UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему наши вертолеты в Африке, а не на войне с Россией?

Прошло уже полтора месяца после президентского указа о возвращении украинской техники и персонала из всех международных миссий

Автор: Владимир Кравченко

На фронте крайне нужны транспортные вертолеты: для ведения разведки, доставки боевых групп спецназа, медикаментов и боеприпасов, для эвакуации раненых и убитых с поля боя. Вертолетов не хватает. Их и не было достаточно для такой масштабной российской навалы, плюс войска несут потери. Наша армия имеет резервы и могла бы задействовать их немедленно, летчики готовы, но имеющиеся транспортные вертолеты до сих пор летают за рубежом — в Африке, Азии, Латинской Америке. Тушат пожары, перевозят грузы и больных, сопровождают потоки беженцев…

Да, это важно и гуманно оказывать помощь другим. Но когда война в своей стране, нужно помогать нашим солдатам и нашим беженцам прежде всего.

Какие наши вертолеты вместо фронта летают за рубежом?

Речь идет не о двух-трех — о 26 транспортных вертолетах. Это больше чем бригадный комплект!

Восемь Ми-8МТ вместе с нашими опытными военными летчиками сейчас, как и до российского вторжения, работают в составе миссии ООН в Демократической республике Конго.

Еще 18 вертолетов Ми-8МТВ-1, арендованных у состава ВСУ и Национальной гвардии частной компанией «Украинские вертолеты», работают на ООН по всему миру на основе частных контрактов. Изначально их было 28, но, по данным ZN.UA, в марте 10 машин нашей армии были возвращены.

УКРАЇНСЬКІ ВЕРТОЛЬОТИ

Важно отметить, что компания «Украинские вертолеты» своими силами существенно модернизировала арендованные машины. На шести вертолетах установлено современное оборудование: интегрированные системы ночного видения, медицинские модули для эвакуации раненых, а также дополнительная защита от ракет и стрелкового оружия. Это очень важно для наших военных в зоне боевых действий.

Решение президента

7 марта президент Владимир Зеленский подписал указ об отзыве украинского контингента и персонала из всех международных миссий — для их участия в обороне нашей страны.

При этом на Банковой почему-то забыли подготовить решение о возврате техники, арендованной компанией «Украинские вертолеты», хотя об этих вертолетах знают глава офиса президента, секретарь СНБО и профильные министры (МО и МВД).

После издания указа прошло полтора месяца. Армия продолжает героически воевать, а нужные армии вертолеты — работать в Конго.

Почему во время войны не выполнен указ президента? Почему вертолеты не вернулись в Украину для использования их в борьбе с агрессором?

Как стало известно ZN.UA, 18 апреля, спустя 42 (сорок два) дня после издания указа, был наконец объявлен тендер на выбор авиакомпании, которая осуществит доставку наших вертолетов из Конго домой. Наверное, это просто совпадение, что тендер объявили на второй день наших настойчивых попыток получить от органов власти комментарий о выполнении указа.

Теперь будут ждать результатов тендера, которые станут известны через две-три недели. После чего вертолеты будут разобраны, перевезены и собраны. Лишь потом их направят на фронт. Наверное, уже в конце мая или в июне.

Тендер в условиях войны?

Почему так долго раздумывали с тендером (он стандартный и проводился многократно) и зачем этот тендер вообще, когда война (форс-мажор) и стандартные процедуры мирного времени неприемлемы в принципе, официальных комментариев мы получить не смогли.

Один из членов правительства даже возмутился, мол, зачем вы вообще поднимаете эту тему? Но мы не можем ее не поднимать, потому что речь идет о жизни наших солдат и победах армии на фронте.

В неофициальных комментариях мы услышали два противоположных по своей сути видения происходящего (и не происходящего) с возвратом вертолетов.

Часть чиновников Минобороны, задействованных в сотрудничестве с ООН и подготовке миротворческих миссий, склонны придерживаться правил и процедур ООН и оценивать участие в миссиях ООН через призму международного авторитета наших миротворцев и привлеченных ими дополнительных финансовых средств.

«Указ президента был подписан с учетом ситуации, складывавшейся в тот момент на фронте. Авторы указа думали, что после его подписания вертолеты будут в Украине уже через три-пять дней. Однако так не вышло: (те, кто готовили документ.В.К.) не учли, что существует процедура отзыва и проблемы, связанные с транспортировкой вертолетов в Украину», — сказал в разговоре с ZN.UA один из офицеров, не понаслышке знающий нюансы функционирования и механизма ООН и переброски подразделений миротворцев.

Да, в соответствии с процедурами ООН мирного времени, Украина должна была предупредить международный секретариат ООН за три месяца до даты отзыва своих контингентов о решении досрочно их возвратить. Это время необходимо для того, чтобы можно было найти замену контингенту в миротворческой миссии.

Но — в Украине война! Это форс-мажор, предусмотренный договором с ООН и дающий нам право действовать решительно и быстро.

Кстати, история Международных сил коалиции в Ираке знает примеры, когда не из-за войны, а даже при изменении внутриполитической ситуации национальные правительства пренебрегали правилами и обязательствами и быстро выводили свои контингенты в условиях проведения боевых операций, оголяя фланги союзников. Так, например, сделало в 2004 году правительство Испании, возглавляемое социалистом Хосе Луисом Родригесом Сапатеро.

Конечно же, в Нью-Йорке не были счастливы от решения Украины отозвать свой контингент из Конго. Для чиновников ООН это дополнительные хлопоты по поиску других стран, готовых отправить солдат и вертолеты в Африку. Но официально в ООН к нашему решению отнеслись с пониманием.

Похоже, что нынче украинское военное руководство сомневается в целесообразности возвращения вертолетов из Конго, и думает о том, чтобы их там оставить. В том числе и потому, что Украина зарабатывает серьезные средства на участии в ооновских миссиях: ООН возмещает странам-контрибьюторам затраты на присутствие их контингентов в миротворческих операциях под ее руководством. Полученные деньги в Киеве думают потратить на наши военные нужды.

УКРАЇНСЬКІ ВЕРТОЛЬОТИ

Исходя из вышеприведенных соображений, равно как и из того, что США планируют передать нам 11вертолетов Ми-17, некоторые высокие чины в МО думают о том, как бы отыграть назад в вопросе вертолетного отряда и внести изменения в президентский указ. Правильно ли это в условиях, когда войска нуждаются в вертолетах? Не думаю.

Собственно, о необходимости немедленного возвращения этих вертолетов в Украину не под запись говорят офицеры украинских авиачастей, которые ранее бывали в миротворческих контингентах, а сейчас воюют на фронте. Они не склонны слишком уж беспокоиться о проблемах ООН и более категоричны в своих оценках: «Какие тендеры по нескольку недель, какие процедуры мирного времени? Вертолеты на фронте нужны сейчас, президент указ издал — какие рассуждения и затягивания времени в министерствах? Решение Верховного Главнокомандующего не обсуждать надо месяцами, оно подлежит исполнению и немедленно!».

На самом деле речь идет о двух подходах: искать пути исполнения указа или искать причины его невыполнения.

Если искать пути, то уже давно и без всякого тендера можно было доставить вертолеты домой отечественными «Русланами». Оплатив доставку из Резервного фонда Кабмина. С последующей компенсацией из бюджета ООН, как это предусмотрено договором. Да, возможно мы потеряли бы часть средств через нарушение процедур, но — жизнь людей и успехи на фронте значительно важнее тех денег.

И снова Конго?

Затягивая с возвращением «вертушек» из Африки, военно-политическое руководство страны должно понимать и негативные политические последствия такого шага.

Когда президент Зеленский ежедневно призывает международное сообщество предоставить Украине как можно больше оружия и техники, наши партнеры не поймут, почему Киев, нуждаясь в вертолетах, не забирает их из Африки. Сохранение украинского вертолетного отряда в Конго ослабит наши переговорные позиции и может сказаться на дальнейшем предоставлении Западом боеспособных вертолетов. Как может ослабить позиции Киева и то, что власти не вернули в армию все машины, арендованные компанией «Украинские вертолеты».

Нам неизвестно, какое окончательное решение примут на Банковой по 26 вертолетам.

Но стремление заработать на перевозках по контрактам с ООН и желание сохранить свою нишу в миротворческих операциях — это аргументы мирного времени, а Украина сегодня воюет с Россией. И главным фактором при принятии решения должно быть усиление обороноспособности страны в ситуации, когда в авиабригадах ждут эти вертолеты, а враг сохраняет преимущество в воздухе.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.