UA / RU
Поддержать ZN.ua

МВФ теряет голову

Глава Международного валютного фонда 62-летний Доминик Стросс-Кан заявил о своей отставке и предстал в Нью-Йорке перед судом по обвинению в сексуальных домогательствах, а также по ряду других обвинений.

Автор: Алексей Коваль

Глава Международного валютного фонда 62-летний Доминик Стросс-Кан заявил о своей отставке и предстал в Нью-Йорке перед судом по обвинению в сексуальных домогательствах, а также по ряду других обвинений, по которым в совокупности американские законы предусматривают для него 74 года и три месяца тюрьмы. Адвокатам, судя по всему, предстоит доказать, что плотское общение их подзащитного с 32-летней горничной отеля Sofitel 14 мая если и имело место, то происходило по обоюдному согласию, либо является хорошо спланированной провокацией с целью дискредитации известного политика, в которой девушка оказалась лишь орудием. А может, и сама пыталась поправить свое материальное положение, хотя и не представляла, против кого, собственно, выдвигает обвинения. Для Доминика Стросс-Кана, уже не раз замеченного в слабости к женскому полу, вероятно, это означает конец его публичной карьеры. Что бы ни установил в итоге суд, происшествие в гостиничном номере на Манхеттене уже привело к масштабным последствиям не только для его фигурантов, но и для ряда стран, МВФ и, возможно, мировой экономики в целом.

Французский кандидат

Следствию еще предстоит выяснить все перипетии того дня, однако много фактов уже указывают на то, что в момент, когда Стросс-Кана задерживали в бизнес-классе рейса Air France в нью-йоркском аэропорту, он не походил на беглеца с места преступления: по крайней мере, он сам сообщил сыщикам о месте своего нахождения. Тем не менее факты, изложенные против него, стали достаточным основанием для ареста и отказа отпустить Стросс-Кана под залог в один млн. долларов.

Его задержание американские власти объяснили тем, что Франция не выдает своих граждан другим странам, и если бы Стросс-Кану позволили улететь в Париж, привлечь его к ответственности было бы весьма сложно. В то же время в Соединенных Штатах, где находится штаб-квартира МВФ, его глава не имеет дипломатического иммунитета. Во всяком случае, иммунитет не распространяется на преступления, в которых его подозревают. Таким образом, американская Фемида и, в частности, оперативные действия сотрудников полиции Нью-Йорка заслуживают всяческой похвалы, если, конечно, будет доказано, что все то, в чем обвиняют Стросс-Кана, действительно имело место. Девушка, ставшая жертвой насилия, безусловно, может рассчитывать, что к преступнику не будет снисхождения. В то же время в Америке с главой МВФ повели себя так, как будто в отношении него не действует принцип презумпции невиновности, и процесс обставлен таким образом, чтобы как можно сильнее унизить его. В США это позволяют себе достаточно редко.

Первый удар от скандала приняла на себя Франция - не только потому, что Доминик Стросс-Кан гражданин этой страны. Во Франции любовными похождениями политиков мало кого удивишь. Да и сам Стросс-Кан особо не скрывал свои слабости. Обедая 28 апреля с руководителями левой газеты «Либерасьон», он в свободной обстановке сам поведал, за что его можно упрекнуть: «За деньги, за любовь к женщинам и за то, что я еврей». Во Франции он был еще и потенциальным кандидатом от оппозиционной Социалистической парии на пост президента страны на выборах будущего года. Хотя Стросс-Кан официально не заявлял о намерении баллотироваться, но полагают, что он собирался это сделать в ближайшие месяцы. Один из журналистов «Либерасьон» утверждает, что тогда же Стросс-Кан говорил, что против него уже готовятся провокации, и сообщил, что опасается слежки и «дурных намерений» со стороны главы МВД Франции Клода Геана.

Скандал в США выгоден нынешнему президенту Французской республики Николя Саркози, который также намерен побороться за переизбрание на второй срок. Впрочем, доказать, что это французские власти провели столь хитроумную операцию против оппозиционера, пожалуй, нереально. Однако эта версия весьма популярна во французских СМИ, которые также не исключают версию «заговора» со стороны правых или даже считают случившееся кознями недоброжелателей Стросс-Кана среди социалистов. Правда, теперь последним придется выставить кандидатами в президентской гонке менее значимых политиков, чем бывший глава МВФ, хотя пока на рейтинг партии в целом разразившийся скандал не повлиял.

Европа вступает в битву за МВФ

В Европе мнения политиков по поводу инцидента со Стросс-Каном разделились. Одни требуют его осуждения, другие встали на его защиту. Тем не менее и те, и другие настаивают на том, что МВФ должен безотлагательно избрать нового главу. Канцлер Германии Ангела Меркель была первой из руководителей мирового уровня, которая заявила об этом, особо подчеркнув, что новый руководитель должен представлять Европу, так как именно страны ЕС являются основными «донорами» Международного валютного фонда, и такая практика назначения в эту структуру оставалась неизменной последние 65 лет (в то же время представитель США всегда избирался главой Всемирного банка). В МВФ уже идут консультации по данному вопросу. Кандидатов должен отбирать международный комитет, который представит на рассмотрение Совета директоров двух-трех финалистов. Формально на пост может претендовать представитель любой страны, главное - хорошая профессиональная квалификация. Но времени для определения достойного кандидата было очень мало, и Европа пока не имеет консенсуса ни по одному из них. Скандал с Домиником Стросс-Каном позволил и развивающимся странам заявить о том, что они были бы не прочь поучаствовать в «честных и прозрачных» выборах нового главы МВФ. Ряд лидеров развивающихся стран, в частности, Азиатского региона, уверены, что после отставки Стросс-Кана в работу фонда стоит внести изменения, которые бы позволили организации двигаться вперед. В Азии есть, по крайней мере, несколько кандидатов, которые на основном посту в МВФ избрали бы иную стратегию работы и уделяли бы больше внимания развитию мировой экономики на перспективу, а не текущим мероприятиям по спасению отдельных стран.

В Европе же опасаются такого сценария, и полагают, что переход руководящей должности в МВФ к представителю азиатской страны уменьшит степень вовлеченности фонда в неотложные программы помощи европейским экономикам. Кроме того, европейцы вполне резонно задают вопросы, почему США не желают идти на уступки развивающимся странам, и поддержит ли теперь Вашингтон кандидатуру европейца на должность главы МВФ.

В фонде 16,8% голосов принадлежат США, и в позиции Вашингтона не видно ясности, тем более что на данный момент полномочия руководителя фонда перешли к американцу Джону Липски - заместителю Стросс-Кана. В ряде СМИ уже прозвучала версия о том, что сами Соединенные Штаты были более других заинтересованы «убрать» Стросс-Кана, которому не простили февральское заявление о том, что нужно постепенно отказываться от доллара США как резервной валюты для того, чтобы исправить дисбалансы развития мировой экономики. Глава фонда предлагал проводить оценку стоимости нефти и золота в «специальных правах заимствования» (SDR) - условной международной резервно-расчетной единице, которую эмитирует МВФ, и выпустить номинированные в SDR облигации. Последние стали бы для крупных инвесторов и центробанков разных стран куда более привлекательными инструментами, чем обязательства американского правительства. Любая из данных идей, будь она реализована руководством фонда, привела бы к существенному сужению роли США в мировой экономике и дополнительным трудностям для Вашингтона, который уже погряз в долгах.

Кроме того, МВФ в последние кризисные годы проводил отчетливо «проевропейскую» политику кредитования, подставив плечо Евросоюзу в борьбе с долговыми проблемами ряда стран зоны евро - Греции, Португалии и Ирландии. Уже в начале этой недели отсутствие Стросс-Кана на встрече министров финансов ЕС в Брюсселе существенно ослабило позиции сторонников дальнейшего кредитования Афин, и это в момент, когда греческие власти попросили еще 110 млрд. евро для поддержки своей финансовой системы. Сегодня позиция фонда стала жестче, от Греции в обмен на кредиты требуют непопулярных реформ и предсказывают или реструктуризацию долга, либо дефолт, если Афины не справятся. Оба варианта, которых в ЕС хотели бы избежать, могут стать ударом для европейских финансов, затронуть экономики стран, сопредельных с зоной обращения евро.

Безусловно, мир будет наблюдать за перипетиями судебного процесса над потерявшим от страсти голову бывшим главой МВФ. Однако не менее значительными и важными окажутся глобальные изменения, которые могут произойти в результате смены руководства МВФ. И тогда уже не важно, была ли причина всего происходящего зловещим заговором, нелепой случайностью или простой человеческой глупостью.