UA / RU
Поддержать ZN.ua

Президент Швейцарии Игнацио Кассис: «Я не хотел бы оказаться на месте Зеленского…»

Нейтралитет не означает равнодушие: Берн становится соперником Брюсселя в соревнованиях за ведущее место в восстановлении Украины

Автор: Василий Зоря

Президент Швейцарии Игнацио Кассис принадлежит к новым политическим друзьям из круга первых лиц, подаренных Украине войной. Не таких отчаянных, как премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, которого в Киеве теперь знают каждый защитник и защитница. Не таких сомнительных, как федеральный канцлер Германии Шольц, который начинает что-то делать только после демарша украинских дипломатов или давления союзников. Не таких легкомысленных, как президент Франции Макрон, с которым по телефону Путин обсуждает мирные инициативы перед хоккеем.

Игнацио Кассис представляет на международной арене не просто страну брендовых часов, сыра и шоколада, Альп, безупречных дорог и транспорта. Он представляет страну многовекового невмешательства и нейтралитета. Вспомним позорный факт: еще во время Второй мировой войны местные пограничники разворачивали евреев на границе, невзирая на их мольбы о прибежище. А уже сегодня Конфедерация за считанные недели открыла двери для более 50 тысяч беженцев из Украины. Эта поддержка для нее — национальный поступок.

Читайте также: Президент Швейцарии объяснил, почему поддержка Украины в войне – это не нарушение швейцарской нейтральности

В мартовском обращении к нации президент США Джо Байден с отеческим одобрением перечислил страны антироссийского фронта и «даже Швейцарию». Двузначный комплимент. Помощь Украине вполне может стоить швейцарцам национального референдума о рамках нейтралитета.

Критики упоминают о незамороженных активах российских и украинских олигархов в швейцарских банках. О недополученных налогах для украинской экономики на счетах в кантонах. О запрете на реэкспорт боеприпасов и бронемашин отечественного производства даже через третьи страны.

Но Кассис не всесилен. Он не может экспроприировать замороженные активы олигархов без доказательств вины. Ему не по силам провести дерегуляцию и децентрализацию в Украине, улучшив ее инвестиционный климат. Он не имеет права усомниться в святая святых — нейтралитете.

В начале следующей недели в швейцарском италоязычном курортном городке Лугано состоится первая большая международная конференция, посвященная послевоенному восстановлению Украины. Ее откроют Владимир Зеленский и Игнацио Кассис, завершится она принятием «Луганской декларации».

Президент Швейцарии предложит услуги своей страны как ведущей силы, благодаря экономической стабильности, политическому нейтралитету, образцовой рассудительности и мощной финансовой системе которой можно запускать процесс восстановления Украины. С претензией на эту же роль от лица ЕС также выступила Еврокомиссия. Коллизия, возникшая между двумя центрами принятия решений, создает некий вызов для антироссийской коалиции. Об этой и других дилеммах спецкорреспондент ZN.UA Василий Зоря пообщался с президентом Игнацио Кассисом.

 

Господин президент, согласитесь, еще совсем недавно большинство швейцарцев даже понятия не имели, где находится Украина. Хотя с началом войны наши беженцы, в отличие от сирийских или боснийских, на удивление быстро получили право на пребывание с разрешением на работу, социальной помощью, возможностью образования. Но почему украинцы? Что особенного было у них для Швейцарии?

— Уже через несколько дней после вторжения России в Украину всем стало понятно, что много ваших людей будут вынуждены оставить Родину. Чтобы помочь им оперативно, правительство Швейцарcкой Конфедерации активировало так называемый статус S.

Это особое право для пребывания на территории Конфедерации разработано после войн в бывшей Югославии. Его первоочередной целью было быстрое и без бюрократических промедлений принятие большого количества перемещенных лиц, чтобы не перегружать систему предоставления убежища.

Время показало, что это было правильное решение. Теперь украинские беженцы могут прибывать к нам, в то время как эмиграционные органы имеют возможность также рассматривать заявления о предоставлении убежища от людей из других стран.

Читайте также: Нужно дать работу тем украинским беженцам, кто хочет её получить - министр юстиции Швейцарии

Во сколько федеральному бюджету обходится украинская программа, какая часть расходов ложится на кантоны? Беженцы встревожены, не планирует ли Швейцария уменьшить финансовую поддержку в будущем, как некоторые другие страны, куда переезжают наши соотечественники.

— Ежемесячно правительство Швейцарии перечисляет кантонам 1500 швейцарских франков на лицо со статусом S. Эти деньги используют на проживание, медицинское обслуживание и другие услуги. Правительство Швейцарии берет на себя затраты на транспорт в федеральный центр предоставления убежища, а также затраты на проезд из оставленных домов к выделенному жилью.

Чрезвычайно важно, чтобы прибывшие как можно скорее выучили один из наших национальных языков, чтобы могли здесь ориентироваться. С этой целью кантоны получили одноразовую выплату из федерального бюджета в сумме три тысячи швейцарских франков на организацию языковых курсов для украинских беженцев.

Историческая философия Швейцарии — нейтралитет, хотя едва ли не впервые за много лет правительство откровенно поддержало одну из сторон в войне. Россия даже включила Швейцарию в список недружественных к ней стран. Ваше общество всколыхнули дискуссии о границах нейтралитета. Насколько уместны такие дебаты в то время, когда все признаки преступления налицо?

— На самом деле эти дебаты очень важны, особенно для такой страны прямой демократии, какой является Швейцария. Нейтральность — часть нашей ДНК. Это ведущий принцип нашей внешней политики.

Но наш нейтралитет не означает равнодушие. Играть на руку агрессору, ничего не делая, — это не нейтральное поведение. Именно поэтому Швейцария присоединилась к санкциям ЕС против России. Соответственно, указанное решение породило дискуссии в Швейцарии по поводу толкования концепции нейтралитета.

Все правильно: во время такого исторического события страна должна быть готова к обсуждению и, если нужно, обновлению концепции нейтралитета.

Имею в виду, что позиция швейцарского правительства рано или поздно может привести и к национальному референдуму о нейтралитете. С внесением изменений в конституцию, какой именно нейтралитет вы исповедуете. Готовы ли вы к такому референдуму?

— В истории Швейцарии этот вопрос обсуждался неоднократно. Каким образом и где лучше закрепить это понятие — в конституции или еще где-то, как понимать нейтралитет, что это за особый путь.

Но такие обсуждения обычно заканчивались ничем. По моему мнению, по уважительной причине. С кодификацией или четкой формулировкой мы утратили бы свободу, необходимую для использования нейтралитета как инструмента. Он нужен нам для защиты национальных интересов таким, чтобы его можно было адаптировать к конкретной международной ситуации. Нейтралитет как позицию всегда нужно рассматривать в текущем контексте.

— Сейчас в Швейцарии начали обсуждать возможность сближения с НАТО. Ее переговоры с Альянсом пока что не привели к договоренностям о поставках оружия и боеприпасов швейцарского производства в Украину. Но когда, по крайней мере, можно надеяться на отмену запрета на реэкспорт оружия через другие страны, если вы сами признаете факт агрессии?

— Швейцария сразу осудила нарушение Россией международного гуманитарного права. Но важно понимать, что принятие санкций ЕС против России никоим образом не изменило нейтралитет Швейцарии.

Мы продолжаем соблюдать наш нейтралитет в узком смысле закона о нейтралитете, который утверждает, что Швейцария не может отдавать предпочтение ни одной из воюющих сторон.

В этом месяце правительство Швейцарии пересмотрело передачу швейцарских военных материалов третьими странами в Украину, а также экспорт военных материалов в виде технических узлов и отдельных деталей европейским оборонным компаниям.

Но, исходя из экспортных критериев Закона о военных материалах и принципах равного отношения по закону о нейтралитете, мы не можем утвердить заявку на передачу Украине военных материалов швейцарского происхождения.

После того, как НАТО не поддержало нас оружием с начала войны, многие украинцы были очень разочарованы. У общества возникает вопрос: как именно другие страны обходятся без тесного сотрудничества с Альянсом? Каким образом Швейцарии удается держать самооборону высокого уровня без оборонных альянсов?

— У Швейцарии есть два основных актива — автономная оборона и сотрудничество с другими государствами, особенно с соседними. Мы придерживаемся договоров со многими странами и организациями об обмене и взаимной защите секретной военной информации. Усиливаем наше международное сотрудничество в сфере безопасности. Это — важная цель нашей политики безопасности.

И, безусловно, если Швейцария станет объектом вооруженного нападения, она не будет считать себя связанной нейтралитетом. Это уже давно наш курс, поэтому способность сотрудничать не только политически или экономически, но и в военном плане имеет большое значение.

Какую роль может сыграть Швейцария в этой войне, чтобы уменьшить ее негативные последствия? Как политическая переговорная платформа или организатор ежегодных сборов средств?

— Швейцария поддерживала Украину задолго до войны, еще с 1990-х годов, в 1999-м мы открыли офис сотрудничества и продолжаем эту поддержку до сих пор. Все понимают, что после войны обязательно придет время восстановления. Просто никто не знает, когда это произойдет.

По моему мнению, крайне важно начать обсуждение перспектив уже сегодня. 4–5 июля в городе Лугано в Швейцарии состоится первая конференция, в повестку дня вынесен единственный приоритет такого плана. Пятую конференцию из тех, которые традиционно анализировали ход реформ в Украине, мы совместно решили посвятить послевоенному восстановлению. Это было логичным и единственно возможным.

Мы предлагаем свои наработки, опыт и особую позицию как нейтральной страны для использования Украиной и партнерами с европейского континента.

В то же время — хочу акцентировать на этом, — большая встреча в Лугано не будет конференцией пустых обещаний. Конечно, мы ожидаем, что во время конференции появятся новые финансовые обязательства, но само мероприятие не является сугубо донорским сбором средств.

— Участвуя в восстановлении Украины, Швейцария будет оказывать финансовую поддержку. До войны Украину считали одной из наиболее коррумпированных стран Европы. Думали ли вы о том, как в таком случае Швейцария сможет контролировать свои инвестиции?

— Стойкость Украины в войне действительно можно частично объяснить успехом антикоррупционных довоенных реформ. Мы надеемся, что в дальнейшем уже приложенные усилия будут развиты с не меньшей настойчивостью.

Международная поддержка должна быть долгосрочной. Соответственно, будут привлечены широкомасштабные ресурсы, чтобы возродить страну после колоссальных разрушений, вызванных войной.

Для получения помощи должны быть сформированы принципы политического процесса, которые мы изложим в декларации, принятой по итогам конференции в Лугано. Их безусловное выполнение должно сохранить желание работать с Украиной в долгосрочной перспективе. Наша соответствующая поддержка будет объединена с контролем, что будет служить укреплению доверия.

Незамороженные миллиарды российских активов в Швейцарии вызвали неоднозначную реакцию в Украине. Что происходит?

— Вследствие санкций против России мы заморозили активы на сумму 6,3 миллиарда швейцарских франков. Этот объем заблокированных активов очень высокий, если сопоставить с предыдущими режимами санкций. Вы можете убедиться в этом сами, сравнивая его с объемами активов, замороженных другими странами, присоединившимися к санкциям.

Если общая сумма замороженных активов не совпадает с цифрами, опубликованными в СМИ, это отчасти связано с тем, что замораживание не касается всех российских активов. Нужно замораживать только активы компаний, физических и юридических лиц, включенных в санкционный перечень. Швейцария пользуется списками, составленными ЕС. И, конечно, наши органы власти расследуют любые обвинения в невозможности замораживания и сообщают об этом. Процедуры хорошо отработаны и известны соответствующим субъектам.

Через Швейцарию проплачивается 36,5% украинского экспорта. Мы говорим о товарообороте в 16–18 миллиардов долларов в год. Кроме замороженных активов российских олигархов, сможет ли Швейцария, и когда, арестовать наконец миллионы долларов, украденных украинскими олигархами? Есть ли законные основания, законодательные проекты и инструменты для мониторинга бенефициаров скрытых активов?

— Швейцария имеет надежную правовую базу для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также действует в соответствии с международными стандартами Группы по разработке финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Кроме того, Швейцария постоянно следит за прозрачностью и идентификацией бенефициарных владельцев юридических лиц. В мае этого года правительство Швейцарской Конфедерации утвердило решение об открытии производства о конфискации активов, замороженных в Швейцарии после Революции Достоинства в феврале 2014 года.

Производство касается активов Юрия Иванющенко и его семьи на сумму более 100 миллионов швейцарских франков. Сейчас мы проверяем, можно ли начать производство по конфискации активов других лиц, бывших субъектами уголовного производства в Украине, и процесса взаимопомощи после революции 2014 года.

Недавно Украина получила статус кандидата в члены ЕС. Не жалеют ли швейцарцы о своем отказе начать процесс вступления в Евросоюз, как было решено во время референдума 1992 года?

— Не думаю, что в этом контексте можно сравнивать Украину и Швейцарию. В 1992 году швейцарцы во время публичного голосования решили, что наша страна не будет присоединяться к Европейской экономической зоне (ЕЭЗ).

Швейцария олицетворяет прямую демократию. Мы привыкли, что нас регулярно спрашивают о нашем мнении, в частности привыкли к участию в политических решениях. Принятые сувереном — швейцарским народом, — они радуют тех, кто выигрывает во время голосования. Остальным, кто проиграет, можно только посочувствовать. Но потом эти решения получают широкое признание.

Сначала многие страны-члены ЕС были против предоставления Украине статуса кандидата на вступление в ЕС. Потом даже самые последовательные критики в Евросоюзе высказались в пользу ее кандидатства. По вашему мнению как представителя семьи европейских народов, что это — просто смена риторики в ЕС и символическое успокоение Украины или готовность упростить условия вступления и поддержать Украину не только на словах?

— Швейцария не может комментировать заявления и решения ЕС в отношении третьих стран. Я верю, что нападение России на Украину — свободную и независимую страну в Европе — поразило всех нас как членов европейского сообщества в самое сердце.

Речь идет о наших основных ценностях — свободе, верховенстве права, демократии. Эти ценности касаются всех и каждого. Украина является частью Европы и важным краеугольным камнем безопасности и стабильности на нашем континенте.

И последний вопрос, сугубо личный. Что бы вы делали на месте президента Владимира Зеленского? Скажем, имея альтернативу: сражаться до последнего вражеского солдата на своей территории любой ценой военными средствами — или пытаться найти мирное решение для вывода российских войск.

— Тяжелый вопрос. Надеюсь, я никогда не окажусь в таком положении. Я глубоко уважаю и сочувствую президенту Зеленскому. Мы поражены его лидерскими качествами, силой и решительностью. Я неоднократно с начала войны говорил об этом ему самому. Если последние события нам что-то однозначно показали, то это не только стойкий дух президента, но и несокрушимость всего украинского народа.

Но история учит нас, что решения в войне приходят не только на поле боя, а и за столом переговоров. Швейцария готова сделать свой вклад в мирное и стабильное решение благодаря своей дипломатии. Мы ведем диалог и прилагаем дипломатические усилия на двустороннем и многостороннем уровнях, чтобы обеспечить прогресс на этом направлении.

Швейцария предлагает свои добрые услуги и имеет давние традиции и большой опыт работы в роли посредника. Это ядро нашей внешней политики, и в этом мы видим свой плюс для мира. Не только для себя, но и для людей в Украине и всей Европе.