UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему Саудовская Аравия не торопится увеличивать объемы добычи нефти

Как Эр-Рияд пересматривает союзнические отношения с Вашингтоном

Автор: Николай Замикула

Широкомасштабная российская агрессия против Украины создает для стран Запада новый вызов. Рост цен на нефть и намерение отказаться от импорта российских энергоресурсов требуют поиска альтернативных источников поставок. Важным вопросом остается увеличение объемов товара на рынке для снижения его стоимости. Решить проблему может помочь Саудовская Аравия — страна, владеющая вторыми в мире запасами нефти. Увеличивая объемы добычи, она может заменить Российскую Федерацию на рынке и способствовать снижению цен.

Вашингтон призывает к этому Эр-Рияд с целью создания дополнительного давления на Москву. Впрочем, Саудовская Аравия не торопится выполнить эту просьбу. Чем обоснована позиция саудитов? Не является ли она признаком геополитического разворота Королевства?

Саудовская Аравия — давний партнер Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Между такими несхожими в ценностях государствами — исламистской абсолютной монархией и лидером демократического мира — сформировались стабильные рабочие отношения. Десятилетиями они базировались на собственных интересах обеих сторон. США заинтересованы в энергоресурсах Королевства. За них они расплачиваются гарантиями безопасности, предоставленными Саудовской Аравии. Особенно ярко такая непривычная «дружба» засветилась во время президентства Дональда Трампа.

Впрочем, с приходом в Белый дом администрации Джо Байдена отношения США и Саудовской Аравии подверглись изменениям. Публично в Вашингтоне не отрицали важности партнерства с Эр-Риядом. Но новый хозяин Белого дома четко дал понять саудитам, что он внимательнее будет относиться к проблеме притеснения прав и свобод в Королевстве. США скорректировали свою позицию в отношении саудовской операции против хуситов в Йемене, обращая внимание на потери среди мирного населения этого государства вследствие действий Эр-Рияда. Кроме того, Вашингтон реализует курс на восстановление ядерного соглашения с Ираном, что противоречит интересам саудовской власти.

Важным проявлением нового подхода Соединенных Штатов к отношениям с Саудовской Аравией стал отказ Байдена вести диалог с наследником саудовского трона принцем Мухаммедом ибн Салманом. Де-факто именно он руководит политикой Королевства и представляет государство на международной арене. Но Белый дом принципиально настаивал, что президент США будет иметь дело с равным по статусу руководителем другой государства — каковым де-юре остается король Салман.

Очевидно, такие разногласия бросили тень на американо-саудовское партнерство. Впрочем, из-за российской агрессии против Украины и интереса США к увеличению объемов добычи саудовской нефти в настоящее время сформировались предпосылки для перезагрузки отношений Байдена и принца Мухаммеда.

Это усиливает позиции Эр-Рияда в переговорах с Вашинтоном: Саудовская Аравия нужна Соединенным Штатам. И американцы делают шаги навстречу, стремясь продемонстрировать верность союзническим обязательствам и прочность американских безопасных гарантий. Например, в течение последнего месяца США направили в Королевство много боеприпасов для комплексов ПВО Patriot. Они крайне необходимы саудитам для перехвата ракет и БПЛА хуситов, которые атакуют нефтедобывающую инфраструктуру Саудовской Аравии.

В Эр-Рияде понимают ситуацию и могут воспользоваться ею для получения новых преференций от Вашингтона. Впрочем, сейчас складывается впечатление, что власть Королевства сделала другой выбор. Она не спешит выполнять предложения американцев. Вместо этого демонстрирует интерес к углублению отношений с геополитическими оппонентами США.

Саудовская Аравия активно развивает контакты с КНР. Пекин — основной торговый партнер Королевства. Имеющаяся экономическая основа может способствовать углублению политического взаимодействия между государствами. Сообщается, что саудовское руководство рассматривает возможность расчетов за экспорт нефти в Китай в юанях, то есть может пересмотреть свою традиционную политику получения платы за энергоресурсы исключительно в долларах США. На первый взгляд, это сугубо экономический вопрос, но на самом деле он имеет геополитический вес: реализация такой инициативы ударит по статусу американской валюты как универсального и общепринятого средства расчетов.

Не следует забывать и о сотрудничестве Саудовской Аравии и России в рамках соглашения ОПЕК+. Благодаря согласованию позиций об объемах добычи, оба государства обеспечивают благоприятную для себя цену на нефть. Даже после начала широкомасштабного вторжения российских войск на территорию Украины принц Мухаммед в разговоре с президентом Франции Эмманюэлем Макроном сообщил, что его государство будет продолжать выполнять условия сделки с россиянами.

Саудитам намного проще находить общий язык с глобальными геополитическими игроками, у которых при власти авторитарные, недемократические режимы. Такие партнеры никогда не будут выдвигать Эр-Рияду претензии ценностного характера, как это делают Соединенные Штаты. Пекину и Москве нет дела до судеб женщин в Саудовской Аравии. Они не будут критиковать принца Мухаммеда за политические репрессии и преследование оппозиции. Их не волнуют политические убийства критиков власти, совершенные саудовскими спецслужбами на территориях других государств.

Саудовской монархии также может импонировать своеобразная стабильность авторитарных режимов. Такие политики как Си Цзиньпин и Владимир Путин сконцентрировали в своих руках всю полноту власти и длительное время неизменно руководят своими государствами. Их политика и позиция отличаются прогнозируемостью, в отличие от Соединенных Штатов, где каждый избирательный цикл может принести сюрпризы и существенно изменить позиции Вашингтона.

На самом деле сомнительно, что Саудовская Аравия окончательно хочет отказаться от союзнических отношений с Соединенными Штатами. Саудовская власть дает Белому дому понять, что не будет выполнять американские прихоти по первому зову и даром и что с ее интересами следует считаться. Но она понимает важность партнерства с Вашингтоном. Эр-Рияд возлагает надежды на следующие выборы в США. Саудиты надеются, что в 2024 году победит более удобный для них кандидат, с которым им будет проще иметь дело.

Впрочем, это не отменяет некоторого скептицизма в отношении американской политики и разочарования в гарантиях Соединенных Штатов. Саудовская власть видит изменения, которые происходят на международной арене. В условиях обострения борьбы между геополитическими центрами сил Саудовская Аравия скорее будет балансировать между сторонами противостояния, чем станет верным союзником США.

Нельзя исключать, что в конце концов она «сменит цвета». Эр-Рияду неинтересны западные ценности, на основе которых США стараются построить свой альянс. Саудиты уважают силу, и именно это направило их к партнерству с американцами. Изменения в балансе сил в пользу оппонентов Вашингтона могут вызвать и трансформацию геополитического позиционирования Саудовской Аравии.

Больше статей Николая Замикулы читайте по ссылке.