руководство не теряет контроль над ситуа­цией, чему способствует и общая апатичность населения, но для Кремля и, прежде всего, для Владимира Путина, готовящегося официально перебрать бразды правления Россией в 2012 году, происходящее сегодня - тревожный сигнал. Ведь массовые акции протеста ставят под сомнение основы путинского режима - стабильность и управляемость общества. Не случайно то, что происходит сегодня в российской столице, многие сравнивают с событиями в Москве в 1991 году. И появление на московских улицах солдат говорит о растерянности властей, их неготовности к такой демонстрации протеста, боязни потерять контроль.

Голосование и протесты оппозиции отражают процессы, происходящие в российском обществе - усиливающееся недовольство уровнем жизни, ростом цен, коррупцией, неэффективным управлением. И изменить эти настроения не способны ни политтехнологи, ни телеканалы, замалчивающие многотысячные акции сторонников оппозиции. Пока это недовольство вкупе с чувством беспомощности и безразличия проявилось в низкой явке на избирательные участки и в голосовании за КПРФ, ЛДПР или «Справедливую Россию» - партии, которые формально относятся к оппозиционным, а по существу тесно сотрудничают с Крем­лем. А что будет завтра? Рос­сийский бунт, который сметет Путина и Медведева? Под­раз­­де­ления полиции и внутренних войск на улицах городов могут запугать какую-то часть населения, но не способны снять напряжение в обществе и решить проблему. Протесты на Чистых прудах сегодня могут показаться кому-то не слишком многочис­ленными, но в 2007-м число тех, кто вышел на улицу, было значительно меньше. В субботу на Бо­лотной площади состоится новый митинг против сфальсифицированных выборов. 20 тысяч пользователей Facebook заявили о своем намерении принять в нем участие. И число желающих растет.

По мере сужения возможнос­тей для критики власти, способности повлиять на непопулярные решения в российском обществе будет расти недовольство, усиливая напряженность и расшатывая путинскую систему управляемой демократии. Свист, с которым встретили российского премьера на ринге «Олимпийс­кого» после боя россиянина Фе­дора Емелья­ненко с американцем Джеффом Монсоном, - один из симптомов этого изменения отношения россиян к власти и персонально к Путину. Причем наибольшая угроза для властей предержащих исходит не от системной оппозиции, а от гражданских активистов. Таких, например, как блогер Алексей Навальный или лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. В России (как по большому счету и в Украине) лидеры оппозиционных политических партий - Явлинс­кий, Касьянов, Лимонов и проч. - для граждан не являются теми авторитетами, за которыми можно пойти на акцию протеста, защищая свой выбор.

В такой ситуации около 50% голосов, полученных «Единой Россией» на парламентских выборах (и это с использованием админресурса, который дает большие возможности для манипуляций!), для российской власти и Владимира Путина означает серьезное поражение: на предыдущих выборах за партию власти проголосовало более 64% избирателей. В этот раз единороссы получили на 12 млн. голосов меньше. В условиях кризиса многие политические партии на Западе даже такой результат посчитали бы для себя победой. Но, в отличие от демократических обществ, для руководства авторитарных государств неприемлемо, когда провластная политическая сила теряет на выборах голоса. Оно уверено: это подрывает легитимность режима, ослабляет позиции власти внутри страны и за рубежом.

А Путину необходимо еще выиграть президентские выборы. И для будущего главы государства крайне важно, чтобы процент проголосовавших за него был выше количества голосов, отданных за «Единую Россию»: это позволит ему проводить более уверенную внутреннюю политику, не считаясь со своими оппонентами внутри страны и критиками из-за рубежа. Не случайно наблюдатели рассматривают выборы в Госдуму как тест на популярность Владимира Пу­тина перед президентскими выборами в марте 2012 года. И потому фактическое поражение «Единой России» заставило российского премьера выбрать Об­щероссийский народный фронт как партию, на которую он будет опираться во время президентской кампании.

Сегодня политологи анализируют причины поражения партии власти. На наш взгляд, любопытна оценка, данная на сайте «Сноб» предпринимателем и последовательным критиком власти Вале­ри­ем Морозовым: «Произо­шло то, что уже случилось в экономике и государственной службе: наи­­более способные и независимые были вытеснены преданными, хотя бы внешне, готовыми воровать и обеспечивать воровство бездарями. Серость с психоло­гией казнокрада стала доминирующей массой государственного аппарата и правящей партии. Все, начиная от политологов и заканчивая сотрудниками предвыборного штаба, несколько месяцев предвыборной кампании делали видимость работы, создавали обос­нования огромных трат воро­ванных из бюджета на предвыбор­ную кампанию денег. Самой рабо­той занимались мало и только для того, чтобы отчитаться и прикрыть воровство. О качестве и эффективности работы никто не думал. Все полагались на админист­ративный ресурс». Инте­ресно, Вик­­тору Федоровичу это ничего не напоминает? К сказанному добавим, что в России, как и в Ук­раи­­не, глав регионов назначает президент. Как правило, это приш­­лые назначенцы. И недовольство ими местным населением перено­сится и на центральную власть, и на провластную партию…

Парламентские выборы требуют от Кремля и Владимира Путина изменения политики в сфере управления. Что далее будет делать власть? Очевидно, что в своей президентской кампании Путин учтет ошибки парламентских выборов. Во всяком случае, в разговоре с главой российского ЦИК Владимиром Чуровым Дмитрий Медведев сказал, что сделает «оргвыводы» в отношении руководителей регионов, которые не сумели обеспечить «Единой России» успех на выборах в Госдуму. Что, впрочем, не означает, что результаты Путина на президентских выборах улучшатся: по прогнозам российских политологов, протестные настроения к весне следующего года могут значительно усилиться.

Пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков признал, что избиратели ожидают обновления Путина «в версии номер два». Интересно, какая это будет версия? Один из известных журналистов, побывав в Москве после долгого отсутствия, заметил, что следующим президентом России может стать шовинист… По большому счету, у Путина не так уж и много вариантов поведения. По сути, их два. Первый вариант, это усиление авторитарных тенденций в государстве, опора на старые кадры, дальнейшее сужение демократических свобод. Второй - постепенная либерализация политической системы, вовлечение во власть новых людей. Каждый из сценариев несет для власти риски. Но маловероятно, что Владимир Путин откажется от первого пути ради второго. Жесткие действия власти против митингующих на Чистых прудах показывают, что в Кремле к диалогу не готовы. Однако проблемы российского общества невозможно решить только путем репрессий в отношении противников фальсификаций выборов и существующей политической системы.