UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подводные течения проекта «Северный поток-2»

Почему до сих пор не остановили «плохое соглашение для Европы»

Автор: Михаил Гончар

Совместная украино-польская позиция, сформулированная на этой неделе в статье министров иностранных дел двух стран Дмитрия Кулебы и Збигнева Рау о противодействии российско-немецкому проекту Путина—Меркель «Северный поток-2», напечатанной в издании Politico, стала реакцией на торможение санкций администрацией Джо Байдена.

Надо вспомнить, что глава МИД Литвы Г.Ландсбергис накануне заявил: строительство газопровода надо остановить до парламентских выборов в РФ в сентябре 2021-го ради давления на Москву. Вялость команды Байдена вызвала реакцию и в американском конгрессе, который, собственно, и является источником санкций против проекта, уничтожающего трансатлантическую и европейскую солидарность.

Об официально артикулированных интересах разных сторон, причастных к проекту «Северный поток-2», сказано, написано и показано много. Но есть интересы, о которых не говорят вслух и понимание которых позволяет объяснить, почему этот проект еще не похоронен, а его сторонники активно пытаются достроить трубопровод.

РФ. Российская политика в плоскости энергетических отношений с Европой и прежде всего Германией как ее самой большой движущей силой — калька советской политики времен холодной войны. Достаточно вспомнить фрагмент секретной докладной записки союзного МИД «О политической линии и некоторых практических шагах СССР в связи с образованием в ФРГ правительства Вилли Брандта», представленной в ЦК КПСС 1 декабря 1969 года: «Важное значение может иметь достижение договоренности о поставках в ФРГ советского природного газа. Речь идет о заключении контракта, который действовал бы в течение двух десятков лет и поставил бы до известной степени в зависимость от Советского Союза такую важнейшую сферу народного хозяйства ФРГ, как энергетика». оглянувшись на более чем 50-летнюю ретроспективу, можно констатировать, что сформулированная задача не только выполнена, но и перевыполнена. В зависимость поставлена не только энергетика уже объединенной Германии, — в зависимость поставлен ее политический класс, большинство которого, словно наркозависимые, эту зависимость не признают. Феномены Шредера и путинферштеерства — этому подтверждение. Бывшее должностное лицо Госдепа США Бенджамин Шмитт подчеркивает, что поддержка «Северного потока-2» ограничена небольшой частью немецкого и австрийского деловых сообществ, которые исторически любят работать с российскими государственными предприятиями.

Интерес Кремля — углубить эту зависимость ради разрушения трансатлантического моста безопасности и замены его евразийским в виде российско-немецкого, что сдвинет геополитику Европы ХХІ века, вернув ее в 30-е годы прошлого. И Берлин здесь уже играет на стороне Москвы. Пророческими оказались слова М.Тэтчер об объединенной Германии, сказанные ею в Колорадо-Спрингс еще в 1995 году на встрече бывших лидеров стран Запада, завершивших холодную войну: «Германия стремится к превосходству… Вы не привязали Германию к Европе — вы привязали Европу к великой Германии…»

Вот это уже реальное и опасное для Европы немецкое превосходство ярко проявляется в истории с «Северным потоком-2» и объясняет, почему Евросоюз такой беспомощный в противодействии ему, хотя Европарламент принял не одну резолюцию против указанного проекта. Если проект все же завершат, это будет символизировать, среди прочего, трансформацию Европейского Союза де-факто в Германский Союз, чего не воспримут страны Центрально-Восточной Европы и прежде всего Польша. Раскол в ЕС углубится, что и требуется Кремлю, который уже открыто декларирует конфронтационный курс по отношению к Брюсселю. Для Москвы главная европейская столица — в случае завершения «Северного потока-2» — окончательно переместится в Берлин. Здесь следует вспомнить реплику российского оппозиционера Гарри Каспарова в письме от 2019 года министру иностранных дел ФРГ Г.Маасу, что самый большой экспорт России — не газ или нефть, а коррупция.

Можно сказать, что в случае успеха «Северного потока-2» самые большие дивиденды этот экспорт принесет кремлевской клептократии и ее немецким партнерам. Акционерное соглашение между участниками проекта предусматривает, что швейцарская компания-оператор будет получать плату за услуги транспортировки газа с момента его введения в эксплуатацию, независимо от того, будет ли в нем газ вообще, и в размере, эквивалентном плате за эти же услуги при максимальной проектной мощности 55 млрд куб. м/год. Это объясняет, почему «Газпром» и его партнеры несмотря ни на что хотят достроить хотя бы одну нить и провести формальную церемонию запуска в эксплуатацию. С этого момента более 1,4 млрд долл. ежегодно в течение 50 лет «будут капать» на счет швейцарской компании «Газпрома» и непрозрачно распределяться в виде дивидендов «нужным людям» в Европе.

К сожалению, всего этого не осознают в столицах ведущих стран ЕС, где доминируют стереотипные подходы вроде «диалог превыше всего», «когда торгуют — не воюют», «санкционировать, но сотрудничать». Унижение Евросоюза во время визита Ж.Борреля в Москву — тому подтверждение.

Германия. Завершение «Северного потока-2» и «Турецкого потока» сформирует не только новую газовую конфигурацию Европы. Германия станет не только основными газовыми воротами Евросоюза, но и газораспределительным хабом. К этому надо прибавить, что другой хаб — в австрийском Баумгартене в центре Европы — станет пунктом, где сойдутся оба потока, и таким образом российско-германские «клещи» охватят всю Центрально-Восточную Европу. Берлин сознательно к этому стремится, сотрудничая с Москвой, хотя и не акцентирует свое стремление, игнорируя обеспокоенность стран ЦВЕ, в частности Польши.

Но не только газовые потоки будут направляться российско-германским тандемом. Денежные тоже — через немецкоязычный кантон Цуг в Швейцарии, где предусмотрительно рядом, но вне границ ЕС, размещены главные операционные офисы «потоков», исправно «качающих деньги», независимо от объемов транспортировки газа. Для Германии «газовые клещи» — это еще и способ положить конец польской строптивости в ЕС, которая нервирует Берлин, в частности темой репараций за вред, причиненный оккупацией во время Второй мировой войны.

Немецкий политикум публично предпочитает не обсуждать сценарии распада РФ. Но у немцев есть неартикулированный план действий «на всякий случай». Как всегда, на Востоке Германию интересуют ресурсы, прежде всего энергетические. Именно северные просторы федерации от Ямала до Балтики и содержат основные месторождения нефти и газа и новопостроенные трубопроводы и терминалы для их поставки в Европу. По этой логике, два путинских «Северных потока» для транспортировки газа и две Балтийские трубопроводные системы для экспорта нефти хорошо вписываются в будущую конфигурацию обеспечения немецкой экономики в постмосковский период РФ. Возможная «Россия Light» на базе Северо-Западного федерального округа, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов с новой старой столицей в Санкт-Петербурге очень будут устраивать как Берлин, так и «питерских чекистов». Здесь имеет место полное совпадение неартикулированных публично интересов российской клептократии и немецкого «глубинного рейха». Многолетний симбиоз офицеров восточно-немецкой разведки Штази М.Варнига и советского КГБ В.Путина может стать предвестником других геополитических реалий ХХІ века.

США. Уже немного забылось, но следует вспомнить, что 5 августа 2020 года в американском издании Politico появилось открытое письмо 103 бывших американских высоких должностных лиц с выразительным названием «Пришло время пересмотреть нашу российскую политику». В сущности, речь шла о попытке предложить новую старую идею перезагрузки отношений с РФ. Хотя это письмо подверглось неистовой критике в самих США, Европе и Украине и авторы должны были опубликовать еще и статью, где пытались опровергнуть параллели с перезагрузкой времен Обамы, но осталось стойкое впечатление, что именно этого хочет определенная часть американского политического истеблишмента. Такие вот скрытые путинферштееры американского разлива.

Бросается в глаза, что инициаторы письма — бывшие дипломаты, военные, конгрессмены и министры, многие годы занимались вопросами ограничения ракетно-ядерных вооружений и режимов контроля, сотрудничая с СССР, а потом — с РФ. Основные тезисы письма: риск военного противостояния опять реален, мы движемся к гонке ядерных вооружений. Квинтэссенция письма — необходимо восстановить американо-российское лидерство в управлении ядерным миром. Между строк читается, что надо отодвинуть в сторону американо-российские разногласия низшего порядка и решать фундаментальные вопросы ограничения ядерных вооружений, чтобы избежать риска ядерной войны; ограничивать рост Китая и принимать меры для преодоления последствий климатических изменений. С такой позиции американо-российские разногласия вокруг проекта «Северный поток-2» где-то там в море между Россией и Германией видятся такими, которые должны быть нивелированы. Достаточно лишь провозгласить, что у США там нет национального интереса, и пусть европейцы и россияне сами решают судьбу этого газопровода.

Николас Бернс, который консультировал Джо Байдена во время предвыборной кампании и рассматривается сейчас как возможный посол США в КНР, хотя и не был среди подписантов писем в Politico, озвучил идею, что Вашингтону надо временно заморозить санкции против «Северного потока-2», а Европе — остановить строительство газопровода. Казалось бы, это приемлемая идея как вариант погребения проекта способом «ни санкций, ни строительства». Но газопровод же строит не ЕС, а Россия через уже упоминавшуюся швейцарскую компанию «Газпрома» Nord Stream-2 AG. И россияне сразу же возобновили достройку трубы, тем самым стимулируя новую волну трансатлантического спора. Именно это и требовалось Кремлю.

Развязка приближается. В ближайшие месяцы она наступит. В этом контексте видится, что пришло время объединенными усилиями Киева, Варшавы и единомышленников на берегах Потомака и Шпрее стимулировать Вашингтон к решительным действиям, чтобы навсегда остановить «плохое соглашение для Европы». Ну, а Киев должен действовать параллельными треками: официальной дипломатией, как это образцово делает посольство Украины в Германии, и менее заметными корпоративными усилиями в русле тактики «тысячи порезов».