UA / RU
Поддержать ZN.ua

Немецкий сценарий для Швеции

Возможна ли более широкая коалиция ради обуздания популистов?

Автор: Алексей Коваль

Шведские политики до сих пор не могут сформировать правительство после выборов, состоявшихся 9 сентября.

Если кабинет не будет сформирован, могут быть объявлены досрочные выборы парламента. Но такой ситуации никогда не было в современной истории Швеции. Напомним, что доминирующая в последние годы на политической арене страны Социал-демократическая партия вместе с союзниками (Зелеными и Левой партией) лишь на одно место в новом составе Риксдага (парламента Швеции) опередила оппозиционный Альянс правоцентристских сил, в котором доминирующую роль играет Умеренная коалиционная партия. 144 простив 143. Однако оставшиеся 62 места в шведском парламенте из общего количества в 349 заняли представители Шведских демократов – праворадикальной популистской партии, выступающей с антииммигрантскими лозунгами. О причинах их популярности мы уже писали (см. ZN.UA №34 от 15 сентября - "Швеция: бастион европейского либерализма устоял"). Две крупнейшие политические силы страны - социал-демократы и умеренные - заявили об отказе вести какие-либо переговоры с праворадикалами о включении их в правящую коалицию. Но Шведские демократы показали, что могут серьезно вмешаться в процесс формирования нового правительства, играя на противоречиях двух крупнейших партий.

Для противодействия этим попыткам политических оппонентов, возможно, придется искать компромиссы.

Вотум недоверия

Уже в сентябре стало очевидным, что пресловутой шведской политический стабильности пришел конец. Главной задачей для лидера Социал-демократической партии и премьер-министра страны Стефана Лёвена было сохранить у власти левоцентристскую коалицию. Но у правоцентристов из Альянса уже был план, как лишить Лёвена права формировать правительство.

Лидер Умеренной партии Ульф Кристерссон не избежал соблазна самостоятельно попытаться сформировать правительство из сил, входящих в Альянс. Кроме умеренных, в него также входят либералы, христианские демократы, центристы.

Альянс находился при власти в Швеции с 2006-го по 2014 год. Тогда это было правительство меньшинства. Согласно шведским законам, не обязательно иметь большинство мест в парламенте, чтобы сформировать правительство, главное, чтобы большинство депутатов не выразило вотум недоверия такому правительству меньшинства.

Очевидно, теперь Кристерссон увидел возможность перехватить у Лёвена инициативу в деле формирования нового кабинета. Причем сделал это в расчете на поддержку со стороны Шведских демократов.

В парламент по инициативе Альянса было внесено решение о вотуме недоверия главе социал-демократов. И во время голосования 25 сентября депутатов из Альянса поддержали Шведские демократы. За выражение вотума недоверия Лёвену проголосовали 204 депутата, против - 142.

Таким образом, Шведские демократы начали воплощать стратегию их лидера Йимми Акессона о том, как сделать их партию активным участником политического процесса в условиях, когда крупнейшие политсилы страны отказываются от переговоров с ними и пытаются их изолировать. "Мы не будем оказывать поддержку любому правительству, которое не даст нам возможность усилить наше влияние. Более того, мы сделаем все возможное, чтобы свергнуть такое правительство", - откровенничал лидер демократов в эфире шведского канала TV4.

Подыграв Альянсу в войне против социал-демократов, Акессон получил хороший шанс для смягчения изоляции его партии. Сразу после выборов лидер Шведских демократов намекнул, что готов к переговорам с лидерами Умеренной партии и христианскими демократами. Правда, на тот момент эти предложения были отвергнуты.

После вотума недоверия Лёвену вступило в действие правило, согласно которому спикер парламента Швеции теперь может четыре раза предоставить полномочия лидерам партий попытаться сформировать новый кабинет. На каждую попытку дается две недели.

"Нейтрализовав" Лёвена, лидер Умеренной партии получил право первым провести переговоры о формировании правительства. Однако переговоры Кристерссона вскрыли раскол среди партий самого Альянса. Так, центристы и либералы выступили против какого-либо сотрудничества со Шведскими демократами и, наоборот, высказали мнение, что Альянс должен в качестве союзника привлекать социал-демократов и их партнеров из левоцентристского блока.

Две недели попыток Кристерссона убедить своих коллег, что он пытается сформировать кабинет, не находящийся под влиянием как демократов, так и социал-демократов, не дали результатов. В конце концов он даже рассматривал вариант формирования правительства меньшинства, в которое вошли бы лишь умеренные и христианские демократы (вместе обе партии имеют 92 депутатских мандата). Этот вариант потребовал бы от Кристрессона полагаться на поддержку Шведских демократов. Те, в свою очередь, сразу заявили, что не поддержат и такой кабинет, если не получат что-либо взамен. Основной задачей для Шведских демократов является ужесточение миграционного законодательства страны.

Ход Лёвена

Хотя Стефану Лёвену было высказано недоверие, лидеры Левой партии и Зеленых не возражали, чтобы вторую попытку сформировать правительство страны спикер парламента поручил именно ему. Таким образом, с минувшего понедельника, 15 октября, наступил его черед взять в свои руки переговорный процесс по формированию правительства. Он также получил на это две недели - до 29 октября, и за неделю до истечения данного срока должен сообщить об итогах проведенных встреч.

То, что в Альянсе наметился раскол на почве неприятия идеи сотрудничества с демократами, может косвенно повлиять на переговоры, которые будет проводить лидер эсдеков. Возможно, Альянс уже не станет блокироваться с радикалами ради того, чтобы завалить левоцентристское правительство.

Лёвен также может реанимировать политическое соглашение от 26 декабря 2014 года. Тогда основные политсилы страны, дабы избежать кризиса, договорились, что премьер-министром станет кандидат, который наберет наибольшее количество голосов в свою поддержку, не обязательно большинство. Ранее парламент Швеции всегда голосовал за первого предложенного кандидата.

Спикер парламента Швеции Андреас Норлен (из Умеренной партии) также заявил о том, что он не устанавливает определенных временных границ для проведения политических консультаций. "Я не хочу жить под давлением мысли, что время истекает", - сказал он. Но и давать срок больший, чем две недели на каждую из попыток сформировать правительство, он, видимо, не намерен. Также необходимо учитывать, что правительство Швеции максимум до 15 ноября должно разработать и представить на утверждение бюджет страны на 2019 год. И это, в некоторой степени, определяет временные рамки для достижения политсилами договоренностей.

"Для этого потребуется смирение и компромисс всех договаривающихся сторон", - сказал Лёвен журналистам. Он понимает раздражение шведов, вызванное затягиванием процесса формирования нового правительства. На данный момент Лёвен остается исполняющим обязанности премьер-министра и заявил, что готов говорить со всеми основными партиями. Не только с левоцентристскими группами, традиционно поддерживающими социал-демократов, но и с правоцентристским Альянсом, где есть лидеры со взвешенными подходами. В то же время он повторил свою позицию, что не будет консультироваться со Шведскими демократами.

Для того чтобы нейтрализовать влияние праворадикалов, в Швеции необходима коалиция лево- и правоцентристских сил, похожая на ту, о которой договорились после последних выборов в ФРГ немецкие социал-демократы с блоком ХДС/ХСС, возглавляемым канцлером Германии Ангелой Меркель. Так, обе силы смогли снизить влияние националистической партии AfD - "Альтернатива для Германии", по итогам выборов 2017 года получившей 94 мандата в Бундестаге. Согласно последним опросам общественного мнения, AfD уже обошла немецких социал-демократов по популярности, и если бы выборы проводились сегодня, она набрала бы 17%.

Популярность шведских радикалов летом оценивали примерно в 20%, но в итоге на сентябрьских выборах они вышли на уровень общественной поддержки в 17,5%. В Швеции, как и в Европе в целом, порой чрезмерно раздувают опасения по поводу роста популярности праворадикальных и популистских сил, но, с другой стороны, это выгодно самим популистам, часто зарабатывающим на этом ажиотаже дополнительные проценты популярности и голоса избирателей. Шведские демократы определенно будут пытаться воспользоваться каждой провальной попыткой крупных партий и их лидеров создать коалиционное правительство, хотя реально влиять на ход переговоров они не способны.

Если все попытки договориться о формировании правительства Швеции провалятся, стране придется готовиться к внеочередным выборам, которые состоятся в течении трех месяцев после того, как будет признано, что никто из лидеров парламентских партий не способен сформировать правительство страны.