Неудача Владимира Путина с втягиванием Украины в интеграционные объединения под эгидой России заставляет российского лидера пересматривать масштабные планы. И объединить "под рукой Москвы" хотя бы территории непризнанных республик: ранее оккупированные российскими войсками, они сегодня являются зонами замороженных конфликтов.
Начала Россия с территорий, отторгнутых у Грузии. Несмотря на всю несхожесть ситуации в Грузии и Украине, очевидны попытки Кремля проработать модель легализации и "интеграции" квазигосударственных образований по периметру границ РФ с дальнейшим их превращением в военные форпосты для агрессии против соседей.
Информационные сайты Абхазии вечером 13 октября обнародовали проект "Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и интеграции". По сообщению журналистов, договор поступил в Сухуми из России и уже передан на обсуждение в парламент непризнанной республики. Абхазские политики имеют две недели на то, чтобы внести правки в текст.
Небольшой по объему документ из 6 глав ссылается на нормы и принципы международного права. Не забыт даже устав ООН. Что важно, упомянутое в названии договора слово "союзничество" в тексте документа ни разу не встречается. В нем говорится лишь о "сотрудничестве, интеграции и партнерстве". Ни разу не упомянуты и органы, которые будут реализовывать договор.
Ключевыми являются несколько пунктов. Во-первых, положение о проведении согласованной внешней политики, где Москва обязуется содействовать признанию Абхазии и даже членству ее в международных структурах. Во-вторых, статьи о создании общего пространства обороны и безопасности. Как отмечается в проекте договора, в срок не менее чем через год после его подписания будет создана "Объединенная группировка войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия под управлением Объединенного командования и общая оборонная инфраструктура".
При этом право назначить командующего в условиях угрозы войны Москва зарезервировала для себя. За три года должен быть завершена унификация новой армии по российским стандартам. Группировка создается "для отражения агрессии (вооруженного нападения) в соответствии со статьей 51 Устава ООН". При этом в проекте договора ничего не сказано ни о статусе таких войсковых объединений, ни об их численности.
Документ также предусматривает постепенное сокращение сил и средств на границе между РФ и Абхазией и передислокацию их "на абхазско-грузинскую государственную границу". Согласно проекту договора, Абхазия также в 18-месячный срок должна гармонизировать с российским свое таможенное законодательство. Заключительные разделы говорят о социальной интеграции и постепенном подтягивании стандартов жизни, образования, здравоохранения в Абхазии к российским.
О том, что в Кремле разрабатывался некий документ по Абхазии, было известно давно. Как и то, что Москва хотела бы подписать его уже в текущем году. Теперь, после обнародования проекта договора, эксперты подозревают, что массовые акции протеста в Сухуми в мае-июне, повлекшие за собой досрочный уход с поста президента Абхазии Александра Анкваба, связаны с его активным неприятием нового договора с РФ.
Реакция абхазских политиков на документ показывает, что в непризнанной республике далеко не все согласятся со сценарием, согласно которому Абхазия потеряет свои полномочия, а ее армия, представленная в основном ополченцами, растворится в вооруженных силах России. Сухуми проявляет осторожность и в вопросе либерализации рынка недвижимости для россиян. В общем, абхазы не спешат соглашаться с российскими предложениями.
В Грузии проект договора вызвал прогнозируемо негативную реакцию. В Тбилиси считают, что Москва решила наказать южнокавказское государство за подписание соглашения об ассоциации с ЕС и расширение сотрудничества с НАТО: грузины после саммита альянса в Уэльсе ведут переговоры о создании на территории страны базы, которая будет включать в себя тренировочные лагеря и логистический центр.
Грузинский МИД полагает, что заключение подобного соглашения России с непризнанными республиками подорвет стабильность на Кавказе и, возможно, приведет к срыву процесса нормализации грузино-российских отношений, который был инициирован Тбилиси два года назад. По мнению грузинской дипломатии, российско-абхазское соглашение - это реализация "крымского сценария", и конечной целью может быть аннексия оккупированных районов Грузии Россией. Грузия оставляет за собой право реагировать на эти шаги соседа адекватно, но пока полагает, что лучшим вариантом были бы новые международные санкции против России.
Впрочем, государственный министр Грузии по делам примирения и гражданского равноправия Паата Закаеришвили нашел в появлении этого документа и позитив. По его мнению, абхазы наконец-то убедились в том, что Тбилиси оказался прав: Россия не является другом Абхазии. "Россия и не думала о реальном признании независимости Абхазии. Она думала об аннексии", - заявил чиновник.