UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не чужая земля

Ни двух президентов, ни двух центральных банков, ни двух пограничных ведомств в общем государстве не бывает. На словах это понимают в Тирасполе, на восточном берегу Днестра. На деле препятствуют процессу реинтеграции. Для этого время от времени проводят референдумы, на которых набирают 99,9% голосов за независимость, а на следующий день от имени представительского органа направляют обращение в Москву с просьбой о "воссоединении с Россией".

Автор: Андрей Веселовский

Достижение приднестровского урегулирования является сложнейшей дипломатической задачей, решить которую не удается уже 25 лет.

Казалось бы, чего проще! Все участники переговорного процесса по реинтеграции Приднестровья в Республику Молдова исходят из фундаментального положения о том, что стороны урегулирования "строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г.", как это сформулировано в соответствующем Меморандуме 18 мая 1997 г. за подписью президентов Украины, России, председателя ОБСЕ и руководителей Сторон. Урегулированию способствуют не только названные страны-гаранты и самая влиятельная общеевропейская организация, но и мощные посредники - Европейский Союз и США. Почему нет окончательного результата? Почему не выполняет свою роль созданное специально для этой цели Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, иначе формат "5+2"?

Ответ, к сожалению, на поверхности. В общем государстве, при всем делегировании полномочий и согласовании позиций, должен быть, как и в любом другом, единый центр принятия политических, экономических и социальных норм. Учитывая мнения жителей и регионов этого общего государства, он принимает окончательные решения. Ни двух президентов, ни двух центральных банков, ни двух пограничных ведомств в общем государстве не бывает. На словах это понимают в Тирасполе, на восточном берегу Днестра. На деле препятствуют процессу реинтеграции. Для этого время от времени проводят референдумы, на которых набирают 99,9% голосов за независимость, а на следующий день от имени представительского органа направляют обращение в Москву с просьбой о "воссоединении с Россией". Тут нет состава преступления, только клиника. И желание изолировать подданных от нормальной, не советской жизни.

Автор статьи, Владимир Ястребчак - профессиональный дипломат из Приднестровья. В этом качестве он защищает интересы своей малой родины, непризнанного образования "Приднестровская молдавская республика". Но, увы, обвиняет Украину в нагнетании конфронтационных настроений на Днестре, закрывая глаза на то, что происходит сегодня на нашей земле. Он сводит к некоему "вооруженному конфликту" аннексию Российской Федерацией украинской территории, Крыма, материальное, политическое, пропагандистское содействие Москвы сепаратистам на территории Луганской и Донецкой областей, ее прямое участие в боевых действиях людьми и танками. Ни псковские пленники, ни "Грады", ни трупы с триколорами, ни требования перекраивать Конституцию и формировать правительство по московскому указу не именуются агрессией.

Равно как не упоминает В.Ястребчак о многочисленных официальных сообщениях и репортажах СМИ об участившихся в прошлом году в Приднестровье военных сборах, парадах боевой техники, учениях резервистов и, на этом фоне, о визитах высокого российского руководства с призывами "уничтожить бандеровскую нечисть", "не дать проявиться хунте" и прочих перлах знакомой киселевской лексики. Да и местному начальству не чужда "новороссийская" риторика. Было бы странно, если бы руководители Украины, отражающей агрессию, страдали близорукостью и не видели здесь опасных параллелей. Тем более, что участие приднестровских "министров" и "особистов" типа Антюфеева/Карамана или "рядовых штыков" в донецких террористических структурах - факт ими же широко разрекламированный. В отрядах "моторол" немало "добровольцев" из Приднестровья. Попадались "тираспольские гости" и в Одессе во время сепаратистских бунтов. Это ли не угроза национальной безопасности Украины? Те несколько сотен бойцов Национальной гвардии Украины, развернутых сегодня на границе, откуда "прет" такой "экспорт" - минимально необходимая мера предосторожности. На кровавых уроках Изварино учимся.

Да и о контрабанде, которой в регионе якобы не занимаются, лучше было бы не говорить как о мифе. По данным Миссии ЕС на границе Украины и Молдовы (EUBAM), только за 10 месяцев 2014 г. в Приднестровье, где числится менее 500 тыс. жителей, легально завезли через территорию Украины более 12 млрд (!) штук сигарет. Столетние старцы и новорожденные должны выкуривать по 80 штук в сутки. Поскольку новые все подвозятся, и склады ломятся. На самом деле, не ломятся - контрабандными путями курево едет в Германию, Голландию и даже туманный Альбион. Аналогичная история - со спиртным: "пьют" декалитрами. И это то, что на поверхности. Сотрудничая с EUBAM, украинские таможенники сокращают губительное влияние никотина и алкоголя на соседей, останавливают нелегальные перевозки. Оказалось, в руководстве региона это не приветствуется. Это якобы ограничивает "свободу экономической деятельности", каковую, кстати, эта территория, как составная части Молдовы, иметь не может.

Приднестровцев обижает, что в Украине не всегда лестно упоминают о регионе. В Посольстве Украины в Молдове скопились десятки официальных обращений украинских СМИ с просьбой об аккредитации в Тирасполе, визите в регион. Да только не идет навстречу восточный берег. Что и вызывает соответствующую реакцию киевских журналистов.

В чем Украина действительно виновата перед приднестровцами, и об этом, к сожалению, автор только вскользь упоминает, - так это в недостаточном внимании к 90 тыс. граждан Украины, живущим в регионе, на этой совсем не чужой нам земле. Не создан у нас механизм, способный заботиться об интересах украинской диаспоры, с солидным бюджетом, прозрачно доносящий помощь матери-нации ее далеким и близким детям. Румынское правительство печется о зарубежных румынах, польское - о поляках, вьетнамское - о вьетнамцах и т.д. Украина в этом списке - в конце, хотя структуры общественные и полугосударственные имеются. Приднестровье, Молдова в целом получают от этих структур и внимание, и незначительную поддержку, наиболее заметной формой являются стипендии десяткам местных выпускников для получения высшего образования в Украине. Но этого мизерно мало на фоне того, что поступает из Турции живущим в РМ гагаузам, от России - русским. И война тут - не оправдание: и до войны было немногим лучше.

Ну а замечание В.Ястребчака о намерениях Киева "дестабилизировать регион" вместе с Румынией разочаровывает. Добро бы исходило оно от невежды. Упоминая о том, что на встрече президентов 17 марта с.г. Украина и Румыния договорились о координации по Приднестровью, чтобы содействовать "разморозке" конфликта, глава украинского государства еще раз привлек внимание к нашей открытой политике. Украина координирует свои действия в направлении мирной реинтеграции Молдовы со всеми членами Европейского Союза, в том числе с соседней Румынией. Она верна своим обещаниям и уважает подписи под документами. А если кому-то не нравится разморозка, т.е. возврат к нормальной человеческой жизни после четвертьвекового существования в непризнании и бесперспективности, то только антюфеевым и иже с ними: ведь их содержать перестанут.

Кстати, похоже, слова о разморозке начинают сбываться. Днями в Кишиневе состоялась встреча премьера Молдовы с руководителем региона. Возродилась активность рабочих групп. Есть надежды и на возврат к встречам в формате "5+2".

Позиция Украины, как и ранее, будет исходить из необходимости воссоздания единой Молдовы с особым статусом в ней Приднестровья. Что, по нашему глубокому убеждению, даст приднестровцам возможность ощущать себя полноценными гражданами суверенного государства с европейской перспективой. А в повседневной жизни - избавиться от неуверенности перед неизвестным будущим, получить свободу передвижения, улучшить свое благосостояние. Именно это, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, делают сейчас Украина и Молдова. Самое время приднестровцам поучаствовать. Все фобии пойдут на убыль, торговля станет легальной, а культурные, родственные, экономические связи хоть с Беларусью, хоть с Российской Федерацией только выиграют. Кишинев их успешно поддерживает, и Брюссель ему в этом
помогает.