UA / RU
Поддержать ZN.ua

Остановка приднестровского будильника

Неделю назад в Москве, несмотря на розданные накануне многообещающие авансы некоторых заинтересованных сторон, провалилась очередная попытка восстановить официальные переговоры по приднестровскому урегулированию.

Автор: Виталий Кулик

Неделю назад в Москве, несмотря на розданные накануне многообещающие авансы некоторых заинтересованных сторон, провалилась очередная попытка восстановить официальные переговоры по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». Как было заявлено СМИ, переговоры не сорваны, просто на некоторое время «остановлен будильник», чтобы стороны могли провести дополнительные консультации в своих столицах.

Напомним, переговоры в формате «5+2» были приостановлены еще в феврале 2006 года. Неоднократные попытки международного сообщества возобновить политический диалог оказывались тщетными благодаря согласованной игре Москвы и Тирасполя, заинтересованных в сохранении статус-кво в этом регионе.

Последние полгода многие политики и дипломаты заговорили о существенном изменении позиции России на приднестровском направлении после того, как в открытый доступ стала попадать информация о том, что Москва якобы готова разменять Приднестровье на решение вопросов более глобального порядка в своем диалоге с Западом. В частности о реформировании архитектуры европейской безопасности. Слухи о том, что призом Москве за помощь в разрешении приднестровского конфликта может стать отмена визового режима с ЕС, еще больше подогревали интерес общественности к этой теме. Регулярные вояжи молдавских политиков в Москву и последующие заявления лояльных к Кремлю политкомментаторов о том, что бессменному руководителю Приднестровья Игорю Смирнову пора уйти на заслуженный отдых, поскольку в регионе вот-вот наступит пора серьезных перемен, также подтверждали известную истину - «нет дыма без огня». Когда российская сторона предложила провести очередной раунд консультаций в формате «5+2» в Москве, что в переводе с дипломатического языка могло означать готовность добиться официализации переговоров, многие стали потирать руки: мол, вот оно, клиент дозрел… Встреча министров иностранных дел Украины и России в Одессе 4-5 июня сего года и вовсе лишила покоя некоторые западные столицы из-за подозрений, что вопрос Приднестровья может решиться без их участия. Молдавский глава внешнеполитического ведомства, приглашенный на встречу, на всякий случай даже предпочел проигнорировать это мероприятие, сославшись на более срочные дела в Кишиневе и понадеявшись на принцип «без меня меня не женят».

И вот, что называется, «накаркали», не срослось…

ZN.UA попыталось представить собст­венную версию случившегося и про­анализировать перспективы дальнейших подвижек в вопросе приднестровского урегулирования.

Наши собеседники, имевшие отношение к организации одесской встречи Константина Грищенко и Сергея Лаврова, уверяют, что, несмотря на отсутствие там их молдавского коллеги и утраченную таким образом возможность сблизить позиции трех столиц по этой сверхчувствительной (прежде всего для Республики Молдова) проблеме, Киеву удалось убедить Москву возобновить официальные переговоры по приднестровскому урегулированию именно во время московской встречи в рамках формата «5+2», намеченной на 21 июня. Российская сторона тогда даже выразила готовность продолжить дополнительные консультации со сторонами конфликта, чтобы за оставшееся время попытаться сблизить их позиции и выйти на итоговый документ по результатам московской встречи (как-никак, это дело чести принимающей переговоры стороны).

Очевидно, российских усилий оказалось недостаточно, поскольку сама встреча в Москве, по словам одного из очевидцев, больше напоминала цирковое представление. После традиционного «обмена комплиментами» сторон конфликта об отсутствии конструктива и ужесточении позиции по ряду ранее согласованных документов участники переговоров начали работу над итоговым документом московской встречи. У одной только российской стороны имелось несколько «домашних заготовок», каждая из которых не устраивала то Кишинев, то Тирасполь. В частности, представитель Тирасполя клятвенно уверял, что приднестровская сторона еще ни разу за всю историю переговорного процесса не согласилась с тем, что принцип сохранения территориальной целостности Республики Молдова лежит в основе будущей модели урегулирования конфликта. Конечно же, лукавил. Минимум под двумя основополагающими документами переговорного процесса (на них, кстати, очень любит ссылаться Тирасполь), содержащими такие термины, как «Приднестровский регион Республики Молдова» и «общее государство», стоит подпись действующего лидера Приднестровья Игоря Смирнова. Но что сделаешь – у дипломатов работа такая. Другие участники переговоров, в том числе представители Украины, пытались повернуть дискуссию в конструктивное русло, однако финал спектакля, похоже, был предрешен. В результате предложение приостановить московскую встречу ориентировочно до сентября оказалось единственным, нашедшим поддержку всех участников переговоров.

Итак, будильник остановлен, однако, как отметил один из участников перегово­ров, время остановить невозможно... Оно неумолимо бежит и сужает возможности для каждого из игроков приднестровского урегулирования.

Электоральная кампания в России уже набирает обороты, и теперь возможным кандидатам в президенты будет несколько сложнее разыграть приднестровскую карту в качестве одного из своих предвыборных коньков. Не исключено, что российская сторона, увидев дальнейший прозападный крен политических элит Молдовы, вынуждена будет вернуться к сохранению статус-кво в приднестровском конфликте как оптимальной форме обеспечения своих стратегических интересов в этом регионе.

Молдавская сторона, похоже, не спешит отходить от своих ортодоксальных подходов к вопросу урегулирования и, как засватанная невеста, ожидает, что внешние игроки принесут ей Приднест­ровье на блюдечке. Такая позиция политических элит Молдовы свидетельствует о том, что идея реинтеграции так и остается электоральным слоганом, но никак не национальной идеей. А значит, Кишинев вряд ли в обозримой перспективе будет готов заплатить за объединение государства ту цену, которую в свое время заплатила, например, Германия.

Если попытки оказать давление на Тирасполь со стороны Москвы не сработают, Европейскому Союзу в интересах разрешения конфликта, видимо, придется предложить тираспольским элитам нечто большее, чем сдача своих позиций. Готов ли на это ЕС - большой вопрос, особенно когда становится все более очевидно, что так называемое лидерство Молдовы в «Восточном партнерстве» - не более чем мыльный пузырь.

Украина в случае сохранения статус-кво вынуждена продолжать терпеть многомиллионные издержки из-за ненадлежащего функционирования транспортных коридоров, проходящих через Приднест­ровье, недермаркированную границу на ее приднестровском сегменте, имиджевые потери вследствие невозможности надлежащим образом обеспечить законные права и интересы украинских граждан, проживающих в непризнанной республике.

Будильник тикает в том числе и для Тирасполя, который, казалось бы, максимально выполнил свою задачу на московской встрече, вырвав еще как минимум несколько месяцев паузы в переговорах. Бюджетный дефицит региона в этом году уже составил 70%! А с учетом системных проблем в экономике и массового оттока трудоспособного населения из Приднест­ровья это не предел.