Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин стал вторым мировым лидером, в конце прошлой недели посетившим Вашингтон и встретившимся лицом к лицу с Джо Байденом. Приоритетность выбора двух близких союзников — Японии и Кореи — дала повод говорить об особом внимании администрации Байдена к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Возвращение ведущей роли Америки в мире, провозглашенное американским президентом, направлено не только на восстановление традиционных альянсов. Что касается Южной Кореи и Японии, США пытаются усилить трехстороннее сотрудничество для решения проблем безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Прежде всего речь идет о выработке общего подхода в противостоянии влиянию Китая.
В отличие от Японии, выступающей активным промоутером Индо-Тихоокеанской стратегии мира и безопасности в Азии и четырехстороннего диалога по безопасности Quad при участии США, Австралии и Индии, Республика Корея пытается не ставить под прицел торговые отношения с КНР. Учитывая негативное восприятие этих инициатив Пекином: по его мнению, они направлены на сдерживание развития Китая.
Для Южной Кореи, как и для Японии, КНР выступает главным экспортным рынком, опережая США. Согласно данным Worlds Top Exports, в прошлом году на долю Китая пришлось 26% от общего экспорта Кореи по сравнению с 14,5% в США, а также 22% экспорта японских товаров, тогда как на американский рынок было экспортировано 18,5%. Это ставит их перед дилеммой многих средних стран: как уравновешивать отношения между Китаем и Соединенными Штатами?
Япония смелее заявляет о своих намерениях поддерживать свободу и безопасность мореплавания в Индо-Тихоокеанском регионе, а также противодействовать любым попыткам изменить статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, несмотря на территориальный спор с Китаем по поводу островов Сенкаку, обострившийся в последнее время.
Корея же уже пережила «китайский урок», согласившись в 2016 году на размещение американских систем противовоздушной обороны (THAAD), в которых Китай усматривает угрозу своей национальной безопасности. Это привело к быстрой экономической расплате со стороны Пекина. Под руку попали не только крупные конгломераты (к примеру, магазины розничной торговли Lotte и автопроизводитель Hyundai потеряли миллионы долларов из-за падения продаж и жестких ограничений), экспортеры, туристическая отрасль, но и музыкальные группы К-pop.
Сеул тогда не дождался надлежащей поддержки со стороны Вашингтона. Этим объясняется осторожность, с которой администрация Мун Чжэ Ина относится к разговорам о возможности присоединиться к четырехстороннему диалогу Quad в рамках Quad-Plus с привлечением Новой Зеландии и отдельных членов АСЕАН, поскольку он является сильным раздражителем для Китая.
Считалось, что камнем преткновения в переговорах между американским и корейским лидерами может стать вопрос присоединения к диалогу и различие в подходах к северокорейской политике. Другие противоречия, доставшиеся в наследство от Дональда Трампа, президентским администрациям удалось сгладить заранее. Прежде всего речь идет о заключении в апреле текущего года Соглашения о специальных мерах, предусматривающего план распределения затрат на содержание американского военного контингента на территории Республики Корея. Его подписание затянулось из-за обвинений со стороны Трампа в злоупотреблении американской помощью и требования существенно увеличить военные расходы. Это значительно подорвало отношения между двумя странами.
Нынешний визит был призван получить не только подтверждение обязательств США по обеспечению расширенного сдерживания с использованием всего спектра возможностей в соответствии с Договором о взаимной обороне, но и способствовать усилению обороноспособности самой Республики Корея. Сеул уже начал процесс получения от Вашингтона оперативного контроля над своими войсками в режиме военного времени, что многие политики трактуют как восстановление полного суверенитета страны (со времен войны 1950–1953 годов).
Во время саммита президентов Мун Чжэ Ин объявил о решении отказаться от двусторонних «руководящих принципов по ракетам», запрещающих Южной Корее разрабатывать или владеть баллистическими ракетами с максимальной дальностью более 800 км. Ограничение ввели в 1979 году. Тогда Сеул стремился обеспечить американскими ракетными технологиями собственные ракетные разработки, взамен согласился ограничить максимальную дальность полета своих ракет до 180 км, а вес боеголовок — до 500 кг.
В условиях роста угроз со стороны Северной Кореи в последние годы «руководящие принципы» пересматривались четыре раза, увеличив дальность действия ракет до 800 км и изменив требования к весу боеголовок. Нынешнее решение позволяет Югу разрабатывать и владеть любым типом ракет, в том числе межконтинентальными баллистическими ракетами и усовершенствованными баллистическими ракетами для подводных лодок.
Укрепление ракетного потенциала союзников полностью соответствует стремлению США усилить противовоздушную оборону в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но, очевидно, вызовет недовольство со стороны Пекина и Пхеньяна. Как и модернизация и расширение противовоздушной системы THAAD, предусмотренные в оборонном бюджете США на 2021 год, которые правительство Кореи предпочитает замалчивать по понятным причинам.
Бесконфликтные отношения с Китаем для Республики Корея важны в контексте не только сохранения двусторонних торговых отношений, но и его влияния на Северную Корею, от которого та зависит экономически. Администрация Байдена завершила свой обзор северокорейской политики, проведя предварительные консультации с Сеулом и Токио. И, хотя его детали не разглашались, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки сообщила о планах применять «выверенный, практический подход». Он не будет сосредоточен на достижении крупной сделки, как этого хотел Трамп, но не будет и полагаться на «стратегическое терпение» Обамы. При этом целью остается полная денуклеаризация Корейского полуострова.
Приверженность дипломатическому подходу в северокорейской политике США, построенному на соблюдении Сингапурской и Панмунджомской деклараций, полностью соответствует стремлению президента Мун Чжэ Ина восстановить межкорейский диалог и преодолеть застой в переговорах между США и КНДР. Другое дело, что Северная Корея пока не выразила желания вести переговоры и неоднократно отвергала медиаторские попытки Юга, пытаясь достучаться до Соединенных Штатов напрямую. Со своей стороны, Джо Байден подчеркнул, что не согласится на личную встречу с Ким Чен Ыном без обязательств последнего обсудить ядерный арсенал КНДР.
Однако времени на длительные ожидания в надежде «перейти от неполного мира к необратимому» у Мун Чжэ Ина совсем мало. По-видимому, поэтому он с таким энтузиазмом воспринял назначение специальным посланником в Северной Корее Ким Суна — опытного дипломата, участвовавшего в организации шестисторонних переговоров по денуклеаризации времен Обамы и подготовке Сингапурского саммита.
Президент Мун назвал это назначение «подарком». Как и добрый жест американской стороны выделить 550 тыс. доз вакцин для корейских военных. Дефицит вакцин и низкий уровень иммунизации населения (3% из 52 млн) привели к падению рейтинга Мун Чжэ Ина, что грозит снижением шансов кандидата от его партии занять президентский пост в следующем году. Ситуацию обещает улучшить привлечение корейских компаний в цепь поставок сывороток, о чем договорились лидеры стран. Отныне препараты Moderna и Novavax будут производиться и в Южной Корее, а доступ к 80 млн доз их получит сама страна.
Как показал нынешний визит, американо-корейское сотрудничество вышло за рамки традиционных вопросов безопасности. И как бы ни пыталась Южная Корея избежать участия в соперничестве двух супердержав, балансировать ей будет все сложнее.
Соединенные Штаты нацелены на расширение двустороннего сотрудничества в области экономики и высоких технологий, глобальных проблем изменения климата и здравоохранения, что, очевидно, направлено на усиление преимуществ перед КНР. Во время визита корейского президента сопровождала делегация руководителей крупнейших корпораций, пообещавших инвестировать в производство батарей для электромобилей и полупроводников на территории США 33,8 млрд долл. и усилить безопасность глобальных цепочек поставок, пострадавших от торговой войны США с Китаем и глобальной пандемии.
Итоги первой встречи, кажется, удовлетворили обоих лидеров. Как отметил Мун Чжэ Ин на странице в Фейсбук: «Это был лучший визит и лучшая встреча». По его словам, результаты даже превзошли ожидания. Позиции откалибровали, но превзойдет ли их воплощение взаимные ожидания? Так что самое интересное впереди.
Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.