UA / RU
Поддержать ZN.ua

Петрит Селими: "Даже Сербия начала воспринимать Косово как независимое государство"

Если премьер-министр Сербии Ивица Дачич встретился на равных с премьер-министром Косово, и если они уже подписали соглашение о нормализации, хотя это еще и не является полным признанием, то почему другие страны должны стыдиться прямых контактов с нашей республикой?

Автор: Анна Шелест

Косовская дипломатия молодая, но весьма активная. Сегодня для Приштины важно, чтобы мир воспринимал ее как равного партнера. Прежде всего - Белград.

19 апреля 2013 г. состоялось, по мнению некоторых политиков, историческое событие: Сербия и Косово после пяти лет с момента провозглашения независимости последнего подписали соглашение о нормализации отношений. Оно открыло путь в Европейский Союз для Сербии и дало надежду на полное признание независимости Косово. Мы воспользовались этой возможностью, чтобы задать несколько вопросов заместителю министра иностранных дел Косово Петриту Селими, который, в частности, является национальным координатором выполнения соглашения о региональном сотрудничестве с Сербией. Он уверен: наступит время, когда и Украина будет готова коснуться этого вопроса, ведь с первым шагом Сербии на пути к окончательному признанию края всем остальным государствам будет сложно продолжать игнорировать этот вопрос.

- Насколько перспектива европейской интеграции повлияла на желание Приштины и Белграда найти компромисс?

- Я уверен, что сербское решение подписать соглашение о нормализации отношений базировалось на необходимости окончательно получить статус кандидата в члены Европейского Союза. Для косовского правительства это был дополнительный бонус, чтобы показать, что даже Белград начал воспринимать Косово как независимое государство, имеющее собственную конституцию. Поскольку в соглашении четко прописано, что законы и конституцию будут соблюдать все и что Сербия больше не имеет права блокировать интеграцию нашей страны с Евросоюзом.

- Существует ли оппозиция внутри Косово относительно европейской интеграции страны?

- Все основные политические партии, составляющие 2/3 парламента, полностью поддерживают интеграцию в НАТО и ЕС. Согласно опросам общественного мнения поддержка Европейского Союза и Соединенных Штатов достигает 90%. Вы наверняка помните, что мы считаем американцев и европейцев своими спасателями от армии Милошевича в 1999 г. Спасателями, которые принесли нам свободу. Кроме того, они являются основными сторонниками косовской независимости, которую признали сегодня почти 100 членов ООН.

- Скажется ли подписание настоящего соглашения на признании независимости Косово другими членами ЕС, которые до сих пор этого не сделали?

- Я уверен, это очень поможет. На следующий день после подписания соглашения румынский премьер-министр Виктор Понта заявил, что Румыния должна в ближайшее время обсудить вопрос признания Косово в парламенте. Кроме того, уже заметно смягчение позиции Греции и Словакии.

Сейчас мы много работаем, дабы объяснить странам мира, что "они не могут быть католиками больше, чем папа римский". Если премьер-министр Сербии Ивица Дачич встретился на равных с премьер-министром Косово, и если они уже подписали соглашение о нормализации, хотя это еще и не является полным признанием, то почему другие страны должны стыдиться прямых контактов с нашей республикой?

Сегодня мы - суверенные члены Всемирного банка и Международного валютного фонда, а также Европейского банка реконструкции и развития. Кроме того, Сербия согласилась не блокировать вступление Косово в европейские учреждения. Мы надеемся, что Украина также обратит внимание на это соглашение и активизирует взаимодействие с нашей страной.

- На какие уступки готово пойти Косово, чтобы окончательно решить конфликт с Сербией и быть признанным?

- Окончательного решения относительно Косово удалось достичь в ходе так называемого процесса Ахтисаари. Косовары были готовы на компромисс в 1990-е, во время мирного сопротивления, но Милошевич применил силу и уничтожил мирное движение. Мы также были готовы к компромиссу в ходе переговоров в Рамбуйе (Париж) в 1998 г., но Сербия отказалась от соглашения.

Мы также вели переговоры с помощью специального представителя ООН, президента Ахтисаари, но Белград снова отказался от соглашения. Мировые демократии отметили, что Сербия тогда не очень-то хотела договариваться, поэтому они и признали Косово как независимое и суверенное государство. Следовательно, не может быть ничего более окончательного, чем это.

Сербии будет выдвинуто требование признать Косово, если она хочет стать членом ЕС, - это наверняка. Время играет на руку нашей стране: чем больше Белград медлит, тем больше проблем это создаст для него.

- Считаете ли вы, что Косово все еще нуждается в привлечении миссии НАТО на своей территории?

- Да, НАТО должно быть задействовано.

Сербии не нравится роль, которую сыграет Североатлантический альянс, но новое правительство во главе с Ивицей Дачичем попросило его быть гарантом соглашения, и мы удовлетворены, поскольку это означает большую безопасность для наших граждан. Мы надеемся присоединиться к программе НАТО "Партнерство ради мира". Постепенно в будущем косовские силы обороны достигнут своего "совершеннолетия", и мы станем членом организации, как Албания или Хорватия. Это все еще отдаленная перспектива. Сегодня же нужно, чтобы НАТО в небольшом количестве осталось в республике и люди чувствовали себя более защищенными внутри страны. Кроме того, это также предупреждение для сербских националистов, которые мечтают вернуться в Косово или создать определенные проблемы.