В то время как президент Анджей Дуда в Давосе на общей панели с президентом Петром Порошенко заверял, что ЕС должен оставить открытыми двери для новых стран, польский Сейм принял законопроект с изменениями в закон о польском Институте национальной памяти. Сутью изменений является введение ответственности за отрицание преступлений тоталитарных режимов, к которым, кроме преступлений нацистов и коммунистов, теперь должны добавиться и "преступления украинских националистов и членов формирований, которые коллаборировали с Третьим рейхом".
В следующей статье законопроекта объясняется, что это преступления, которые "касаются действий, содеянных в 1925–1950 гг., предусматривавшие применение насилия, террора или других форм нарушения прав человека против отдельных лиц или групп людей. Преступлением украинских националистов и членов украинских формирований, которые сотрудничали с Третьим рейхом, также является участие в уничтожении еврейского населения и геноциде граждан Второй Речи Посполитой в районах Волыни и Восточной Малопольши".
За отрицание этих преступлений предполагается, согласно законопроекту, штраф или лишение свободы сроком до трех лет.
Кроме того, вводится наказание за "приписывание польскому народу или польскому государству ответственности или со-ответственности за нацистские преступления, содеянные Третьим рейхом". В объяснительной записке к этой части законопроекта речь идет о необходимости прекратить использование в СМИ и публичном пространстве "исторически несправедливых понятий", а именно - "польские лагеря смерти", "польские концентрационные лагеря".
Эта часть законопроекта вызвала протест со стороны Израиля, чей посол в Польше Анна Азари заявила, что выжившие жертвы Холокоста по этому законопроекту могут подвергнуться преследованию за то, что их свидетельства касались поляков, принимавших участие в преступлениях. Анджей Дуда уже отреагировал на протест, заявив, что те, кто на основе личной памяти или исторических исследований говорит правду о позорном поведении поляков, имеют право на эти высказывания.
Этот законопроект еще 6 июля 2016 г. подало в Сейм популистское движение Kukiz'15, лидером которого является бывший рок-музыкант Павел Кукиз. В марте 2014 г. он выступал со сцены Евромайдана, а в следующем году принимал участие в президентских выборах и неожиданно занял третье место, набрав 20% голосов. После этого успеха он создал движение Kukiz'15. На парламентских выборах 2015 г. новообразованное движение набрало почти полтора миллиона голосов и получило 42 места в сейме. В украинских медиа Кукиза за активное использование им популистских лозунгов часто называли "польским Ляшко".
Первое чтение законопроекта состоялось 5 октября 2016 г., но тогда депутаты отправили документ на рассмотрение в комиссию по вопросам юстиции и прав человека. Законопроект вернулся в Сейм более чем через год, 8 ноября 2017 г., но не был внесен в повестку дня работы Сейма. На это довольно эмоционально отреагировали в движении Kukiz'15. В частности, автор законопроекта Томаш Жимковский написал тогда в Твиттере, что "ПиС (правящая партия "Право и Справедливость". - А.Ш.) в очередной раз блокирует закон о криминализации бандеризма".
Тогда это решение объясняли нежеланием создавать напряжение в отношениях с Украиной перед декабрьским визитом президента Дуды в нашу страну. Визит состоялся. Во время его польский президент заявил, что ключевые препятствия для исторического диалога двух страны устранены. Кроме того, была достигнута договоренность о повышении уровня двусторонней комиссии по историческим вопросам - теперь ее должны были возглавить вице-премьеры двух стран.
В середине декабря Польша получила нового премьера, а в начале января сменилось и остальное правительство. Впрочем, как и ожидалось, это не привело к изменениям в исторической политике польской власти, что и доказало голосование 26 января.
Однако есть еще один повод, который мог стать мотивом для принятия этого законопроекта именно теперь. За несколько дней до голосования на польском телевидении вышло резонансное журналистское расследование деятельности отдельных польских националистических группировок. Именно с ним принятие законопроекта связывает профессор Варшавского университета и Киево-Могилянской академии Оля Гнатюк.
"Одобрение законопроекта, лежавшего в Сейме полтора года, не случайно совпало со скандалом, возникшим вокруг польской националистической группировки и журналистского расследования, обнародованного на прошлой неделе. Чтобы отвлечь внимание польского общественного мнения от проблем с национализмом, который нарастает в стране и которому дает поблажку (чтобы не сказать - подыгрывает) нынешняя власть, внимание направляют на украинский национализм. Предполагаю, что после одобрения этого закона даже за высказывание такого мнения может угрожать соответствующая статья", - заявила профессор в разговоре с ZN.UA.
Законопроект, которым вводится наказание за отрицание "преступлений украинских националистов", поддержало большинство депутатов от ПиС (225 из 237), движения Kukiz'15 (27 из 30) и Польской крестьянской партии (11 из 16).
Любопытна позиция парламентской оппозиции. Выступая с трибуны парламента, депутат от "Гражданской платформы" Мартин Швенчицкий заявил: "В законе об Институте национальной памяти указано, что институт занимается преступлениями нацистскими, коммунистическими, а также другими преступлениями, являющимися преступлениями против мира, человечности или военными преступлениями. И в рамках этих других преступлений занимается также волынским преступлением (…) с формальной точки зрения, этот пункт не нужен, зато этот вопрос здесь для того, чтобы сильнее задеть украинцев. И еще одну вещь скажу. Когда говорится о нацистских преступлениях, не говорится "немецкие нацистские", когда говорится о коммунистических преступлениях, не говорится "польских коммунистов" или "советских коммунистов", но здесь семь раз говорится "украинских, украинских, украинских…", и кажется, что это делается умышленно, чтобы раздразнить украинскую сторону, потому что можно было это записать иначе".
И, собственно, в правках, предложенных "Гражданской платформой" (в конце концов отклоненных), убрали слова "украинский" и в некоторых местах заменили на "бандеровский".
Еще интереснее на эту тему высказался другой депутат от "Гражданской платформы" - Анджей Галицкий, который в разговоре с польскими журналистами заявил, что он "решительно за криминализацию бандеризма", а на вопрос, почему его партия воздержалась во время голосования, заявил, что "не был соблюден баланс между нацизмом и бандеризмом. Со всем, что касается глорификации или героизации нацизма, бандеризма, коммунизма, в цивилизованной Европе должна вестись борьба, и вестись успешно".
Такая реакция парламентской оппозиции в очередной раз свидетельствует о том, что не следует надеяться на одномоментное решение проблем в историческом диалоге двух стран после смены власти в Польше. Ведь позиция в польском обществе относительно этих вопросов однозначна. И никакая политическая сила не будет идти наперекор желаниям избирателей.
Впрочем, законопроект, принятый Сеймом 26 января, пока еще не стал законом. Ведь, согласно процедуре, после принятия Сеймом законопроект должен утвердить Сенат - верхняя палата польского парламента, после чего - подписать президент. И тогда он станет законом. Именно в Сенат обратилось в открытом комментарии этого законопроекта украинское МИД.
"Досадно, что украинская тематика в который раз используется во внутренней политике в Польше, а трагические страницы общего исторического прошлого продолжают политизироваться… Чрезвычайную обеспокоенность вызывает намерение изобразить украинцев исключительно как "преступных националистов" и "коллаборантов Третьего рейха". Рассчитываем, что Сенат Республики Польша, который должен вскоре рассмотреть указанный законопроект, проявит политическую мудрость относительно вопросов, которые могут отрицательно повлиять на развитие двусторонних отношений", - указано в комментарии, размещенном на сайте МИД Украины вечером 26 января.
На следующий день МИД Польши в коротком коммюнике сделал достоянием гласности ответ: "МИД Республики Польша информирует, что законодательный процесс проведения названного выше правового акта еще не был завершен. По замыслу инициаторов, законопроект должен противодействовать отрицанию или приуменьшению ответственности исполнителей преступлений, совершенных формированиями, которые коллаборировали с III Немецким рейхом. Касается он только лиц, которые прилюдно и вопреки фактам отрицают такие преступления. Подчеркиваем, что научная и художественная деятельность в понимании обсуждаемого закона не является преступлением…"
Очевидно, что этот дипломатический диалог не является признаком теплых отношений между соседними странами.
Польша продолжает вести борьбу с историей. Мотивы этой борьбы кажутся довольно простыми: пока есть спрос, есть и предложение. Пока электорат одобряет такие инициативы, а рейтинги авторов инициатив возрастают, война с историей будет продолжаться. И, наверное, самое худшее, что может сделать Украина в этой ситуации, - отвечать на войну с историей собственной войной с историей.
Пока для польских и украинских политиков вопрос преступлений из прошлого, которых достаточно с обеих сторон, будут важнее настоящего, бесплодная война с историей, повторим, будет продолжаться. И украинцы с поляками будут ссориться по поводу Волынской трагедии, операции "Висла", роли Степана Бандеры или Романа Дмовского, стоя восьмой час в очереди на польско-украинской границе.