UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прогресс, но не во всех сферах: как Украина внедряет еврореформы

Как эксперты оценивают выполнение семи рекомендаций Еврокомиссии

Автор: Марианна Фахурдинова

Третьего февраля в Киеве состоится саммит Украина—ЕС, важным элементом которого станет то, что впервые после обретения Украиной статуса кандидата на членство европейская и украинская стороны на высоком уровне будут обсуждать политические реформы в Украине. Речь идет о выполнении семи рекомендаций Европейской комиссии, которые в Украине неформально называют «постусловиями» к кандидатству. Выполнение этих рекомендаций не гарантирует Украине моментального начала переговоров о вступлении, однако без них точно невозможны дальнейшие шаги к членству.

Накануне саммита несколько украинских аналитических центров провели уже третий независимый мониторинг выполнения требований ЕС — «Кандидат Check 3».

Читайте также: Саммит Украина-ЕС поприветствует прогресс Киева, но вряд ли будет решение о быстром вступлении — Euractiv

Позитивное развитие

Летом 2022 года украинские власть имущие поставили для себя амбициозный внутренний дедлайн — выполнить рекомендации Европейской комиссии к началу 2023 года. В декабре даже появились заявления, что Верховная Рада приняла все законодательные акты, предусмотренные семью рекомендациями.

Впрочем, реальность оказалась немного иной: накануне саммита УкраинаЕС можем говорить о том, что ни одна из реформ пока не реализована в полном объеме. Однако позитивное развитие в этом направлении, безусловно, есть.

Приятно признавать, что одна из success stories в выполнении семи рекомендаций касается сферы верховенства права. Именно судебная и антикоррупционная реформы являются приоритетными с точки зрения присоединения стран кандидатов в ЕС: они входят в ключевой кластер переговорных глав fundamentals (основ); их выполнение ЕС поставил на первое место в перечне семи рекомендаций, предоставленных Украине вместе со статусом кандидата в июне 2022 года.

Историей успеха стало восстановление работы Высшего совета правосудия (ВСП), бывшего неполномочным с февраля 2022 года. Восстановление работы этого важного судейского органа стало возможно благодаря избранию с июня 2022 года 11 новых членов ВСП. И хотя у профильных экспертов есть вопросы к добропорядочности некоторых из них, главное — ВСП теперь может назначать и увольнять судей с должности, рассматривать дисциплинарные жалобы относительно них, назначить членов Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). Вместе с тем для полного выполнения этой рекомендации ЕС Украине нужно назначить еще шесть членов ВСП и провести отбор кандидатов в ВККС.

В сфере антикоррупции прорывным стало назначение в июле 2022 года руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). После этого активизировались расследования САП, НАБУ и ВККС в отношении топ-коррупции: были объявлены подозрения ряду топ-чиновников, направлено в суд дело «Межигорье» в отношении бывшего президента-беглеца и т.п. Впрочем, для полноценного функционирования антикоррупционной инфраструктуры необходимо назначить руководителя Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), конкурс на должность которого продолжается.

Важным шагом стало и принятие Верховной Радой двух рекомендованных ЕС законов — о медиа и национальных меньшинствах (сообществах), получивших одобрительные отзывы профильных экспертов. Впрочем, если рекомендации по закону о медиа выполнены почти безупречно, закон о национальных меньшинствах еще должна оценить Венецианская комиссия. Важно для Украины политически урегулировать претензии относительно этого закона со стороны Румынии. В общем, чтобы смело поставить зеленый флажок возле рекомендаций в этих сферах, украинской стороне нужно еще внести изменения в закон о рекламе и разработать подзаконные акты к закону о нацменьшинствах. 

Читайте также: Саммит Украина-ЕС в Киеве: Стефанишина рассказала, о чем будут говорить украинские власти и европейские лидеры

Необходимые доработки

Несмотря на указанные выше успехи, в имплементации семи реформ есть одна ложка дегтя, которую ощущают не только украинские эксперты, но и европейские партнеры. И касается она той же сверхважной реформы верховенства права. Речь идет о реформе Конституционного суда Украины, предусматривающей введение конкурсной процедуры отбора судей в этот орган. Хотя Верховная Рада приняла соответствующий закон еще в декабре прошлого года, механизм отбора судей не отвечает критерию. Поэтому ЕС и Венецианская комиссия уже неоднократно призывали его изменить. В частности, в Совещательную группу экспертов, которая будет проверять кандидатов в КСУ, включить седьмого члена, который бы нивелировал возможность политизировать процесс.

Позитивно, что украинская власть наконец отреагировала на призывы европейской стороны и пообещалавнести необходимые изменения в закон как можно быстрее, хотя это и произошло лишь после того, как Венецианская комиссия отказалась присылать своих представителей в Совещательную группу экспертов. Признание своей ошибки и внесение правок в закон, уже подписанный президентом, продемонстрирует преданность Украины процессу европейской интеграции. Однако в будущем украинской стороне следовало бы не допускать таких ошибок в других сферах, ведь они подрывают доверие, которое сейчас едва ли не самое высокое в отношениях Украины с ЕС за все годы сотрудничества.

Кроме реформы КСУ доработки требуют еще две рекомендации ЕС. В частности, из-за отсутствия вывода Венецианской комиссии, которого Украина ждет с 2021 года, без изменений остается состояние выполнения антиолигархической реформы, а именно имплементация антиолигархического закона. И хотя эта задержка происходит не по вине Украины, работа в этой сфере точно не закончится после получения обратной связи от Венецианской комиссии.

Несмотря на некоторые успехи, такие как принятие закона о бенефициарах бизнеса и разработка проектаКомплексного стратегического плана реформирования правоохранительного сектора Украины, незавершенным остается выполнение рекомендации о борьбе с отмыванием средств. Украине нужно принять еще ряд законодательных актов, отвечающих стандартам Группы по финансовым мероприятиям (FATF). Ожидаются также утверждение Комплексного стратегического плана реформирования правоохранительного сектора Украины и разработка плана мероприятий для его выполнения.

Хотя окончательную оценку того, насколько успешно Украина выполнила свое домашнее задание, Европейская комиссия предоставит лишь осенью 2023 года, первый промежуточный отчет во время саммита Украина—ЕС чрезвычайно важен: он продемонстрирует преданность Украины процессу реформ и необратимость движения к членству в ЕС. До осени 2023 года у Украины еще есть время наверстать все недоработки.

Больше статей Марианны Фахурдиновой читайте по ссылке.