Что бы ни говорили об уже давно прошедшем Евро-2012, но благодаря этому событию поляки стали намного больше интересоваться Украиной. И способствовал этому не только сам чемпионат, но и пятилетний период подготовки к нему в атмосфере постоянного напоминания, что Украина - партнер и близкий сосед Польши. Сейчас уже никого не удивляют поездки польских студентов в Украину на экскурсии или же программы студенческого обмена и изучение в Интернете украинского языка (мол, похож на польский, и легче выучить, чем русский). Конечно, это вам уже не 90-е или даже начало 2000-х годов, когда Украиной интересовались только этнические украинцы и немногочисленные любители.
Так что прогресс очевиден. Молодые поляки уже не воспринимают Украину как какую-то далекую Африку, приезжают сюда, у них много украинских друзей, прежде всего, среди студентов, которые массово учатся в польских вузах. Даже путешествовать стало легче - появились первые недорогие авиалинии. Но вот звонить из Польши украинскому сокурснику не стоит. Польские операторы, видимо, не заметили, как быстро меняется мир, и сохраняют тарифы на международные звонки в страны Восточной Европы слишком высокими, словно речь идет о разговоре с Марсом, а не о соседней и вроде бы дружеской стране.
Минута разговора с Украиной и Беларусью стоит у польских мобильных операторов от 1,8 до 2,5 злотого, что в зависимости от курса составляет 4,5–6,5 грн. Приведенные цифры касаются четырех "традиционных" операторов, поделивших между собой свыше 95% рынка: Plus, Play, Orange i T-Mobile. Дешевле только у виртуальных операторов и в сети Heyah, которая, впрочем, действует только в системе предоплаты (pre-paid). Для лояльных абонентов-контрактников никаких скидок нет по определению. Поговоришь с Украиной 20 минут и заплатишь за этот разговор столько же, сколько стоит месячный абонемент, включающий 300 бесплатных минут в рамках Польши и ЕС. Или иначе: минута международного (за пределы ЕС) звонка стоит в 7–10 раз дороже, чем внутреннего. Причем в большинстве тарифов под названием "внутренний звонок" следует понимать также звонок на стационарные телефоны в странах ЕС. Тл есть живешь в Люблине, звонишь по телефону в Лиссабон - и платишь 0,2–0,4 злотого за минуту, но если захочешь позвонить по телефону в недалекий Львов, то должен выложить 1,8–2,5 злотого. Да еще и связь часто плохая - то совсем ничего не слышно, то что-то перебивает, а минуты летят...
Действительно ли так должно быть? По мнению группы польских пользователей Интернета, положение вещей можно изменить, если показать операторам и политикам, что людей, заинтересованных в дешевых звонках в Украину, много. С этой целью они основали гражданскую инициативу "Украина - не Африка", организовав ее деятельность вокруг страницы на Фейсбуке. Цель инициативы - привлечь внимание общества и бизнеса к проблеме, показать абсурдность ситуации. Отсюда и название: звонки из Польши в близкую Украину стоят столько же, сколько в далекую Африку или Австралию. А то и дороже: оказывается, иногда из Польши все же дешевле позвонить на другой континент, чем в соседнюю страну.
По словам инициаторов, изменить ситуацию можно двумя способами. "Если многие люди "полюбят" нашу страницу, это будет косвенным доказательством спроса на дешевые звонки. В этом случае сами операторы должны понять, что снижение цен - лучшее решение для них самих. Сейчас почти никто не звонит в Украину с мобилки: из-за высоких цен все пользуются скайпом или услугами виртуальных операторов, но если бы цены были ниже, люди звонили бы по телефону, и операторы бы на этом зарабатывали", - говорит Марцин Волковицкий, студент украинской филологии из Ольштина и один из участников акции. А если этот способ даст сбой, есть другой, административный. Как известно, телекоммуникационный рынок подлежит государственному и международному регулированию.
Несколько лет назад проблема необоснованно высоких цен международных звонков и роуминга касалась и стран ЕС, на что обратили внимание Европарламент и Еврокомиссия. Как следствие, Европейская комиссия административным способом установила максимально допустимые цены звонков в пределах ЕС, что привело к значительному (в несколько раз) их снижению. Операторы тогда называли это антирыночным вмешательством, но в ответ услышали аргументы, что в сфере мобильной связи отсутствуют свободный рынок и конкуренция, вместе с тем существуют олигополия и недопустимые картельные договоренности. Следовательно, если не нравится, антимонопольные комитеты и комиссар по вопросам конкуренции могут разобраться. Операция оказалась успешной, операторы не обанкротились, наоборот, люди начали больше звонить по телефону и перестали бояться роуминга: находясь за границей, европейцы уже не бегут к киоску покупать местную сим-карту, как раньше.
Почему тогда операторы сами не снизили цены, если на этом же и выиграли? Причина - сложная система взаиморасчетов за международные звонки и роуминг, упомянутая уже олигопольная структура рынка и банальная уверенность менеджеров, что рынком международных звонков не следует усложнять себе жизнь. Ведь существует столько более важных услуг, на которых можно заработать. Например, Интернет, продажа смартфонов, платежи с помощью мобильного телефона, телемедицина, современные системы для логистики и транспорта, корпоративные клиенты, телерозыгрыши, интегрирование мобильной связи с телевидением… Именно эти направления считаются теперь модными и перспективными. А специалисты констатируют, что от успеха в сфере предоставления этих услуг зависит будущее телекоммуникационных операторов и их рыночная позиция. Поэтому все усилия менеджеров сосредоточены сегодня на Интернете и современных технологиях. Международные звонки, роуминг - в масштабах крупной корпорации настолько несущественный сектор рынка, что можно вообще на него не обращать внимания. Потому что, хотя в абсолютных числах это и крупные деньги, в итоговом балансе они ничего не меняют. Старайся не старайся, тебя как менеджера или маркетолога будут оценивать по интернет-технологиям или другим "модным" темам, так зачем думать о каких-то звонках в Украину или, тем более, в лукашенковскую Беларусь.
Именно поэтому потребовалось административное вмешательство Еврокомиссии. Кстати, это решение существенно улучшило имидж европейских институтов, критикуемых за бюрократизм и оторванность от потребностей обычных людей. Снижение цен на телефонные звонки теперь сравнивают с отменой границ в рамках Шенгена и облегчением для пассажиров в пользовании авиатранспортом. Это и конкретная польза от работы брюссельских чиновников, ради которой европейцам еще хочется верить в евроинтеграцию.
Но при чем здесь Украина, если она не является и еще долго не будет членом ЕС? Это так, но не следует забывать и о процессе евроинтеграции. Государства, которые намерены в будущем вступить в ЕС, могут (а иногда даже должны) еще до обретения членства принимать отдельные европейские правовые акты и присоединяться к соглашениям, действующим в формате "ЕС плюс". Примеров такого формата сотрудничества, в котором уже сегодня принимает участие Украина, достаточно. В частности, в Болонском процессе, в Европейском энергетическом сообществе или в системе трансъевропейских транспортных коридоров (сеть TEN-T). Наконец, уже несколько лет действует Восточное партнерство, которое, впрочем, до сих пор не проявилось чем-либо конкретным.
Возможно, именно приобщение Украины к европейским регулятивным механизмам в сфере телекоммуникаций станет одним из шагов к выходу из евроинтеграционного тупика, в котором сегодня оказался Киев? В ситуации, когда подписание Соглашения об ассоциации откладывается, а в феврале все же должен состояться саммит Украина-ЕС, двум сторонам следовало бы достичь хоть какого-то успеха на ниве евроинтеграции. Найти решение, благодаря которому телефонные звонки между Украиной и ЕС стали бы более дешевыми, - на сегодняшний день это замечательная возможность продемонстрировать, что, несмотря на все проблемы, диалог Киева с Брюсселем дает конкретные положительные результаты.
Кстати, с польской стороны этим вопросом активно занимается депутат Европарламента Павел Коваль. "Я обратился в Еврокомиссию с приоритетным депутатским запросом по поводу правовых возможностей приобщения Украины к европейским правилам о ценах международной связи и роуминга. Мы также будем изучать, как на практике это должно было бы выглядеть", - сказал Коваль в разговоре с ZN.UA. Депутатский запрос к министру администрации и оцифровывания Польши по этому поводу подал также депутат польского Сейма от оппозиционного Руха Паликота Марек Познанский. В ответ министерство заявило, что переговоры об административном снижении цен на роуминг сейчас ведутся с Россией, но такой же диалог Польша может провести с Киевом и Минском. "Дело будет развиваться, мы этим займемся", - прокомментировал ZN.UA М.Познанский.
А каково положение дел с другой стороны, что можно сказать о звонках из Украины в Польшу? Как известно, цены здесь тоже не низкие. Но в Украине ситуация немного лучше. Украинские операторы по крайней мере указывают стоимость международных звонков в своих прейскурантах, до чего их польские коллеги не дошли. Информацию о цене связи с Украиной или Беларусью на сайте польского оператора просто так не найдешь, хотя там достаточно различных данных. Цена международного звонка написана маленьким шрифтом где-то на одиннадцатой странице общих правил пользования, там, где клиент точно не догадался бы ее искать. У украинских операторов такая информация, по крайней мере, более доступна, кроме того, иногда операторы предлагают более низкие тарифы для лиц, часто звонящих "в Европу", что в Польше касается только "молодежной" сети Heyah.
Но в целом в Украине цены также космические. И тут самое важное: украинские менеджеры объясняют это тем, что именно польские партнеры не хотят их снизить (цена международного звонка включает в себя ставку интерконнекта, т.е. стоимость доступа к сети зарубежного конечного оператора и транзитных операторов). Как можно догадаться, аналогичное объяснение и у польских операторов: дескать, мы бы хотели снизить цены, но эти украинцы такие плохие, никак с ними не договориться... Ничего, клиент наш пан, если его заставить, заплатит любую цену.