UA / RU
Поддержать ZN.ua

Предвыборный спектакль Лукашенко

Как российские наемники помогли Бацьке перехватить инициативу у оппозиции.

Автор: Андрей Паливода

Вчера в Беларуси происходили весьма странные события. За десять дней до президентских выборов Александр Лукашенко, столкнувшийся с самым серьезным политическим кризисом в своей карьере, попытался резко перевернуть ситуацию. Уже несколько недель в качестве угрозы, которая может позволить ему реализовать силовой сценарий, он использует Россию. Однако прежде все ограничивалось словами — просто устными обвинениями в адрес неназванных российских кругов, якобы желающих сменить власть в Беларуси в своих интересах.

29 июля эти обвинения вдруг стали весьма осязаемыми. В санатории под Минском в ночь с 28 на 29 июля были задержаны 32 российских гражданина, которых КГБ Беларуси назвал боевиками ЧВК «Вагнер», прибывшими для дестабилизации обстановки в стране. (Еще одного «боевика» арестовали на юге страны.) Белорусское государственное информагентство БелТА написало об этом в 12.40 29 июля, сообщив, что речь идет о бойцах иностранной частной военной компании.

Спустя два часа БелТА опубликовало подробности, включая фамилии задержанных. Быстро выяснилось, что некоторые фамилии публиковались до этого СМИ в списках бойцов военной компании. Кроме того, 14 человек, как оказалось, — либо уроженцы Украины, либо воевали на стороне ЛНР/ДНР, либо и то и другое.

Вечером глава КГБ Беларуси Валерий Вакульчик впервые официально подтвердил принадлежность задержанных к ЧВК «Вагнер», а кадры задержания показал государственный телеканал «Беларусь 1».

Всего, по данным белорусских спецслужб, в Беларусь прибыло более 200 боевиков «для дестабилизации обстановки в период избирательной кампании». «Приезжие обратили на себя внимание нехарактерным для российских туристов поведением и однообразной одеждой в стиле милитари. Спиртного не употребляли, увеселительных заведений не посещали, держались обособленно, стараясь не привлекать к себе внимания. Они небольшими группами внимательно изучили территорию и окружение санатория», — сообщило в подробной новости о задержании БелТА.

Вечером того же дня Александр Лукашенко провел совещание с Советом безопасности страны, где перед телекамерами потребовал «немедленно обратиться в соответствующие структуры Российской Федерации, чтобы они объяснили, что происходит». Глава Совбеза Андрей Равков доложил, что никакой информации о «вагнеровцах» не поступало «ни по линии российского ФСБ, ни по линии ГРУ». «Я смотрю на реакцию россиян. Они уже, оправдываясь, говорят, что чуть ли не мы сами их сюда завезли. Ясно, надо же как-то оправдать свои грязные намерения, — заявил Лукашенко. Но, впрочем, добавил: — У нас нет никаких целей опорочить близкую нам страну».

Также 29 июля Андрей Равков пафосно рассказывал журналистам: «У задержанных людей четко прослеживаются определенные направления — снайперы, подрывники, айтишники».

Вот только проблема белорусского КГБ в том, что в действиях россиян нет ни одного признака состава преступления. Они никого не подорвали, не подстрелили, и нет доказательств, что намеревались это сделать. Нет и оружия. Вообще все выглядит так, что россиян заранее долго «пасли», но на момент ареста не смогли соорудить даже малейшего намека на подготовку преступления.

Независимые СМИ Беларуси сразу вспомнили, что Лукашенко еще 24 июля, выступая перед спецназовцами (он объехал за последние недели много военных частей), заявил, что к протестам в Беларуси могут подтянуть специально обученных иностранцев.

«На майдан, если своих нет (у нас маловато «майданутых»), их подтянут со стороны. Это профессиональные военные, бандиты, которые специально готовятся, в основном в рамках ЧВК», — сказал белорусский президент. В тот момент никто не обратил внимания на эти слова — легкость мысли и языка Бацьки известна всем. Однако теперь — обратили.

Высокопоставленный источник в МВД Беларуси еще 29 июля рассказал свое видение произошедшего, и оно разрушает старательно рисуемую официальным Минском картину российского вмешательства в выборы.

«Это все просто большая манипуляция общественным мнением. Белорусские силовики, да и не только они, отлично знали, что белорусские санатории — место сбора, перевалочный пункт для бойцов ЧВК «Вагнер» перед переброской в Африку. Лучше же лететь через небольшую восточноевропейскую страну, чем военным бортом из Тамбова, — сказал источник. — Так что это просто КГБ решил использовать находящихся в стране боевиков, которые ехали в Ливию по своим делам и остановились тут отдохнуть перед командировкой, а точнее, сформировать подразделения. Им по факту и предъявить нечего, нет состава преступления, оружия не было, только ручная кладь, — явно ребята просто собирались в аэропорт».

Про ЧВК «Вагнер» сообщили с самого начала два источника — официозное информагентство БелТА и украинский сайт «Миротворец». Но вскоре анонимные источники указали другое место работы задержанных — ЧВОК «Мар». Россияне, по этой версии, направлялись транзитом через Беларусь в Турцию по контракту с Национальной нефтяной корпорацией (ННК) Ливии об охране нефтеналивного порта Зувара. И в самом деле, у задержанных найдены, помимо прочего, авиабилеты Минск—Анкара.

После случившегося ЦИК Беларуси вызвала в четверг утром на срочную встречу всех допущенных к выборам кандидатов в президенты. Что там будет обсуждаться, кандидатам не сообщили.

Надо сказать, эту встречу белорусский политикум ожидал, что называется, на нервах. Выдвигалась масса возможных вариантов относительно того, как могут развиваться события: отмена выборов и введение чрезвычайного положения, арест кандидатов, отстранение от выборов Светланы Тихановской (самого рейтингового противника Лукашенко), запрет проведения предвыборных митингов… Но, ко всеобщему удивлению, кандидатам всего лишь пообещали усилить охрану на митингах. Все свелось к простой политинформации.

В тот же день вечером ситуация еще больше запуталась. Еще один государственный телеканал — ОНТ — сообщил о задержании в Минске известного в России политтехнолога белорусского происхождения Виталия Шклярова. Он консультировал одного из соперников Лукашенко на выборах — Сергея Тихановского, точнее, Тихановского бросили в тюрьму при попытке зарегистрироваться кандидатом, но смогла зарегистрироваться и теперь ведет кампанию его жена Светлана.

Но Светлана Тихановская отрицает, что работала со Шкляровым. А белорусское телевидение тем временем лепит из задержанного политтехнолога едва ли не главную «руку Кремля» на нынешних президентских выборах.

Официальной реакции Москвы на задержание 33 российских граждан фактически не было. Ни МИД, ни пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков ситуацию не комментировали. Российское посольство в Минске ограничилось запросом официальных данных о задержании.

Напомним, что 9 августа в Беларуси пройдут президентские выборы. Для Александра Лукашенко, правящего страной бессменно уже 26 лет, это самое серьезное испытание за всю президентскую карьеру: люди от него откровенно устали, а экономика находится в упадке. Независимой социологии в Беларуси нет, но в опросах на сайтах с миллионной аудиторией Лукашенко не входит даже в тройку лидеров. Все три самых популярных соперника Лукашенко не допущены до выборов, но единым протестным кандидатом стала жена одного из них — Светлана Тихановская.

Теперь главный вопрос: зачем белорусской власти был нужен весь этот спектакль с задержанием российских наемников, на самом деле «приготовленных» для совсем другой страны?

Беларусь — хоть и не во всем верный, но последний союзник России на постсоветском пространстве Европы. Цель задержания «вагнеровцев» под Минском очевидна — создание условий для в той или иной степени силового решения ситуации с выборами. Вторая цель — по максимуму втянуть Кремль в белорусские выборы. Проблема Лукашенко в том, что Путин так до сих пор и не поддержал его публично. А такая поддержка была бы очень важна для Лукашенко, так как в сильно русифицированном белорусском обществе Путин — авторитет.

Ключевой вопрос: что делали в Беларуси бойцы российской ЧВК и согласовывал ли Минск всю эту спецоперацию с Кремлем? Которому, заметим, вряд ли нужны дополнительные поводы для новых американских санкций, на этот раз за вмешательство во внутренние дела Беларуси. Почти полное отсутствие реакции Москвы может говорить как за, так и против. Но в предыдущем месяце Александр Лукашенко встречался с Владимиром Путиным дважды — и на параде Победы в Москве 24 июня, и на открытии мемориала во Ржеве 30-го.

Пока же против наемников частной военной компании, задержанных в Беларуси, возбудили уголовное дело о подготовке теракта. По словам госсекретаря белорусского Совета безопасности Андрея Равкова, на территории страны находились более 200 наемников, 33 из них задержаны, остальных ищут силовики. «Идет поиск, это как иголка в стогу сена», — сказал госсекретарь. В Уголовном кодексе Беларуси есть статья 290, предусматривающая ответственность за «угрозу совершением акта терроризма». По ней угроза теракта, совершенная группой лиц по предварительному сговору, предусматривает от трех до восьми лет лишения свободы.

Впрочем, подобные инциденты в Беларуси происходят перед каждыми президентскими выборами. То джипы с оружием из Украины через границу прорываются, то обнаруживают неких «боевиков Белого легиона», то просто «экстремистов, прошедших подготовку в лагерях Польши, Литвы и Украины». Вот только ни одно подобное громкое разоблачение не получило развития в виде уголовного дела и судебного решения.

Зато Лукашенко каждый раз триумфально переизбирался.