UA / RU
Поддержать ZN.ua

На пороге «открытого неба» между Украиной и ЕС

Киев и Брюссель готовы подписать Соглашение об Общем авиационном пространстве после 15 лет переговоров

Автор: Павел Кравчук

28 июня Совет профильных министров ЕС согласовал подписание четырех авиационных соглашений с соседями. Среди них — многострадальное Соглашение об Общем авиационном пространстве (ОАП, «открытое небо») с Украиной. В соответствии с релизом на сайте Совета ЕС, подписание должно состояться осенью. В профильных медиа допускают, что это произойдет 12 октября, во время саммита Украина—ЕС.

Если в последнюю минуту ничто не помешает подписанию, оно завершит целый исторический этап украинской евроинтеграции, ведь решение о начале переговоров с Украиной по Соглашению об ОАП ЕС принял еще в конце 2006 года. Украина оказалась сложным случаем, поскольку у нее собственная развитая авиационная отрасль со многими аэропортами, авиакомпаниями, полным циклом авиационной промышленности и пакетом национальных авиационных стандартов. То есть это — комплексное Соглашение с техническими, юридическими и экономическими составляющими. Поэтому разработка стратегии его реализации предусматривала и гармонизацию норм отечественного авиационного права с европейским законодательством, и координированное встречное открытие рынков авиаперевозок, а это требовало особенно много времени и совместных усилий. Наконец, после семи лет согласований и переговоров на печальноизвестном Вильнюсском саммите Украина—ЕС в 2013 году Соглашение об ОАП парафировали (то есть все участники договорились, какой именно текст должен быть подписан).

Но потом ЕС застрял в тупике территориальных претензий между двумя его членами, — аэропорт британского Гибралтара размещался на территории, которую Испания считает своей. Испано-британский спор заблокировал не только украинское, но и другие похожие Соглашения, а в 2016 году, когда началась эпопея Брекзита, этот спор вообще отложили до выхода Британии из ЕС.

Далее были годы десятков бесплодных обещаний, дипломатической борьбы и отчаянных попыток маневрировать. Например, в 2016–2017 годах Министерство инфраструктуры попыталось начать внедрять нормы Соглашения еще до его подписания, — соответствующую концепцию сформулировал аналитический центр «Европа без барьеров» после опроса участников отрасли. Кроме того, украинский МИД регулярно бомбардировал Брюссель предложениями изменений в текст Соглашения, но все напрасно. Так прошло почти восемь лет.

Вопрос, был ли Гибралтар единственной причиной задержки или формальным поводом, которым воспользовались незаинтересованные в Соглашении стороны, остается открытым.

Новый этап

Так или иначе, Гибралтар теперь позади, а впереди — новые правила игры. Что будет означать для Украины и всех нас подписание Соглашения, и какие выгоды, или вдруг неудобства, оно может принести?

Общая интенция Соглашения — гармонизировать нормы, действующие в Украине, с теми, которые действуют в ЕС. Надо понимать, что это чрезвычайно сложная задача, ведь даже просто перевести с английского регламент в сфере гражданской авиации, который содержит сложную специализированную лексику, и ввести ее в рамках сложных отечественных практик нормотворчества — это уже очень сложно, трудо- и времяемко, и дорого. Украина же должна принять или адаптировать десятки, а фактически — сотни документов ЕС.

unsplash/cleipelt

Дополнительно ситуацию усложняет то, что как текст восьмилетней давности, так и ряд нормативных актов, на которые он ссылается в приложениях, уже требуют актуализации. Этим будет заниматься специальный Общий комитет после подписания Соглашения. Поэтому можно уверенно сказать, что полное внедрение Соглашения об ОАП вполне может длиться еще 10–15 лет.

Но некоторые изменения заработают и будут ощутимы как для отрасли, так и для обычных путешественников почти сразу же после подписания.

Небесная децентрализация

Одно из первых и главных изменений — Соглашение уже на первом этапе предусматривает предоставление европейским и украинским перевозчикам неограниченных прав на полеты между странами ЕС и Украиной. Это означает, что об открытии новых рейсов смогут договариваться между собой аэропорты и перевозчики с минимальным вмешательством центральной власти.

С некоторыми странами ЕС этот принцип уже действует на двухстороннем уровне, например с Польшей, Румынией, Испанией, Литвой.

Сообщение с другими странами — а именно с Францией, Чехией или Швецией, до сих пор регулируется иначе — типовыми двусторонними соглашениями с определенными ограничениями: по перечню маршрутов или городов, по количеству рейсов, количеству перевозчиков и т.п. Регуляторы обеих сторон долго и сложно договариваются буквально о каждом дополнительном рейсе в неделю, дополнительном перевозчике или еще одном аэропорте для двустороннего сообщения.

Выигрывают от этого те авиакомпании, которым удалось пробиться в такое закрытое авиапространство и там оградиться ограничениями от какой-либо конкуренции. А платят за эту «зону комфорта» для большого бизнеса пассажиры.

Снятие ограничений должно начать действовать почти сразу после подписания Соглашения. Таким образом, можно надеяться, что уже летом 2022 года благодаря «открытому небу» будет больше направлений и полетов из Украины и снизятся цены.

По мнению украинского авиационного эксперта Евгения Трескунова, Украина вполне может повторить опыт Польши — там после «открытия неба» в 2004 году только за 15 лет годовой пассажиропоток всех польских аэропортов вырос в шесть раз. Предпосылками такого успеха, как считает эксперт, кроме собственно вступления в силу Соглашения об ОАП, будут: готовность инфраструктуры региональных аэропортов, профессиональный маркетинг отечественных дестинаций местными и центральной властью, авиационный международный маркетинг самого аэропорта, а также наличие единой команды единомышленников по развитию аэропорта и авиасообщений по крайней мере на региональном уровне.

Кроме этого, Соглашение будет означать многие изменения для всей отрасли, не настолько очевидные для обычного путешественника. Например, украинские компании получат возможность обращаться на равных правах относительно европейских перевозчиков к регуляторам ЕС в случае нарушений условий Соглашения об ОАП со стороны каких-либо компаний или правительственных структур в самом Европейском Союзе.

unsplash/odiin

Также Соглашение предусматривает изменения в украинском законодательстве о доступе к рынку услуг. В частности, относительно дерегуляции аэропортовых сборов для небольших аэропортов, предсказуемости и прогнозируемости доступа к рынку наземного обслуживания в конкретных аэропортах, четких правил регулирования и контроля государственной помощи аэропортам и авиакомпаниям.

Следовательно, подписание Соглашения осенью 2021 года будет означать рост конкуренции, снижение цен, увеличение доступности авиатранспорта и дополнительные возможности для украинских компаний и путешественников уже в 2022 году. Прямые воздушные сообщения с Европой в целом станут доступнее для многих регионов Украины.

По крайней мере частично изменится структура авиационных и межчеловеческих связей между Украиной и ЕС — ведь резко вырастет доступность ранее ограниченных направлений, таких как Франция. Дополнительный толчок для развития получат небольшие региональные аэропорты Украины, а это будет содействовать повышению инвестиционной и туристической привлекательности этих регионов.

Главное — чтобы в ближайшие три месяцы не появился какой-нибудь «новый Гибралтар».

Больше статей Павла Кравчука читайте по ссылке.