На минувших выборах украинцы, видимо, сами того не подозревая, проголосовали в целом в русле доминирующих в Европе политических тенденций.
В результате европейского экономического кризиса для выборов в большинстве стран Еврозоны - от Венгрии до Франции и от Греции до Скандинавии стал характерен рост популярности партий, стоящих на правых, национал-патриотических позициях, или популистов и евроскептиков. То есть сил, наиболее непримиримо настроеных к партиям, находящимся у власти. Рост подобных настроений в европейских странах объясняют по-разному. Действительно, причин много, и они неодинаковы в разных государствах. Но общим для Европы можно считать то, что победа этих сил - первая реакция на промахи и ошибки тех, кто стоит у руля власти в борьбе с кризисом и его последствиями. Это также способ избирателя выразить свой протест против политики доминирующей партии или сил, которые путем договоренностей сохраняют в стране существующее положение вещей, не удовлетворяющее определенную часть избирателей. Эти граждане хотели бы ощутить в политике властей новизну и перемены, а не быть свидетелями перехода властных функций и должностей от одних политиков к другим. Власти в полной мере должны осознать и оценить эти сигналы.
Стоит заметить, что в Европе в ходе последних выборов (за небольшим исключением) такие «некомфортные» партии набирают около 10%. При том, что это значительно выше показателей прошлых лет, такая поддержка избирателей редко дает радикально настроенным политикам возможность серьезно повлиять на существующие политические расклады. Но порой при правильном построении поствыборной стратегии им удается стать держателями «золотой акции», за обладание которой будет бороться как власть, так и оппозиция. Тем более, если и у доминирующих на политической арене сил возникнут неожиданные сложности в ходе переговоров о формировании новой правящей коалиции.
В прошедшие выходные все эти тенденции подтвердили парламентские выборы в Литве, а также муниципальные выборы в Финляндии.
Литва: сообразим на троих?
В минувший понедельник в Вильнюсе оппозиция праздновала победу по итогам выборов в сейм, состоявшихся в два тура - 14 и 28 октября. В Литве действует смешанная система - 71 депутат избирается в одномандатных округах, 70 - по партийным спискам. Уже 29 октября лидер социал-демократов Альгирдас Буткявичюс (его партия победила, и получит 38 мест) сделал предложение Партии труда русскоязычного олигарха Виктора Успасских, занявшей третье место (29 мандатов), и правой партии «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса (11 мандатов) сформировать коалицию. Цель - свалить консервативное правительство Андрюса Кубилюса. «Союз Отечества» - Христианские демократы Литвы, поддерживающие премьера, вышли по итогам голосования на второе место и получили 33 депутатских голоса. В парламенте также представлен «Саюдис либералов» (10 мест). Существенно улучшили свое представительство и поляки Литвы (8 мест), и теперь впервые создадут в литовском сейме свою фракцию.
При единении левых с правыми тройственная коалиция могла бы рассчитывать на 78 голосов в литовском парламенте. О варианте такой коалиции разговоры шли еще до подведения итогов голосования, участникам оставалось только поделить портфели. Буткявичюс претендует на пост премьера, а вот Успасских заявил в понедельник вечером, что видит себя на посту спикера, хотя чуть раньше говорил, что предпочитает работу в правительстве.
Но неожиданно в дело вмешалась президент страны Далия Грибаускайте. Она заявила, что не может смириться с участием в коалиционном правительстве Буткявичюса трудовиков, поскольку в ходе выборов двух кандидатов от этой партии обвинили в подкупе избирателей. Из-за этого в Зарасайско-Висагинском избирательном округе результаты голосования были аннулированы. Кроме того, против самого председателя Партии труда Виктора Успасских накануне выборов, было выдвинуто обвинение в соответствии с ч. 2ст. 182 статьи Уголовного кодекса Литвы - мошенничество. Генеральная прокуратура 26 октября переквалифицировала старое дело 2006 года, в ходе котрого Успасских и еще трем его соратникам предъявлено обвинение в предоставлении неверных данных о доходах, прибыли и имуществе, о деятельности юридического лица с целью уклонения от налогов.
Дело о «черной кассе» ПТ и ультиматум со стороны главы государства трудовики назвали политическим заказом, спланированной акцией, нацеленной на разрушение наметившейся коалиции. На такую мысль наводит и то, что сразу после решительного заявления президента премьер Кубилюс и ряд функционеров от консервативной партии выразили готовность рассмотреть вариант коалиции с социал-демократами. Последние, к немалому удивлению наблюдателей, тоже продолжают гнуть свою линию. Буткявичюс считает, что в коалицию можно пригласить еще восемь членов Избирательной акции поляков Литвы (ИАПЛ), и таким образом заручиться для нового правительства поддержкой более 3/5 законодателей, то есть иметь конституционное большинство в 86 голосов. Однако такой шаг означал бы высокую вероятность противостояния парламента и президента.
Консерваторы, в свою очередь, выражают недоумение: почему эсдеки полагают, что ценности, на которых делает акцент президент, неважны? По разъяснению конституционного суда Литвы, хотя президент и не имеет права вмешиваться в избрание премьера или министров, но «обладает определенными возможностями политического воздействия на формирование персонального состава правительства». О том, что спикером или членом правительства может стать человек, находящийся под следствием, не может быть и речи.
Однако переговоры с участием социал-демократов, трудовиков и «Порядка и справедливости» продолжались всю минувшую неделю. В результате в лагере социал-демократов родился компромиссный вариант, при котором Партия труда все-таки вошла бы в коалицию, но ее члены, обвиненные в злоупотреблениях, не получили бы в будущем правительстве и руководстве сейма никаких должностей.
В одном случае, говорят литовские эксперты, социал-демократам достанутся семь-восемь портфелей в правительстве, Партии труда - пять-шесть, «Порядку и справедливости» - два. При участии в коалиции польских депутатов как минимум один портфель, видимо министра культуры, получит их представитель за счет «квоты» социал-демократов. Впрочем, поляки уже сообщили, что хотят большего - два-три места, но и без коалиции поддержат «русскую партию» в вопросах о языковых правах нацменьшинств.
Важнейшим вопросом для нового кабинета станет бюджет страны на 2013 год. Литва, возможно, не будет в силах обуздать инфляцию и соответствовать Маастрихскому критерию роста цен. Одновременно правительство станет стремиться к тому, чтобы дефицит в следующем году не превышал 2,5% ВВП. Все это говорит о том, что к введению евро страна будет готова не ранее 2015 года, то есть с задержкой на год от первоначальных планов.
Несмотря на бурную внутреннюю жизнь, в Вильнюсе активно следят и за происходящим в Украине. С большой долей уверенности можно сказать, что каким бы ни было новое литовское правительство, оно станет поддерживать евроинтеграционный курс Киева. «Мы надеемся, что дальнейшие шаги правительства Украины в этом направлении сделают возможным новый этап партнерства Украина - Евросоюз», - отмечает литовский МИД в своем заявлении от 30 ноября. Напомним, что во второй половине 2013 года, когда Литва будет председательствовать в ЕС, в Вильнюсе должен пройти саммит Восточного партнерства.
Настоящие финские парни
В находящейся далее на север Финляндии накал страстей чуть ниже, чем в Литве, что можно объяснить не только нордическим характером обитателей страны Суоми, но также тем, что 28 октября там прошли муниципальные, а не всеобщие выборы. Однако и здесь наибольшее внимание привлекла националистическая партия «Настоящие финны» (Perussuomalaiset), которая еще весной прошлого года наделала много шума, получив 19% на парламентских выборах. («Настоящие финны переписали избирательную книгу истории», ZN.UA №15 от 22 апреля 2011.)
На этот раз на местных выборах сторонники Тимо Сойне заявили о намерении взять до 15% голосов. А сам эксцентричный лидер давал понять, что расценивает голосование еще и как референдум по вопросу о том, стоит ли более благополучной в экономическом плане Финляндии помогать южным странам Евросоюза. «В Европе ситуация идет от плохого к худшему, - говорил он в сентябре, если Испания попросит о финансовой помощи еще до наших выборов, нам это будет только на руку».
Однако Испания о помощи пока так и не попросила, и результаты воскресных выборов оказались для националистов ниже ожидаемых - всего 12,3%. При этом несколько кандидатов партии не дошли до финиша и были вынуждены отказаться от участия в гонке после того как оказались в центре скандалов, связанных с их расистскими и антиэмигрантскими заявлениями и выходками. Тем не менее партия «Настоящие финны» на состоявшихся выборах стала единственной политсилой страны, которая по сравнению с муниципальными выборами 2008 года (тогда у них было лишь 5,6%), смогла существенно улучшить свои результаты. Тимо Сойне таким образом заявил о победе, сказав, что партия получила 1200 депутатских мест по всей стране, и рост поддержки ее кандидатов отмечен во всех округах, но особенно на востоке и севере страны. В частности, в муниципальных советах Кихниё и Уурайнен «Настоящие финны» будут крупнейшей фракцией, а в Вантаа, Хямеенлинна, Коувола, Лахти, Пори и Рованиеми националисты уступили лишь двум крупнейшим политсилам страны - правящей Кокоомус (на муниципальных выборах получила 21%) и социал-демократам (19,6%), существенно потеснив партию «Центр» (18,7%).
Таким образом, влияние националистических сил станет существенным фактором в региональной политике Финляндии. Но до всеобщих выборов 2015 года еще достаточно далеко, чтобы говорить о том, что результаты воскресного голосования как-то на них повлияют. Тем не менее победа финских националистов, прежде всего для властей страны, тревожный звонок и повод за оставшиеся три года несколько пересмотреть свои нынешние подходы.
Так, финский премьер Юрки Катайнен даже был вынужден обратить внимание некоторых членов своего кабинета - партнеров по коалиции, что они откровенно «дрейфуют» в сторону позиций финских националистов. В частности, это проявляется в том, как жестко ряд министров ведут переговоры с партнерами по еврозоне об оказании помощи Греции и Испании. В стане финских социал-демократов, однако, не считают этот уклон совсем уж неправильным. «Я не могу сказать, что мы рядимся в одежды националистов, но мы действительно немного сместились в строну их позиций, потому, я думаю, что это соответствует настроениям граждан Финляндии», - признался один из функционеров этой партии.
За пределами Скандинавии идеи Тимо Сойне подлили масла в жаркие споры о расколе Европы на «Север и Юг», о том, что националисты и дальше будут усиливать свое влияние на субконтиненте, если европейские политики не найдут действенных механизмов противостояния кризису. Возможно, кто-то думает, что на локальных выборах решаются лишь вопросы пенсий, образования и медобслуживания. В данном случае решается и будущее Европы.