Вряд ли кого могут удивить результаты венесуэльских выборов и "победа" на них Николаса Мадуро - ставленника Уго Чавеса. Ведь эти выборы прошли фактически на волне постчавесовской истерии, когда значительная часть общества проголосовала за Объединенную социалистическую партию Венесуэлы (PSUV), невзирая ни на что, в частности и на развал экономики страны, а коррупция и коллапс экономики стали прямым следствием корыстолюбия и прожорливости руководства PSUV.
Приблизительно так же чисто "побеждали" Сталин, Брежнев, Мао Цзедун, Хо Ши Мин, Пол Пот и большой друг левых Саддам Хусейн.
Уго Чавес передает с того света Николасу Мадуро страну с резким падением экономики, уменьшением добычи нефти и уничтоженным средним классом. Фактически, разрушены столпы, на которых венесуэльское общество могло бы успешно функционировать.
Однако Чавес не только уничтожил свою страну, он посадил на иглу подачек соседние государства-попрошайки, в частности Боливию и Эквадор, и поставлял дешевую нефть не только Кубе и Никарагуа, но также Гаити и еще ряду маленьких государств в Карибском море.
Впрочем, авторитарный социализм всегда потерпит неудачу. Стоит лишь присмотреться к истории и к тому, какие "достижения" принесли странам мира неудачные социалистические эксперименты. Ведь люди - это не коллективные насекомые вроде муравьев или пчел. Они не могут плодотворно работать, находясь в социалистическом "улье".
Человеческое общество нуждается в совершенно другой организации. И независимости от действий центрального правительства, пытающегося, как в Венесуэле времен Уго Чавеса, превратить граждан в "насекомых", которые во всем были бы зависимы от тех, кто у них все забирает, а потом чуть-чуть подкармливает, выдавая это действо за настоящий апофеоз социальной справедливости.
Во время апрельских президентских выборов политическая коррупция и социальные манипуляции в который раз украли у венесуэльцев возможность изменить их жизнь к лучшему. Ведь продолжение пребывания в социалистическом аду в конце концов может привести к результатам, которые имеет сегодня Куба.
Пока Уго Чавес и его "семья" присвоили имущества на 2 млрд долл., не говоря о том, что и другие многочисленные пламенные революционеры-социалисты с чрезвычайной легкостью шуровали своими загребущими руками по казне Венесуэлы.
Чавесовская военная хунта кроме контроля над СМИ и урнами для голосования полностью взяла под свой контроль нефтяную отрасль в Венесуэле. После этого государство потеряло 50% объемов этой продукции, а добыча нефти и дальше продолжает катастрофически падать, несмотря на ее огромные объемы, разведанные в бассейне реки Ориноко.
Николас Мадуро и его социалисты из PSUV, покупая подачками за нефтедоллары голоса венесуэльской бедноты, конечно, могут еще продолжить боливарианские эксперименты над своей страной. Но этим они одновременно приближают и взрыв демократической революции. Ведь постоянный дефицит самых необходимых продуктов питания невозможно пожизненно заменять замусоленными популистскими лозунгами, а исповедование авторитарного социализма всегда заканчивается общими страданиями и разрушением.
Впрочем, хотя это может прозвучать и парадоксально, но не следует исключать того, что "победа" Мадуро является даже определенным позитивом для его соперника Энрике Каприлеса. Поскольку в этом случае чавесисты не смогут на него "повесить" ответственность за гиперинфляцию, недостаток ресурсов, дефицит продовольствия, разгул преступности и тотальную коррупцию, которые непременно будут передаваться вместе с наследием Чавеса. И Николасу Мадуро придется взять все эти "достижения" правления режима Чавеса на себя.
У Венесуэлы есть все шансы во времена президентства Мадуро полностью превратиться в клептократическую республику, с той лишь разницей, что к дерибану "семьи" Чавеса теперь присоединится еще и семья Мадуро. Поведение "новой власти" предвиденно сведется к разворовыванию нефтяных доходов и перекачиванию их на тайные счета в швейцарских банках.
Тем временем, хотя Мадуро и является ставленником диктаторской семьи братьев Кастро, Куба не сможет накормить миллионы голодных венесуэльцев. А новый класс аппаратчиков в Каракасе, который возникнет при правлении Мадуро, не обязательно будет настолько подготовленным и наученным, чтобы удерживать дальше власть без Чавеса.
В период президентской кампании все политические силы стали заложниками Объединенной социалистической партии Венесуэлы. Для победы Мадуро бесстыдно использовались государственные средства, а государственных служащих принуждали посещать митинги и общественные мероприятия под угрозой увольнения с работы. Вместе с тем госслужащим было строго запрещено посещать любые мероприятия в поддержку Каприлеса.
Однако Николасу Мадуро не так легко будет перевести в свою пользу культ личности Уго Чавеса. Сейчас он "победил", позиционируя себя как второе воплощение Чавеса. Но даже у приверженцев социалистов эйфория очень скоро пройдет, когда им придется столкнуться с ухудшением и так катастрофического состояния венесуэльской экономики.
А в политике Мадуро не удастся игнорировать оппозицию после такого неубедительного "выигрыша". Хотя он и не сможет пойти на уступки оппозиционерам, поскольку это накличет на него гнев ортодоксальных чавесистов в его команде. Однако он также не сможет и подавить оппозицию, поскольку даже Чавесу не удалось, как он ни стремился, справиться с этой задачей.
Таким образом, напрашивается вывод, что Николас Мадуро будет не только слабым президентом, но и президентом переходного периода. Учитывая эти обстоятельства, для Энрике Каприлеса такое развитие событий является, возможно, наилучшим вариантом. Ведь после того, как Мадуро доведет экономическую ситуацию в Венесуэле до полного коллапса, уже никто не сможет сказать, что боливарианская революция Уго Чавеса имеет хотя бы призрачное будущее.