UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ракеты для России: Украина может серьезно наказать Иран

В российско-украинской войне Тегеран увидел для себя «окно возможностей»

Автор: Владимир Кравченко

Киев находится в шаге от разрыва дипломатических отношений с Тегераном и введения против него экономических санкций. Сделает ли Украина этот шаг, зависит от того, поставит ли Иран баллистические ракеты России. Ведь российская армия будет использовать их для дальнейшего обстрела украинских городов и критической инфраструктуры. Учитывая, что у россиян запасы ракет не безграничны, поставки Ирана имеют для Москвы решающее значение, а для Киева — драматическое.

Читайте также: Решение о (не)разрыве дипотношений нашей страны и Ирана президент примет в ближайшие недели — спецпредставитель Украины по Ближнему Востоку и Африке

Секреты персидского двора

В украинской власти не питают иллюзий в отношении иранцев.

Как признает собеседник ZN.UA из дипломатических кругов, «высока вероятность, что Иран будет поставлять ракеты России»: во время визита в начале ноября секретаря СБ РФ Николая Патрушева в Тегеран россияне сделали иранским властям предложение, от которого те не смогли отказаться. Речь идет не только о готовности заплатить миллионы за поставки оружия, но и о предоставлении Ирану технологий, в том числе для дальнейшего развития ядерной программы, а также об уступках по Сирии. Все это важно для достижения иранцами стратегических целей в регионе.

По информации ZN.UA, в целом в иранском истеблишменте между всеми группами элиты есть консенсус восприятия российско-украинской войны как «окна возможностей» для Ирана, учитывая критическую зависимость России от Исламской республики как в сфере вооружения, так и в контексте обхода санкций. Так, в Тегеране рассчитывают на установление полного контроля над Сирией и создание иранской военно-морской базы на сирийском побережье Средиземного моря.

При этом в иранском истеблишменте нынче рассматривают отношения Исламской республики с РФ через призму восприятия российско-украинской войны как элемента глобального противостояния России и Запада. Поэтому на подходы иранских чиновников к взаимодействию с Россией влияет, настроены они на нормализацию отношений с Западом (в том числе и через подписание нового соглашения по иранской ядерной программе) или изоляционизм и конфликт с «большим сатаной».

На днях газета The Washington Post сообщила, что в начале ноября Россия и Иран заключили тайную сделку, согласно которой на территории РФ в течение нескольких месяцев будет начато производство беспилотных летательных аппаратов. Как отмечает издание со ссылкой на источники в западных спецслужбах и их разведданные, «страны быстро продвигаются к передаче проектов и ключевых компонентов».

Однако российский Телеграм-канал «Генерал СВР» пишет, что хотя Тегеран и согласился увеличить поставки дронов и передать ракеты, но иранцы обещают оружие в значительно меньших объемах, нежели просят русские. Кроме того, «поставка баллистических ракет до Нового года расценивается Ираном как трудновыполнимая задача, и Патрушев получил обещание поставки половины от запрашиваемых объемов лишь весной следующего года». Ускорить процесс не смог даже телефонный разговор Путина с президентом Ирана Раиси.

Официальный сайт Президента Исламской Республики Иран

Читайте также: Патрушев уехал ни с чем? Что нужно знать про иранские ракеты для России

Кукуруза или дроны?

В Киеве стремятся предотвратить поставки Тегераном ракет и дронов Москве. В интервью ZN.UA спецпредставитель Украины по вопросам Ближнего Востока и Африки Максим Субх заявил, что Украина жестко отреагирует на дальнейшие поставки оружия и не ограничится разрывом дипломатических отношений. И об этом иранцы предупреждены. Санкции же в отношении Исламской республики Украина введет, как только Киев получит убедительные доказательства обстрела украинских городов иранскими ракетами.

Но почему Украина не разорвала дипотношения с Ираном сразу же, как только были получены доказательства применения Россией иранских дронов для атаки на украинские дома и объекты инфраструктуры? По мнению директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, одна из причин такого решения — в надежде Киева, что на позицию Тегерана повлияет стремление части иранской элиты продолжить переговоры с Вашингтоном по иранской ядерной программе. Но эта ставка не сработала.

При этом Семиволос утверждает, что не стоит относиться скептически к негативному эффекту ограничительных мер на иранскую экономику. «Украина может очень серьезно наказать Иран, учитывая его зависимость от украинской продукции. Эффект от санкций усилится на фоне того, что в стране разваливается экономика», — сказал в комментарии ZN.UA директор Центра ближневосточных исследований.

Товарооборот между нашими странами в 2021 году составил 723,7 млн долл. При этом Украина экспортировала в Иран товаров на сумму 624,9 млн, а импортировала — 98,8 млн долл. Для экономики Исламской республики критически важна даже не столько украинская пшеница, сколько кукуруза. По информации ZN.UA, Киев уже продемонстрировал серьезность своих намерений, заблокировав выход из своих портов суден со всеми видами грузов для Ирана.

Одновременно Украина готовится и к прекращению поставок товаров из Ирана. В нашу страну поступают в основном финики и… удобрения. Для Украины это не критически важная продукция. По информации ZN.UA, украинские власти уже проанализировали последствия прекращения поставок удобрений и фиников из Ирана и нашли другие рынки.

И еще: поскольку Тегеран, поставляя ракеты и дроны России, становится участником агрессии против Украины, то, по информации ZN.UA, Киев будет добиваться, чтобы замороженные активы Ирана — их объемы по приблизительным оценкам составляют до 85 млрд долл. — были направлены на восстановление нашей страны. «Иран сам себя подставил и он должен почувствовать весь ужас своего положения. В том числе и выплачивая репарации Украине», — в свою очередь отмечает Игорь Семиволос.

Читайте также: Помощь Ирана — возвращение долга России за спасенный режим Асада в Сирии — The New Yorker

«Развилка», на которой стоит Иран

Стремясь не допустить поставок ракет в Россию, Украина надеется на сотрудничество с США (которые уже ввели санкции против физических и юридических лиц, причастных к производству или передаче РФ иранских беспилотников), а также Израилем, ощущающим со стороны Ирана растущую угрозу.

Как сообщает The Jerusalem Post, израильские силы безопасности опасаются, что сближение Москвы и Тегерана на фоне войны в Украине нанесет удар по интересам израильского государства. В частности, Минобороны Израиля предполагает, что Иран в обмен на поставки беспилотников и ракет России потребует прекратить координацию российских и израильских военных в Сирии, а также приобретет новейшие российские военные разработки.

Еще недавно на все просьбы Киева предоставить оружие, в том числе и для борьбы с дронами-камикадзе «Шахед», в Тель-Авиве отвечали отказом, чтобы «не рассердить Путина». Тем не менее, как пишет Haaretz, под давлением администрации США израильские власти разрешили странам — членам НАТО предоставлять Украине вооружение, содержащее изготовленные в Израиле компоненты. В частности, электрооптические системы и системы управления огнем.

А в понедельник глава Совета национальной безопасности Израиля Эяль Хулата заявил на форуме в Бахрейне, что если Иран отправит ракеты России, Тель-Авив будет готов поставить высокоточные баллистические ракеты Украине. Как сообщает израильская государственная медиакорпорация «Кан», данному заявлению предшествовал протест Израиля России из-за использования ею в войне против Украины приобретенных у Ирана БПЛА. Ноту посол Израиля передал в Москве замминистра иностранных дел РФ Михаилу Богданову.

Getty Images

Наконец, усложнить реализацию сделки по продаже иранских ракет России может ослабление режима шиитских мулл в результате крупнейших протестов за последние десятилетия в Иране и дальнейшее переформатирование власти, особенно на фоне разговоров об ухудшении здоровья верховного лидера Али Хаменеи. Переформатирование власти может привести к подрыву позиций российского лобби в иранской верхушке, что в свою очередь скажется на двустороннем сотрудничестве России и Ирана в сфере ВТС.

Сейчас Иран проходит своеобразную «развилку», когда возможны самые различные сценарии — жесткое подавление протестов, политическое урегулирование (проведение референдума и изменение конституции, передача поста президента другой элитной группе и т.д.), гражданская война. «Процесс пошел. И загнать джинна в бутылку сложно», — полагает Игорь Семиволос. При этом очень многие региональные игроки заинтересованы в усилении внутренней турбулентности в Иране, политическую систему которого расшатывает давление со стороны различных протестных этнических групп, углубление экономических проблем и рост внутриэлитного противостояния.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.