UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия поворачивается лицом к Азии

Там ее ждет непростой выбор

Автор: Алексей Коваль

Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС), завершившийся во Владивостоке 9 сентября, предложил несколько интересных идей развития сотрудничества между странами огромного пространства, расположенного по берегам Тихого океана. Эта организация, образованная лишь в 1989 году для стимулирования взаимной торговли и инвестиций, стала сегодня привлекательной площадкой для обмена мнениями по самым насущным вопросам мирового и регионального развития. А в условиях современного глобального кризиса Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) остается одним из наиболее динамично развивающихся районов планеты, рост которого превышает среднемировой и относительно стабилен даже несмотря на снижение глобального потребления. По прогнозам МВФ, до 2013 года экономики стран- членов АТЭС будут расти темпами не менее 4% в год, а суммарно их доля в мировом ВВП уже достигает 53%. С углублением кризиса в Европе именно в АТР постепенно смещаются глобальные товарные потоки: уже сейчас это 44% от глобальных объемов, растут и прямые инвестиции, составляющие по итогам 2011 года 45% от общемировых.

Вот почему (но не только поэтому) к встрече во Владивостоке было приковано такое внимание. Россия председательствует в АТЭС в 2012 году под лозунгом «Интеграция - в целях развития, инновации - в интересах процветания». В частности, для российского президента Владимира Путина форум, в котором участвовали два десятка мировых лидеров, стал самой представительной трибуной для провозглашения его доктрины - построения Евразийского экономического союза. По его признанию, он будет обладать наднациональными функциями. Как свидетельствует В.Путин, он представлял на форуме уже не только себя, но и лидеров Беларуси и Казахстана, полностью солидарных с ним в этих подходах. По словам российского президента, некоторые страны АТЭС проявили «прямой рабочий интерес» к интеграционным наработкам и идеям Кремля, и даже намерены сформировать особые отношения в рамках зон свободной торговли с Таможенным союзом, Единым экономическим пространством, зоной свободной торговли СНГ. Кроме того, после вступления в ВТО Россия видит себя мостом между Азией и Европой и готова, в первую очередь, в транспортном отношении стать связующим звеном между ними. Президент РФ считает необходимым координировать интеграционные усилия как на евразийском, так и на азиатско-тихоокеанском пространствах.

Напомним, что сама АТЭС с 2006 года разрабатывает идею о зоне свободной торговли для всего Азиатско-Тихоокеанского региона (FTAAP), которая родилась, поскольку переговоры в рамках Всемирной торговой организации по дальнейшей либерализации торговли между более чем полутора сотней стран-членов зашли в тупик. АТЭС поставила для себя тогда еще более амбициозную задачу - не только создать зону свободной торговли, но также разрешить противоречия и нестыковки, годами накапливавшиеся между странами региона в границах почти 200 двусторонних договоров о свободной торговле. На сегодня очевидно, что АТЭС не стало интегрированным сообществом. На последнем саммите АТЭС об идее FTAAP говорили вскользь и в основном китайские представители, для которых эта задумка, по-видимому, актуальна. Впрочем, Китай проявляет куда больше интереса к сотрудничеству в рамках форумов со странами Юго-Восточной Азии, членами АСЕАН и ШОС. То есть там, где его экономическая мощь дает дополнительные преимущества.

Даже в ходе переговоров в пределах ВТО страны АТЭС выступают с разных позиций. Также не нужно сбрасывать со счетов, что государства Европейского Союза и многие другие влиятельные члены ВТО, в частности, Бразилия и Индия, усматривают в создании такого регионального объединения угрозу своим экономическим интересам. Ведь очевидно, что страны вне этого интеграционного ядра столкнутся с дискриминацией в торговле.

Также не оправдались надежды, что именно договоренности в рамках АТЭС позволят снять некоторые глобальные противоречия и вновь запустить переговоры в рамках ВТО. Пожалуй, единственным положительным результатом в этом плане стало то, что к встрече во Владивостоке страны договорились о снижении пошлин на экологическую продукцию, к которой относятся более полусотни товаров. Этот шаг связан с общей обеспокоенностью крупнейших стран объединения вопросом продовольственной безопасности, дефицитом качественных продуктов питания, возросшим в последний год в ряде государств Азии, в частности, в Китае.

Не оправдались и надежды США, что именно через форум АТЭС (а лидеров этого объединения предложил собирать Билл Клинтон в 1993 году) американцы смогут упрочить свои экономические позиции в Азии, получить доступ на рынки развивающихся стран и, прежде всего, на китайский. Во Владивостоке на саммите АТЭС Соединенные Штаты представляла супруга бывшего американского президента госсекретарь Хиллари Клинтон. Это, по-видимому, ее последний визит в Азию в данном качестве, поскольку после президентских выборов в США, вне зависимости от их результатов, она решила покинуть свой пост.

Однако в Россию Х.Клинтон приехала для того, чтобы предложить собственную версию интеграции - Транстихоокеанское партнерство (Trans-Pacific Partnership, TPP). Поскольку в этом термине очень четко усматривается сходство с «трансатлантическим партнерством», наблюдатели сразу оценили сей шаг как попытку дополнить расширение дипломатического и военного присутствия США в Азии экономической составляющей. Да и сама госпожа госсекретарь свое выступление на форуме начала словами «Соединенные Штаты - это тихоокеанская держава, обладающая не только дипломатической и военной, но и экономической мощью». Эту мощь она и пыталась продемонстрировать. Идея «экономического возвращения» в Азию, по словам Х.Клинтон, состоит в том, чтобы создать «торговый пакт», в котором договоренности нескольких членов были бы обязательными для всех - это позволило бы сломать протекционистские барьеры. На нынешний момент к данному «пакту» Вашингтон сумел привлечь восемь стран региона от Австралии и Чили до Вьетнама и Брунея. Однако Китай в таком подходе усматривает лишь удобный способ для фирм США расширить каналы проникновения на китайский рынок и расценил эту идею как неприемлемую. Даже давние партнеры США - Канада (обещавшая начать переговоры в этом году) и Новая Зеландия (уже участвующая в пакте) - имеют много замечаний относительно американской инициативы.

Лидеры АТЭС постоянно подчеркивали исключительно экономический характер их собрания. Однако и здесь не удалось обойтись без политики. Во Владивостоке основные политические консультации были вынесены в кулуары форума и проходили за закрытыми дверями в рамках двусторонних встреч.

Так, США не только пытались прессинговать Китай по ситуации в Южно-Китайском море, но также активно демонстрировали дружественное расположение к России. Хиллари Клинтон заявила, что вступление России в ВТО позволит увеличить двусторонний товарооборот в два-три раза. Правда, для этого конгресс еще должен отменить действие поправки Джексона-Вэника в отношении России. США и Россия договорились соблюдать режим демилитаризации в Арктике. Соединенные Штаты готовы признать ключевую роль России в Азии и всячески будут поощрять ее внимание к Дальневосточному региону, расширят частные инвестиции.

Саммит АТЭС для нормализации отношений с Россией также использовала Япония, которая договорилась о вероятной покупке российского сжиженного газа и о возможности проведения нового раунда переговоров по проблеме спорных островов Курильской гряды.

Российские СМИ, однако, отмечают, что затраченные Россией сотни миллиардов рублей на подготовку к саммиту - лишь капля в море от того, что реально необходимо для возрождения Дальневосточного региона. Из всех крупных региональных держав Россия остается самой слабой в АТР. И даже Владимир Путин признал, что экономически страна все еще остается завязанной на Европу, а «возвращение в Азию» по примеру США или, лучше сказать, «разворот России к Азии лицом», идет медленно. В целом это может быть лишь временным явлением. И в Москве, и во Владивостоке найдется немало людей, считающих, что вскоре после саммита АТЭС Кремль вернется к привычной практике невнимания к проблемам Дальнего Востока.

Но даже если этого не случится, России в АТР будет предложен выбор (может быть, во Владивостоке это уже сделала Хиллари Клинтон) поддержать одну из двух крупнейших держав современности - США или Китай.

По-видимому, китайцы изложили свою позицию российскому руководству раньше американцев. Москву в конце августа посетил член госсовета КНР Дай Бинго для участия в седьмом раунде китайско-российских консультаций по вопросам стратегической безопасности. Китайский политик отметил, что странам необходимо «наращивание взаимной политической поддержки по таким ключевым вопросам, как отстаивание суверенитета, безопасности и развития». Этот визит прошел почти незамеченным, и, что странно, даже не сообщалось о встрече Дай Бинго с Путиным. Но в разгар этого визита в китайских государственных СМИ появилась редакционная статья под характерным заголовком «Теплые китайско-советские отношения однажды были испорчены». В ней речь идет о событиях более чем полувековой давности. Но автор как бы между прочим замечает, что Пекину понятны мотивы, по которым Владимир Путин строит отношения с США и НАТО. Однако китайско-российский альянс образца начала 50-х был нерушим до тех пор, пока ключевые интересы двух стран одновременно подвергались угрозе со стороны третьей силы. Этот намек весьма прозрачно дает понять Путину, что «стратегическое партнерство» с Россией Китай не будет развивать за просто так. Пекин статьей в «Женьминь жибао» пока лишь предостерег Москву от ошибок прошлого и призвал демонстрировать «политическую мудрость и прагматический подход» на фоне изменчивой международной обстановки.