UA / RU
Поддержать ZN.ua

Образцовые выборы авторитарного режима

От парламентских выборов никто не выиграл. Проиграла Беларусь, поскольку в очередной раз пострадал ее имидж. Избиратель также не выиграл, потому что он не получил избранного депутата, а получил назначенного чиновника.

Автор: Владимир Кравченко

Пусть завидуют, что в Беларуси скучно. Так президент Александр Лукашенко прокомментировал состоявшиеся в его стране парламентские выборы. Их результаты не удивили: в нижнюю палату законодательного органа не прошел ни один оппозиционер. Зато были избраны пять представителей политических сил - три члена Коммунистической партии и по одному от Республиканской партии труда и Аграрной партии. Они в своих предвыборных заявлениях поддерживали курс руководства страны. А значит, никакого беспокойства от них ожидать в парламенте не стоит.

Да и зачем белорусскому президенту превращать Национальное собрание в место для политических дискуссий? В авторитарном государстве это немыслимо. Для Лукашенко парламент уже давно стал неизменным и безмолвным атрибутом государства и его личной власти, все функции которого заключаются в одном - в механическом голосовании за предлагаемые администрацией президента законы. Но не для того, чтобы контролировать исполнительную власть. Показательно, что в феврале в ходе социологического исследования у полутора тысяч респондентов попросили назвать трех действующих депутатов. Практически ни один из них не смог этого сделать.

В таком парламенте нет места для оппозиции. Хотя в предвыборном процессе ей и отведена роль статиста, который должен своим участием в очередной раз подтвердить легитимность режима в глазах своих граждан и международных партнеров. Поэтому и была столь нервной реакция властей на решение таких оппозиционных сил, как Объединенная гражданская партия и Белорусский народный фронт, за неделю до выборов объявивших о своем выходе из избирательной кампании.

Одновременно оппоненты режима призвали избирателей бойкотировать голосование, заявив, что в сложившейся обстановке участие в них означает игру по правилам режима. «Мы объясняли людям, почему нельзя участвовать в этой игре в наперстки, почему надо бороться за то, чтобы вернуть в страну выборы. И люди нас услышали: явка на выборы была низкой», - утверждал в беседе с ZN.UA глава Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.

Поясняя мотивы отказа от участия в выборах, он назвал следующие причины: практически полное отсутствие представителей оппозиции в составе избирательных комиссий, отсутствие доступа к государственным СМИ, многочисленные препятствия при проведении предвыборных мероприятий. «О каких выборах мы можем говорить, если в избирательных комиссиях из 70 тысяч человек только 61 представлял политическую оппозицию? Это 0,09%! Из этого можно сделать только один вывод: с самого начала власть целенаправленно создавала такие комиссии для манипуляции цифрами и откровенной фальсификации. Мы же не хотим быть ширмой», - говорит оппозиционный белорусский политик.

А за день до голосования пять крупнейших оппозиционных партий - Белорусский народный фронт, гражданская кампания «Говори правду!», партия левых «Справедливый мир», социал-демократическая партия «Грамада» и движение «За свободу!» - выступили с коллективным заявлением о непризнании парламентских выборов независимо от их итогов. Причиной такого решения стали массовые фальсификации и отсутствие прозрачности избирательного процесса. Среди основных нарушений - подкуп избирателей, использование «карусели» (когда одних и тех же людей возили от одного участка к другому), снижение количества реальных избирателей на участках. Последнее делается для завышения процента пришедших на голосование, что позволяло признать выборы.

Данные оппозиции и властей о количестве людей, пришедших на голосование, кстати, сильно разнятся. Согласно официальным данным белорусского ЦИК, в выборах приняло участие 74,3% избирателей. Оппозиция говорит, что это сильно завышенные цифры, и активность избирателей была невысокой. По данным наблюдателей от «Белорусской христианской демократии», аккредитованных на более чем 200 участках по всей стране, явка составила около 39%. А как утверждают представители оппозиции, в Минске две трети людей вообще не пришли на избирательные участки.

В общем, выборы у белорусов проходили в атмосфере апатии. При этом более четверти проголосовали за пять дней до выборов, что оппозиция считает эффективным механизмом фальсификации результатов голосования, так как практически отсутствует контроль. Но эти оценки власть не разделяет. Ведь для нее выборы - демонстрация того, что режим контролирует ситуацию в стране, а избиратели поддерживают власть.

«Думаю, что придраться пока по существу к нашему предвыборному процессу не к чему… Что касается того, что, как вы сказали, «у нас скучно», пусть завидуют. Выборы в тех государствах, где они проходят «скучно» и спокойно, - это счастье для народа, не говоря уже о власти. Нам не нужны революции и потрясения, стычки, взрывы, мордобои. Выборы в цивилизованном государстве, где живет цивилизованное общество, должны проходить таким образом», - убеждает Александр Лукашенко. Да и наблюдатели от СНГ традиционно признали выборы свободными, демократическими и соответствующими национальному законодательству.

Зато в ОБСЕ посчитали их несвободными и недемократичными. «Выборы с самого начала не были свободными и открытыми», - заявил глава миссии краткосрочных наблюдателей ПА ОБСЕ Маттео Мекаччи. В свою очередь и глава миссии наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ Антонио Милошоски выразил сомнение относительно достоверности подсчета голосов. Он заметил, что у миссии есть вопросы и к процессу регистрации кандидатов, а также к проведению теле- и радиодебатов. В частности, Антонио Милошоски подверг критике то, что обращения и дебаты шли не в прямом эфире, а в записи, это давало возможности для цензуры. Критическая оценка прозвучала и со стороны Европейского Союза, Соединенных Штатов и других стран.

Безусловно, такие результаты голосования, проведение избирательной кампании не способствуют улучшению отношений с Западом. И уж конечно, они не приведут к снятию санкций Евросоюза в отношении представителей белорусских властей и крупных бизнесменов, принятых в ответ на массовые аресты оппонентов режима Лукашенко после президентских выборов 2010 года. Сегодня Европейский Союз фактически поставил отношения с Беларусью на паузу, что связывает руки белорусскому президенту в его диалоге с российским коллегой Владимиром Путиным, пытающимся взять под контроль всю белорусскую экономику.

«От парламентских выборов никто не выиграл. Проиграла Беларусь, поскольку в очередной раз пострадал ее имидж. Избиратель также не выиграл, потому что он не получил избранного депутата, а получил назначенного чиновника. Ничего не приобрела и власть в основных международных организациях. Более того, по сравнению с 2008 годом она потеряла свою легитимность и для значительного числа избирателей», - констатирует Анатолий Лебедько.

Все это еще больше усиливает экономическую и политическую зависимость Александра Лукашенко от Кремля. «Но это же и ставит его перед необходимостью искать какие-то площадки для возобновления коммуникации с Западом. Поскольку, испортив отношения Беларуси с Европейским Союзом и Соединенными Штатами, Лукашенко значительно ухудшил положение Минска в переговорном процессе с Кремлем. Он уже не может шантажировать Москву тем, что уйдет на Запад, как это было до президентской кампании 2010 года», - полагает глава Объединенной гражданской партии.

Александр Лукашенко сейчас должен выбирать. С одной стороны, белорусский батька не хочет уступать Западу, политика которого за последнее время стала значительно более жесткой. С другой - Лукашенко понимает, что экономически и политически он весьма слаб, чтобы в одиночку противостоять давлению со стороны Кремля. А ведь уже зимой Беларусь ждет новый раунд переговоров по ценам на газ. Договариваться же с Москвой Лукашенко намного легче, когда у него есть активный диалог с Западом.

Положение белорусского президента усугубляет и экономическая ситуация в стране. Финансовое положение большинства людей тяжелое: девальвация белорусского рубля в прошлом году обесценила местную валюту почти на 60% и привела к тому, что средняя зарплата в 500 долл. уменьшилась почти в два раза. Цены же в полтора раза выше, чем в соседней Польше. Это сильно подрывает доверие к власти даже несмотря на то, что Лукашенко повысил пенсии и обещает поднять зарплаты. Последнее, кстати, может спровоцировать новый виток инфляции и привести к девальвации. И если для режима оппозиция не представляет угрозы, то рост недовольства у среднестатистического белоруса вынуждает власть беспокоиться.

Пока же из-за мирового экономического кризиса рост белорусской экономики в нынешнем году в 2,5% оказался меньше ожидаемого. Экономические аналитики также полагают, что доходы бюджета снизятся после требования Москвы платить пошлины за реэкспорт российских нефтепродуктов. К тому же у Лукашенко почти нет шансов на дополнительные кредиты МВФ: там знают, что у белорусского президента нет привычки придерживаться взятых на себя обязательств. А белорусская экономика, дотационная в своей основе, остро нуждается в миллиардных кредитах.

Тем не менее пока Лукашенко демонстративно настроен на эскалацию конфликта с Западом. В своем фирменном брутальном стиле, отвечая на претензии польских наблюдателей, что выборы проходят недемократично, белорусский президент заявил: «Передайте своим польским наблюдателям, пусть они научатся у нас, как проводить выборы, и со своим уставом в чужой огород пусть не лезут. Мы без польских политиков разберемся, как нам строить свою жизнь».

Гневная филиппика главы белорусского государства в адрес Польши объяснима. Варшава активна на белорусском направлении. Польша, равно как и прочие члены Евросоюза, ждет от Минска выполнения самого главного условия налаживания отношений - освобождения всех политзаключенных. И ради спасения режима Александр Лукашенко может пойти на этот шаг. Тем более что делать его белорусскому президенту не впервой. Но загнанный в угол Лукашенко не может скрыть своего раздражения и пытается выторговать как можно больше уступок от Европейского Союза.