UA / RU
Поддержать ZN.ua

Поствыборный тупик

Болгария: между кризисом и пессимизмом

Автор: Юлия Загоруйко

Состоявшиеся 12 мая в Болгарии досрочные парламентские выборы не принесли ожидаемых результатов - ни одна партия не получила достаточного количества голосов для формирования правительства. И в первые дни после выборов очень туманными кажутся перспективы договоренностей о коалиции между четырьмя партиями, прошедшими в Народное собрание.

Ни правоцентристская партия "Граждане за европейское развитие Болгарии" (ГЕРБ), набравшая 31% голосов, ни следующая за ней социалистическая "Коалиция за Болгарию" с 27%, как главные идеологические противники, объединяться между собой не будут. На третьем месте - партия турецкого этнического меньшинства "Движение за права и свободы" (ДПС) с 10%. Завершает четверку "избранных" национал-радикальная партия "Атака" - 7%. Если этим четырем партиям, преодолевшим 4%-ный барьер, не удастся создать какую-либо конфигурацию парламентской коалиции большинства, Болгарию ожидают новые парламентские выборы. Где-то в сентябре 2013-го. Трудно сказать, кто выиграет в результате поствыборного тупика в самой бедной стране Евросоюза. Но это точно не болгарское общество, одолеваемое пессимизмом настоящего и страхом перед будущим. Половина избирателей выборы попросту проигнорировала, поскольку не верит ни одному политику, ни одному институту власти.

Очередные парламентские выборы, согласно графику, должны были состояться в июле 2013 г. Но массовые манифестации против бедности и коррупции, спровоцированные ростом коммунальных платежей, вынудили правительство правоцентриста Бойко Борисова уйти в отставку 20 февраля. Никто из "претендентов на корону", и в первую очередь главная оппозиционная сила - партия социалистов БСП, не пожелала формировать правительство и спасать страну. Посему на 12 мая были назначены досрочные выборы. Как оказалось, они не принесли облегчения стране.

Уже накануне болгарских выборов обозреватели, как местные, так и международные, выражали озабоченность по поводу возможных фальсификаций и других способов нечестного ведения избирательной гонки. Предвыборная кампания получила скандальную окраску. Были зафиксированы незаконные прослушивания политиков, подкуп избирателей, неравное распределение эфирного агитационного времени, хакерские атаки, а также прочие изощренные нарушения, так хорошо известные украинскому избирателю.

Но самый "красноречивый" эпизод случился в ночь перед "днем тишины" - с 10-го на 11-е мая. В типографии города Костинброда, неподалеку от Софии, было обнаружено 350 тыс. дополнительных бюллетеней. Мало это или много? Для страны, где правом голоса обладают 6,9 млн граждан, эти тысячи - почти 10% голосов, то бишь 25 депутатских мест в парламенте.

Объяснения работников типографии, что бюллетени являлись техническим браком, очень мало походили на правду: напечатанные бюллетени ничем не отличались от настоящих и были готовы к отправке на избирательные участки. Примечательно, что именно в день выборов (когда еще результаты неизвестны) прокуратура открыла уголовное дело по факту печатания дополнительных бюллетеней. Один из обвиняемых - владелец типографии, чиновник из администрации города, член партии ГЕРБ, которая, возможно, опять придет к власти.

Предвыборные соцопросы показывали, что явных фаворитов у избирателей нет, и в целом они оправдались. Но самое парадоксальное то, что люди, выходившие на митинги против повышения тарифов ЖКХ, "энергетической мафии", иностранных монополистов и прочих атрибутов нищей и коррумпированной экономики, люди, отправившие прежнее правительство в отставку, - выборы, по большому счету, проиграли. Все они оказались сторонниками мелких партий, которые не смогли договориться о создании избирательного блока ни между собой, ни с более крупными игроками. В результате такие прогрессивные, но малочисленные партии, объединившие, возможно, лучших людей страны, ратующих за новое будущее, остались на маргинесе политической борьбы.

Расчет правых консерваторов на 50% голосов провалился, а вступать в коалицию с ГЕРБ еще накануне выборов отказалась каждая из более-менее значительных партий. Посему, выигравшая выборы по голосам партия ГЕРБ, скорее всего, уйдет в оппозицию. Вполне возможно, что бывший премьер Бойко Борисов даже рад такому повороту. Устранившись от ответственности за катастрофическую социально-экономическую ситуацию в стране, сидя в парламентской оппозиции, ему будет легко подготовить благодатную почву за последующие два года, оставшиеся до президентских выборов. Пост президента Болгарии Борисов видит, как "венец" своей неординарной карьеры.

53-летний Бойко Борисов - обладатель "экзотической" (как для политика) биографии. Сын милиционера и учительницы, пожарник по образованию, инструктор по каратэ, охранник последнего коммунистического лидера Тодора Живкова и телохранитель Симеона ІІ, бывшего царя Болгарии (Симеона Саксен-Кобург-Готского), ставший после возвращения на родину премьер-министром (2001-2005). Борисов избирался мэром Софии, затем создал собственную партию либерального толка ГЕРБ, в 2009 г. одержавшую убедительную победу на парламентских выборах. Его успех во многом результат его харизмы. Болгары очень симпатизировали этому бритоголовому каратисту с твердым характером и острым словом, даже прозвали его Бэтменом. Возглавив кабмин в пик кризиса, Борисов обещал увеличить поступления в казну государства. Но победить бедность ему не удалось. И некогда любимый герой стал опальным премьером.

Однако он очень "грамотно" ушел в отставку в феврале 2013-го. На волне антиправительственных демонстраций он покинул пост премьер-министра с благородной формулировкой: "Не буду участвовать в правительстве, при котором полиция избивает людей", - при том что министр внутренних дел был его правой рукой в кабмине. По мнению обозревателей, останься Борисов при власти до запланированных на июль очередных парламентских выборов, потери его партии были бы более существенными. Правда, и по результатам досрочных выборов ГЕРБ лишился 18 мест, занимаемых в предыдущем созыве. В своей экономической программе партия обещала контролировать размер госдолга и выполнять далее требования Евросоюза по реформированию страны.

Социалисты же, наоборот, апеллировали к пострадавшим от кризиса слоям населения, обещая увеличение бюджетных расходов и создание новых рабочих мест, что принесло им 27% голосов и на 46 мест увеличило фракцию в Народном собрании.

Лидер социалистов Сергей Станишев не менее колоритный политик, чем его визави. Сын секретаря центрального комитета Болгарской коммунистической партии Димитра Станишева и гражданки СССР Дины Мухиной, он родился в Херсоне в 1966 г. Гражданин СССР, затем - России (до 1995 г.), окончил исторический факультет Московского университета, прошел стажировку в Лондонской школе экономики. В 2001-м был избран депутатом парламента Болгарии и стал главой БСП (Болгарской социалистической партии), через четыре года выигравшей парламентские выборы. Сергей Станишев возглавил тогда правительство, в которое кроме социалистов вошли мусульманское ДПС (Движение за права и свободы) и партия бывшего монарха и премьер-министра Симеона "Новое время". Однако левоцентристская "Коалиция за Болгарию" под руководством Станишева не справилась с первой волной кризиса и в 2009-м с треском проиграла выборы, набрав всего 17% голосов. Станишев потерял кресло премьера, но уйти с поста лидера БСП категорически отказался.

Пока что контуры будущей правительственной коалиции не просматриваются. Согласно конституции Болгарии президент страны Росен Пневнелиев должен поручить формирование правительства победителю - Борисову. Если он не найдет партнеров, шанс получит социалист Станишев. Обозреватели же говорят о том, что и Борисов, и Станишев готовы рассматривать возможность создания "технического" правительства (по примеру итальянского кабинета технократа Марио Монти) для решения самых горячих проблем Болгарии, которая после кризиса 2008 г. находится в состоянии серьезного экономического и социального кризиса.