UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мертвый сезон: что Зеленский привезет от Байдена из Вашингтона

Чего ждать, а чего не стоит от визита президента Украины в США.

Автор: Татьяна Силина

Завышенные ожидания, как правило, приводят к разочарованию. И хотя в последнее время на Банковой и Михайловской объявили «режим тишины» по поводу предстоящего визита Владимира Зеленского в США и пытаются держать все его подробности в строжайшем секрете, в предшествующие месяцы Зе!команда сделала немало, чтобы в преддверии 30-летия Независимости страны повысить в обществе ожидания внешнеполитических успехов, в том числе и прежде всего на американском направлении. И пока Зе!команда готовит по случаю визита бравурные фанфары, а некоторые коллеги — даже целые телемарафоны, попытаемся трезво оценить возможные результаты поездки президента в Соединенные Штаты.

Как прогнозируют многие наши искушенные в американской тематике собеседники, этот визит не станет прорывом в украино-американских отношениях, как бы Банковая ни пыталась убедить всех в обратном. И хотя он, конечно, важен для Украины уже сам по себе как факт, однако, к сожалению, он окажется скорее протокольно-ритуальным, нежели субстантивным.

Уже сегодня очевидно, что многое пошло не так, как хотелось бы Банковой. Начиная с даты визита, видевшейся в ОПУ в июле, и ее сдвига на 30 августа (если не на еще более поздний срок в связи с афганскими событиями), то есть на мертвый политический сезон в Штатах.

Когда в ОПУ еще только стали задумываться о будущей поездке Зе!президента в США, там, как свидетельствуют источники, было планов громадье, турне виделось не только громким, но и обширным: небольшими группами члены Зе!команды должны были посетить несколько штатов и городов (Луизиану и Техас, Калифорнию и Флориду, Бостон и Лас-Вегас и что-то там еще), а потом торжественно съехаться в Вашингтон перед встречей лидеров Украины и США. Приятным (но не афишируемым) завершением турне должен был стать отдых на частной яхте во Флориде по приглашению некоего американского бизнесмена «советского разлива». Но в дальнейшем планы становились все скромнее, президент публично сообщил, что его визит в США «это не туризм», и количество штатов для посещения значительно урезали (правда, по свидетельству источников, плавание на яхте в планах осталось, что, в случае их реализации, несомненно, заинтересует журналистов-расследователей: с кем и, главное, за чей счет президент Украины шикарно проводит время в океане). Что касается официальной программы, то, по информации наших источников в Вашингтоне, встречи в госдепе и Пентагоне у Владимира Зеленского все же состоятся. Но зато уже отпало посещение Чикаго, где украинский президент планировал встретиться с диаспорой и американским бизнесом — в период отпусков найти собеседников оказалось большой проблемой. В настоящее время, как узнало ZN.UA, организаторы американского Зе!визита мечутся между Тимом Куком и Илоном Маском и носятся с лекцией Зеленского о Бабьем Яре между Стэнфордом и Вашингтоном, где тоже не так просто собрать достаточное количество слушателей.

Но самое неприятное для Зеленского в «мертвом сезоне» — это каникулы Конгресса и отсутствие в Вашингтоне большинства сенаторов и конгрессменов. Вероятно, какие-то отдельные встречи организованы все же будут, но это несравнимо с официальным посещением Капитолийского холма, не говоря уже о выступлении в какой-то из палат законодательного органа или хотя бы встрече с каким-то важным для интересов нашей страны комитетом. Как уже писало ZN.UA, Белый дом отнюдь не жаждет общения украинского президента с американскими законодателями из-за опасений раздувания болезненной для Джо Байдена темы «Северного потока-2» (СП-2), ведь его соответствующие договоренности с Меркель жестко критикуют не только республиканцы, даже заблокировавшие в знак протеста необходимые новой администрации назначения в госдеп, но и часть демократов. И, кстати, предложенной украинскому президенту датой визита в Вашингтон были недовольны не только республиканцы, но и симпатизирующие Украине демократы.

Однако байденовская администрация непреклонна: по информации наших источников, представителям украинской стороны на всех уровнях настойчиво рекомендуют не поднимать тему «Северного потока-2» во время визита Зеленского и «не влазить» во внутриамериканские разборки по этому поводу. Разумно ли в данной ситуации за две недели до встречи с Байденом в Белом доме принимать в Киеве на протяжении шести дней (с 11 по16 августа) трех республиканских конгрессменов весьма консервативных взглядов — вопрос риторический (правда, по нашей информации, неофициальную делегацию в составе Бэрри Мура из Алабамы и Тони Гонзалеса с Троем Нелсом из Техаса на Банковой все-таки не приняли).

Мы, разумеется, никоим образом не призываем замалчивать тему СП-2. Говорить о геополитическом оружии России, безусловно, стоит. Вопрос в том, как, когда, с кем и где это делать.

Вот, например, нынешняя американская администрация жестко требует от своего близкого многолетнего союзника Израиля прекратить критику через Конгресс американских действий в отношении Ирана (для Байдена один из ключевых внешнеполитических вопросов — возвращение к иранскому «ядерному досье»). Но Израиль давно известен своей решительностью в отстаивании собственных национальных интересов, поэтому, как обращают внимание эксперты-ближневосточники, в данной ситуации действует тоже очень четко: говорит «одним голосом», постоянно поддерживает у партнера ощущение существующей угрозы и мобилизует мощную еврейскую диаспору в США.

А что у нас? Из Киева раздаются то восхищения китайской компартией и угрозы «развернуться на Восток», то опровержения этих заявлений; то готовность разместить в Украине американскую ПВО, то, опять же, опровержения; то сочащиеся обидой на США интервью, то заявления об углублении стратегического партнерства. Тему работы с украинской диаспорой не хочется сейчас даже поднимать, достаточно лишь упомянуть, что эта работа возложена Банковой на внештатного советника президента Эндрю Мака, которого, по свидетельству наших источников, диаспора, мягко говоря, не воспринимает.

Но вернемся к «Северному потоку» и стратегическому партнерству, которое, напомним, было официально зафиксировано еще в 2008 году в соответствующей Хартии. Был создан и орган двустороннего сотрудничества — Комиссия стратегического партнерства (а до того, в конце 1990-х, еще существовала «комиссия Кучма—Гор»). Собиралась она эпизодически лишь несколько раз, последний — в 2018-м (с участием глав внешнеполитических ведомств Павла Климкина и Майка Помпео).

В подготовленной экс-послами в Соединенных Штатах Валерием Чалым и Олегом Шамшуром (при содействии МФ «Відродження») в преддверие визита президента Украины в США «Дорожной карте усиленного стратегического партнерства Украина—США» предлагается «для обеспечения регулярности функционирования его органов и механизмов» проводить заседания Комиссии стратегического партнерства под председательством министра иностранных дел Украины и госсекретаря США ежегодно.

Но после прихода к власти Зе!команда не сочла важным и нужным восстановление этого органа. А зря. Поскольку его регулярная работа не только придала бы необходимую системность сотрудничеству, избавила бы от необходимости выпрашивать/продавливать двусторонние встречи, но и позволила бы решать многие проблемные вопросы не ad-hoc «в пожарном режиме», а в рамках официального двустороннего механизма. Это касается и омрачающей наши сегодняшние отношения с Вашингтоном проблемы «Северного потока-2».

Если бы нынешняя команда обладала институциональной памятью, то вытащила бы на свет Божий Вашингтонское Совместное заявление двусторонней Комиссии от 16 ноября 2018 г., содержащее весьма важное для Украины положение. В нем «Соединенные Штаты и Украина подчеркнули важность продолжения координации усилий, направленных на прекращение реализации строительства российских трубопроводов, которые навредят экономической и стратегической стабильности Украины, таких как «Северный поток-2» и вторая линия «Турецкого потока».

Следующее заседание Комиссии стратегического партнерства, согласно договоренности Климкина и Помпео, должно было пройти в Киеве. Команда Зеленского этой договоренностью не воспользовалась. Хотя вместо того чтобы истерить и делать вид перед согражданами, что на Банковой-де не подозревали о готовящемся решении Вашингтона снять американскую удавку с СП-2 (ZN.UA неоднократно писало о том, что украинская сторона прекрасно осведомлена об отсутствии аппетита администрации Байдена к санкциям против СП-2), и грозить «разговором на повышенных» тонах, следовало настоять на проведении Комиссии в Киеве и тихо (за закрытыми дверями), но жестко указать американским партнерам на тот факт, что они нарушают документально зафиксированные двусторонние договоренности и заранее, до окончательного решения Вашингтона, а не постфактум добиваться от стратегического партнера соблюдения национальных интересов Украины.

Кстати, лишь немногие эксперты обратили внимание на тот факт, что слово «стратегическое» возле слова «партнерство» почему-то в Вашингтоне ни до, ни после недавней встречи министра Дмитрия Кулебы с госсекретарем Энтони Блинкеном не прозвучало. Кулеба говорил о «стратегическом партнерстве» по возвращении в Киев, однако перед встречей с коллегой в его ремарке для прессы речь шла лишь о результатах, которые «выведут наши отношения на новый уровень», и о желании «работать тесно с Соединенными Штатами». В коротком же сообщении госдепа по результатам встречи Блинкена с Кулебой и Ермаком говорится тоже отнюдь не о стратегических отношениях, а лишь о «возможностях для углубления сотрудничества между Украиной и США». Это тревожный нюанс, который может свидетельствовать о том, что в Вашингтоне не хотят больше вспоминать о «стратегических узах» с Украиной. Однако дождемся визита и текста совместного документа двух президентов.

Их встречу, считают многие эксперты, следует начать с вопросов безопасности. Если же Зеленский вместо этого начнет хвалиться достижениями на ниве реформ, желая впечатлить и расположить собеседника, то рискует тем, что на жизненно важную для Украины тему безопасности времени почти не останется. Ибо есть все основания полагать, что «реформаторские успехи» Зе!команды американская сторона оценивает куда более сдержанно, нежели Банковая. Из американских уст, причем совсем недавно, доводилось слышать о фрустрации американской стороны, уже уставшей «стимулировать» и «подталкивать» очередную украинскую властную команду к необходимым самой же Украине реформам и с нарастающим раздражением задающейся вопросом: «Когда же они там, наконец, начнут что-то реально делать?». Видимо, желая предвосхитить озвучивание этого вопроса «в лоб» на встрече в Белом доме, в Киеве, по информации ZN.UA, на заседании СНБОУ в эту пятницу планируют принять санкции против нескольких персон: вишенкой на этом тортике антикора и деолигархизации, с которым Зе!президента собираются отправлять в Вашингтон, как утверждают наши источники, должен стать Игорь Коломойский.

Обещаний предоставления Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) или статуса основного союзника вне НАТО (MNNA) из Штатов Зеленский не привезет, несмотря на все попытки Киева добиться хотя бы намека, хотя бы надежды получить хоть что-то, не говоря уж о полноценном соглашении по безопасности. Политического решения для заключения такого документа, как утверждают все наши информированные собеседники, у Вашингтона нет. И желание урегулировать свои отношения с Москвой для него не единственная тому причина. Некомпетентность украинской власти, постоянные утечки чувствительной информации и, как следствие, отсутствие доверия — вот, пожалуй, не менее весомые аргументы американских десижнмейкеров.

По поводу же ПДЧ некоторые представители американской стороны, усмехаясь, говорят, что это, скорее, «фишка» или «брэнд», и что, мол, годовые национальные программы под эгидой Комиссии Украина—НАТО на деле дают Украине гораздо больше, чем она получила бы в рамках ПДЧ. И еще кивают на союзников: мол, нет консенсуса в альянсе, ничего не можем поделать, сорри.

Когда на Банковой носились с идеей добиваться MNNA, в Вашингтоне, по нашей информации, еще несколько месяцев назад даже подумывали, а не удовлетворить ли это желание украинцев. (Кстати, достаточно давнее, ведь Киев ставил вопрос об этом статусе еще в 2014 году.) Разумеется, в своих раздумьях Вашингтон был далек от мысли предоставить Украине нечто подобное тому, что имеют сегодня, например, Израиль, Япония или Южная Корея. Речь могла идти лишь об «облегченном», точнее, выхолощенном варианте, но и от этой идеи отказались. Нужен ли такой выхолощенный MNNA Украине? Вряд ли. И дело не в опасении, что европейские союзники США ухватятся за слова «вне НАТО» и станут трактовать получение этого статуса как отказ Украины от ее амбиций вступить в альянс. Ведь, в конце концов, можно сделать приписку «до получения членства в НАТО». Просто нашей стране нужны реальные гарантии безопасности, а не звучные названия (пусть и милые уху Банковой).

У Афганистана, кстати, есть этот пресловутый статус основного союзника США вне НАТО. Однако ни MNNA, ни двадцатилетнее американское военное присутствие, ни триллионы вложенных американских долларов не спасли его от трагедии, за которой наблюдает в эти дни весь мир. Западная помощь, какой бы огромной она ни была, не может заменить устойчивые государственные институты, компетентное, патриотичное и некоррумпированное руководство страны, которому доверяет население, и высокомотивированные хорошо обученные собственные Вооруженные силы.

Афганский кризис, безусловно, еще больше снизит мировое внимание к проблемам Украины, Донбасса и Крыма, затмит саммит «Крымской платформы» и сделает визит украинского президента в США еще более формальным, поскольку Афганистан для американской администрации сейчас в топе не только внешне-, но и внутриполитической повестки дня и межпартийной борьбы. Но, с другой стороны, перед Украиной открывается возможность показать себя как реальный стратегический партнер Соединенных Штатов в непростой для них ситуации, когда часть мирового сообщества разочарована, а часть — возмущена их действиями в Афганистане. Например, Киев мог бы предложить свою помощь в эвакуации людей, желающих покинуть Афганистан, а также разместить у себя какую-то часть афганских беженцев (разумеется, предпринимая все необходимые меры для собственной безопасности), демонстрируя как гуманизм, так и готовность чем-то помочь стратегическому партнеру (а не только все время о чем-то его просить). Пусть это будет и небольшая помощь, но предложенная в трудную минуту, она будет оценена, и ее в Вашингтоне запомнят. Думается, в нынешней ситуации подобное предложение произведет на Белый дом большее впечатление, нежели «три суперские идеи» (в чем бы они ни заключались), о которых загадочно говорят на Банковой, и маниловские планы привлечь триллионы долларов в проекты в Украине.

Киев также надеется, что визит президента Зеленского позволит перейти на более высокий уровень сотрудничества двух стран в оборонной сфере. Известно о трех готовящихся к подписанию документах — о проектах в сфере исследований, сотрудничестве в космической отрасли и оборонном партнерстве. В принципе для заключения этих соглашений вовсе не требуется президентское присутствие, но у нас всегда любили готовить и подписывать что-то «под визит». Однако, к сожалению, наиболее важный для Киева документ — об оборонном партнерстве, по нашей информации, будет всего лишь рамочным соглашением и, как свидетельствуют наши источники, юридически не обязывающим. Так что прорыва в этой сфере тоже ожидать не стоит. Но если бы Зеленский смог привезти из Штатов хотя бы сигнал о готовности американцев перейти в поставках вооружений на качественно более высокий уровень, считают эксперты, вот тогда, конечно, это было бы реальным успехом. Согласие Вашингтона предоставить Украине системы Patriot стало бы для Зеленского куда более громкой имиджевой историей, нежели в свое время Javelin для Порошенко. Но до сих пор и Госдеп, и Пентагон были категорически против поставок этих систем Украине.

Гендиректор «Укроборонпрома» Юрий Гусев, вернувшись из США, говорил о предложениях украинской стороны по «привлечению инвестиций, трансферу технологий и о совместных предприятиях для укрепления украинской оборонки, а также об усилении совместных позиций на глобальном рынке вооружения». Хорошие предложения. Но интересно, как при этом, например, решается проблема давнего почти двухсотмиллионного украинского долга американскому «Боингу» со времен кончины совместного концерна Sea Launch? Как украинцы демонстрируют свою надежность как партнера? Россияне со своим долгом с американцами уже рассчитались запусками на МКС, украинская же сторона все думала, что пронесет, долг простят. Не простили. По нашей информации, «Боинг» предлагал закрыть этот долг покупкой военных вертолетов, тем более Украина в них нуждалась, но… тут появился Арсен Аваков со своими французскими контрактами, и теперь Украина покупает не только локомотивы, но и бэушные вертолеты у Франции. А в Штатах очень сильно недоумевают, почему львиную долю военной помощи Украине предоставляют они, а деньги Украина тратит во Франции… Так что, думается, ливень американских инвестиций на украинскую оборонку после вояжа Зеленского за океан вряд ли прольется.

Конечно, внешне визит, скорее всего, будет выглядеть вполне нормально, и если в Киеве в очередной раз не накосячат (как, например, с «Нафтогазом» перед самым приездом Блинкена), то Зе!президенту даже обеспечат козырную телекартинку с радостными улыбками и крепкими рукопожатиями в Овальном кабинете. Байдену, кстати, она тоже не помешает. Потому что для него визит Зеленского — это возможность продемонстрировать миру поддержку Украины на фоне брошенного Америкой Афганистана; осудить российскую агрессию против нашей страны на фоне смягчения отношения новой администрации к России, желания решать с Москвой все увеличивающийся «круг вопросов, представляющих взаимный интерес»; это попытка уравновесить свой deal с Меркель по СП-2 и уменьшить критику со стороны республиканцев. Не более. Как свидетельствуют наши источники, Байден все еще не забыл и не простил связанную с Украиной крайне болезненную для него историю с сыном Хантером. Поэтому и с учетом всех вышеперечисленных предпосылок самой главной задачей Зеленского в Вашингтоне на самом деле будет установление дружеских и доверительных личных отношений с лидером свободного мира. Если это получится, все остальные решать уже будет легче.