UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не все идет по Плану

Почему Киеву необходимо соглашение с Вашингтоном о сотрудничестве в оборонной сфере, а не статус основного союзника США вне НАТО

Автор: Владимир Кравченко

Киев намерен заключить с Вашингтоном двустороннее соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере. Проект документа уже передан американской стороне. Если он будет одобрен Белым домом и подписан Вашингтоном и Киевом, это ознаменует не только новый формат взаимоотношений Украины и Соединенных Штатов: ситуация в сфере безопасности для нашей страны пусть и незначительно, но все же изменится.

Подготовленный украинской стороной проект соглашения предусматривает не только тренинги украинских военнослужащих американскими инструкторами, совместные учения или поставки вооружения — все это есть и сейчас. Украинская сторона закладывает в документ принцип постоянного ротационного присутствия американских подразделений на всей территории Украины. Это, конечно, не убережет нашу страну от российских танков. Но все же повысит для России риски вторжения в Украину.

Соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере Киев и Вашингтон обсуждали при президенте Викторе Ющенко, а подготовили во времена президентства Петра Порошенко. Однако после прихода на Банковую Владимира Зеленского в Киеве заморозили работу над этим документом. Интерес к нему возобновился лишь в начале нынешнего года, когда Зеленского убедили в том, что Киеву следует поднять перед НАТО вопрос о предоставлении Украине Плана действий относительно членства в Альянсе (ПДЧ). Почему? Поясним чуть ниже.

По информации ZN.UA, в офисе президента хотят, чтобы соглашение было подписано до конца текущего года: либо в августе к 30-летию независимости Украины, либо в сентябре, во время сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Проект документа был передан американской стороне еще в середине весны, однако ответ из Вашингтона пока не пришел. При этом, как свидетельствуют наши источники, Госдеп занимает нейтральную позицию в отношении соглашения, а Пентагон поддерживает его подписание.

Решение Вашингтона будет зависеть не столько от рекомендаций американских ведомств, сколько от позиции Белого дома, которую во многом определит результат встречи Джо Байдена и Владимира Путина в Женеве, а также дальнейшие действия самого Киева. И не только в вопросе проведения реформ: на фоне отсутствия прогресса в вопросе предоставления Украине ПДЧ не все в украинском руководстве поддерживают подписание соглашения о сотрудничестве в оборонной сфере, выступая за то, чтобы Вашингтон предоставил Украине статус основного союзника США вне НАТО (MNNA).

Если предоставление Украине ПДЧ поддерживают вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина и министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, то за получение нашей страной статуса основного союзника США вне НАТО ратуют первый вице-спикер Руслан Стефанчук и глава ОП Андрей Ермак. За предоставление статуса MNNA выступают и ряд известных в нашей стране бывших высокопоставленных американских военных и чиновников. В их числе не только экс-командующий Вооруженными силами США в Европе Бен Ходжес, но и экс-послы США в Украине Уильям Тейлор и Джон Хербст, бывший координатор госдепартамента по санкционной политике Дэниел Фрид, а также бывший замгенсека НАТО Александр Вершбоу.

Аргументы сторонников предоставления статуса MNNA сводятся к тому, что для воюющей страны легче и быстрее получить данный статус, который предоставит Украине ряд финансовых и военных преимуществ. В частности возможность получить по облегченной процедуре излишки американской военной техники. (При этом в Центре «Новая Европа» отмечают, что нынешний уровень американской помощи Украине соразмерен с тем, что получают некоторые страны, имеющие статус основного союзника США вне НАТО.)

Очевидное преимущество статуса MNNA и в том, что решение о его предоставлении принимает президент и для этого не требуется одобрения Конгресса. Однако есть и серьезные недостатки. Во-первых, хотя статус MNNA и демонстрирует значимость данной страны для США, тем не менее он имеет больше символическое значение, поскольку (в отличие от Вашингтонского договора Альянса с его пятой статьей) не предусматривает гарантии безопасности со стороны Вашингтона перед своим союзником.

Во-вторых, статус основного союзника США вне НАТО получили государства, не претендующие на членство в Альянсе. На сегодняшний день его имеют 17 стран, в том числе Австралия, Аргентина, Египет, Израиль, Кувейт, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Южная Корея и Япония.

Пусть нигде и не зафиксировано, что статус MNNA закрывает двери в НАТО, наши собеседники (в том числе и западные дипломаты) утверждают: именно так и будет. И хотя такие апологеты MNNA как Тейлор, Хербст, Фрид и Вершбоу предлагают предоставить Украине и ПДЧ, но учитывая позицию Германии, Франции и ряда южноевропейских стран, негативно настроенных в отношении намерений Киева получить План, статус союзника США вне НАТО предоставит Берлину и Парижу дополнительный аргумент против членства нашей страны в Альянсе.

В-третьих, получение Украиной статуса MNNA поставит под сомнение готовность администрации Зеленского реализовать положение Конституции о курсе на полноправное членство в ЕС и НАТО. Ведь и политические комментаторы, и простые граждане будут обращать внимание на то, что данный статус союзника США — вне НАТО. Как следствие, национал-патриотическая часть украинских избирателей еще больше разуверится в Зеленском, ныне декларирующем намерение добиться для страны ПДЧ.

В-четвертых, существуют опасения, что предоставление Украине статуса MNNA негативно отразится на готовности украинского руководства проводить реформы в нашей стране. Ведь если ПДЧ предполагает проведение экономических и политических преобразований, судебной и антикоррупционной реформ, адаптацию сектора безопасности и обороны к стандартам Альянса, то статус основного союзника вне НАТО предоставляется президентом США лишь на основании того, насколько страна важна для Вашингтона.

В разгоревшейся на Печерских холмах дискуссии победа пока за сторонниками ПДЧ. Один из их аргументов заключается в том, что работа по получению Плана действий относительно членства в НАТО будет сопровождаться подготовкой двустороннего украино-американского соглашения об углубленном сотрудничестве в оборонной сфере, которое по своему содержанию фактически будет соответствовать статусу союзника США и, усиливая обороноспособность Украины, не захлопывать при этом двери в Альянс.

Как правило, подобные соглашения Соединенные Штаты подписывают, чтобы урегулировать (или облегчить) американское военное присутствие в той или иной стране на постоянной ротационной основе. Немаловажно и то, что похожие соглашения имеют и страны, ныне являющиеся членами НАТО — Литва, Норвегия, Польша, Румыния. Кстати, соглашение с поляками американцы подписали в августе 2020 года. И в Варшаве это расценили как серьезный внешнеполитический успех.

Чтобы получить ПДЧ следует настраиваться на игру вдолгую. Возможно, что советнику главы ОП Михаилу Подоляку и открылись некие тайные знания, раз он уверяет, что до конца 2021 года Украина получит План. Но пока позиция Парижа и Берлина неизменна — они категорически против. Да и Вашингтон не лоббирует этот вопрос, неизменно повторяя: сначала реформы, а уж потом — ПДЧ.

Реальность такова, что если у Киева и есть перспектива получить столь желанный План, то только на саммите НАТО в 2022 году, а то и на саммите в 2023-м. Но поскольку в нынешнем году Украине не светит не только ПДЧ, но, возможно, даже и разговор о начале процесса его предоставления, а ответа из Вашингтона на проект соглашения о сотрудничестве в оборонной сфере нет, глава ОП Андрей Ермак вновь заговорил о статусе основного союзника США вне НАТО.

Здесь нет никакой идеологии или стратегических расчетов: офису президента нужны быстрые победы, на которых Зеленский может хайпануть в год 30-летия независимости Украины. Поэтому не стоит удивляться, если на фоне отсутствия прогресса в вопросе НАТО, МИД вскоре получит из ОП поручение проработать вариант с предоставлением нашей стране статуса MNNA.

Ставка на статус основного союзника США вне НАТО вносит сумятицу в украинскую политику на евроатлантическом направлении и подрывает доверие к украинскому руководству как со стороны украинского избирателя, так и международных партнеров Украины. И было бы хорошо, если бы СНБО на заседании в пятницу раз и навсегда поставил точку в дискуссиях об украинских приоритетах, в том числе и в вопросе оборонных соглашений Украины с Соединенными Штатами.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.