UA / RU
Поддержать ZN.ua

Меркель готова обойтись без Великобритании в ЕС

Разногласия между Британией и ЕС имеют длинную и разнообразную историю.

Автор: Юлия Загоруйко

Очередной спор между канцлером Германии Ангелой Меркель и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном случился на последнем октябрьском саммите ЕС. Британский премьер уже не впервые требовал пересмотра миграционных квот на рынке труда Евросоюза, иначе его страна на референдуме о своем членстве в ЕС может проголосовать за выход из его рядов. В ответ канцлер Германии без обиняков и экивоков в личной беседе с Кэмероном прямо заявила, что не будет препятствовать выходу Британии из ЕС, но на компромисс в вопросе свободного рынка рабочей силы внутри ЕС не пойдет. "Германия не будет ставить под сомнение фундаментальный принцип свободы передвижения в Евросоюзе", - заявила г-жа Меркель в интервью британскому еженедельнику Sunday Times 26 октября. Через неделю немецкий журнал Spiegel, собрав показания информированных источников в немецком правительстве, подтвердил, что канцлер впервые серьезно признала возможность британского выхода из ЕС.

В преддверии выборов

В мае 2015 г. Великобританию ожидают парламентские выборы. Соотечественникам Кэмерон пообещал не позднее конца 2017 г. референдум о выходе страны из ЕС, правда, лишь в том случае, если его партия победит на выборах 2015-го. Но уже сегодня премьер-министр рекомендует гражданам задуматься над вопросом о целесообразности дальнейшего пребывания в составе Евросоюза. С одной стороны, таким способом правящие консерваторы готовят почву для избирательной кампании, с другой - показывают характер Брюсселю, желая пересмотреть свои отношения с ним. При этом намекают, что не против и остаться в ЕС, но при условии его реформирования.

Кстати, по мнению премьера, даже если Британия покинет Евросоюз, ей удастся сохранить тесные отношения со странами Европы в сфере перемещения капитала, товаров и услуг, рабочей силы. "Я не стал бы поднимать тему отделения, если бы выход Великобритании из ЕС был не выгоден нам. Но я патриот, и все, что делаю, я делаю из любви к родине. Я хочу, чтобы наша нация была сильной, гордой и самоуправляемой", - пафосно заявляет Дэвид Кэмерон.

На последней партийной конференции (в начале октября) в Бирмингеме премьер-министр заявил, что Евросоюз должен дать Великобритании больше полномочий в сфере контроля над своими границами, в том числе право ограничивать миграцию из других стран ЕС. Тема миграции действительно становится все более проблематичной и болезненной на просторах Альбиона.

Дэвид Кэмерон и большинство его однопартийцев не скрывают своего возмущения тем, что мигранты из бедных стран ЕС научились злоупотреблять британской социальной сферой - медициной, образованием, пенсиями. Кроме того, трудовые мигранты получают все больше рабочих мест, тогда как многие коренные британцы остаются без работы. Потому от Евросоюза премьер Великобритании требует введения мер по отслеживанию миграции внутри ЕС. Например, он предлагает внести изменения в законодательство, чтобы мигранты не могли получать социальные пособия сразу в двух странах. Также Британия считает, что национальные правительства сами должны устанавливать ограничения на число мигрантов из стран Евросоюза.

Нетрудно догадаться, что речь в основном идет о гражданах двух небогатых стран, получивших с
1 января 2014 г. право безвизового передвижения по странам ЕС - о Болгарии и Румынии. Плюс результаты последнего опроса о привлекательности для иммигрантов городов мира. Лондон, как оказалось, стал самым привлекательным городом для иммигрантов, ищущих работу. Британская столица с заметным отрывом опередила Нью-Йорк, Париж, Мадрид и даже Сидней. При этом оказалось, что в самой Великобритании 44% людей хотели бы поработать за границей.

Даже невзирая на жажду беспрепятственного передвижения собственных граждан, Кэмерон, тем не менее, сообщил, что до Рождества представит план по ограничению прав мигрантов из других стран Евросоюза, направляющихся в Британию. В частности, планируется:

- запрет на въезд в страну для трудовых мигрантов из ЕС, не имеющих конкретной работы;

- отсутствие пособий в первые три месяца пребывания в Великобритании граждан других государств ЕС;

- депортация тех, кто не в состоянии обеспечить себя после трех месяцев пребывания в стране.

К просьбам Британии не допустить давления на систему соцобеспечения, усиливающегося из-за потока мигрантов, в других странах ЕС отнеслись с пониманием, поскольку сталкиваются с теми же проблемами. Но на политическом уровне страны Евросоюза не поддержали изменения основополагающего принципа европейской интеграции. Германия, согласно сообщениям в прессе, уже отклонила предложения Лондона о введении квот на мигрантов с низкой квалификацией из стран ЕС. А один из тяжеловесов партии Тори депутат Кеннет Кларк, более 20 лет проработавший в кабминах трех британских премьеров, выступил в защиту свободной миграции в пределах ЕС. Он напомнил, что "для успешной конкуренции с американцами, китайцами и остальным современным миром нам не обойтись без свободного передвижения рабочей силы". Кроме того, последние исследования Центра анализа миграции при университетском колледже Лондона показали, что за 10 лет после расширения Евросоюза в 2004 г. иммигранты из Восточной Европы принесли в британскую казну 20 млрд фунтов стерлингов в виде налогов, что на 5 млрд больше, чем выплаченные им средства в виде государственных пособий.

Лондон против Брюсселя

Следует отметить, что Дэвид Кэмерон в последние годы последовательно критикует Брюссель, особенно относительно попыток единоначалия. Еще в прошлом году он выступил против централизованных политических решений из Брюсселя, подчеркнув, что каждое государство Европы, обладая собственной историей, культурой и традициями, имеет право на собственное мнение и собственные ошибки. И потому никто не может принудить его страну к выполнению централизованных решений.

И вот в нынешнем октябре на саммите Евросоюза премьер-министру Кэмерону удалось продемонстрировать жесткую позицию в отношении ЕС - он гневно отказался платить в общий бюджет дополнительные 1,7 млрд фунтов. А президенту Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу заявил, что это требование произведет на британцев неизгладимое впечатление.

Дело в том, что в Евросоюзе некоторым странам насчитали повышение ежегодного взноса в бюджет ЕС. Британия до конца года дополнительно должна внести в общую "копилку" 2,7 млрд долларов, почти 20% от ежегодного взноса Британии. Также платежи были увеличены для Италии и Нидерландов. Была озвучена причина повышения взноса - оказывается, экономика Великобритании росла более высокими темпами, чем предполагалось ранее. В то же время такие страны как Германия и Франция из этого же бюджета должны получить дополнительные выплаты, поскольку их рост оказался замедленным. Перерасчет был произведен в рамках ежегодного пересмотра экономической ситуации в странах ЕС, проводимого c 1995 г. европейским бюро статистики Eurostat. Примечательно, что в этом году в расчеты впервые включалась оценка масштабов т.н. "черной экономики" - доходы от торговли наркотиками и проституции.

Несложно представить, что такое решение Брюсселя вызвало гневную реакцию Лондона. Все три парламентские партии Великобритании выступили категорически против дополнительного финансирования. Кэмерон громко заявил, что его страна дополнительно платить не будет, поскольку она и так является одним из самых крупных плательщиков в ЕС. А британский министр финансов Джордж Осборн возмутился тем, что вопрос о дополнительном финансировании был выдвинут внезапно, и требуется произвести выплату в короткие строки - до начала декабря. Хотя, на самом деле, Лондон был в курсе грядущих планов Брюсселя о дополнительных взносах. Однако правительство Кэмерона не ожидало, что это случится в виде "срочного требования", и сочло такое отношение к себе "унизительным".

Следует заметить, что не так давно, в июле, Кэмерон проиграл еще в одном европейском деле. Несмотря на все задействованные Лондоном рычаги лоббирования, новым главой Еврокомиссии стал 59-летний Жан-Клод Юнкер, бывший глава правительства Люксембурга. Британский премьер назвал такое решение Еврокомиссии и голосование Европарламента "серьезной ошибкой" и подчеркнул, что этот шаг существенно уменьшает шансы на дальнейшее пребывание Британии в ЕС. Против кандидатуры Юнкера, кстати, проголосовали всего две страны - Великобритания и Венгрия, а все остальные 26 членов ЕС были единогласны в своем решении. Юнкер считается одним из авторов Маастрихтского соглашения о создании ЕС. А среди европейских премьеров он побил рекорд пребывания на посту - с 1995-го по 2013-й.

Британия устала

Разногласия между Британией и ЕС имеют длинную и разнообразную историю. Туманный Альбион не уставал убеждать себя в том, что во многом отличается и даже возвышается над континентальной Европой, со времен империи вырабатывая особый островной менталитет. Не углубляясь в историю отношений с Европой всех британских премьеров, достаточно вспомнить Маргарет Тэтчер, которая за свою "нелюбовь" к Европе поплатилась местом лидера в родной консервативной партии. Эпоха всеобъемлющей лейбористской дружбы с ЕС имени Тони Блэра была изрядно подмочена стратегическим партнерством с США в войне с Ираком, а затем сошла на нет в невыразительные годы его лейбористского преемника Гордона Брауна.

И вот настало время правления консерваторов в коалиции с либеральными демократами под управлением премьера Дэвида Кэмерона. В начале срока Кэмерона вряд ли можно было причислить к ястребам правого толка в партии Тори, скорее, напротив, он придерживался равноудаленной позиции в разных спорных моментах как внутренней, так и внешней политики. Но взгляды британцев, особенно за последнее десятилетие, приобретали все более выраженные краски нетерпимости к инородцам, особенно к бедным. Главным образом этому способствовало присоединение новых 10 стран к Европейскому сообществу. Как представляется обитателям Альбиона, большая часть новоиспеченных членов ЕС ринулась в их процветающую страну, принеся с собой конкуренцию за рабочие места и нелегальный труд, напряжение в социальной сфере и повышение преступности. Менталитет островных жителей (не только британцев) тем и характерен, что недружелюбно воспринимает чужаков.

Сегодня градус недовольства Евросоюзом на просторах традиционной Великобритании весьма высок. Что вначале показали майские выборы в Европарламент, на которых неожиданную победу одержала популистская правая Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP), выступающая за выход страны из Евросоюза. Затем на октябрьских дополнительных выборах в парламент Британии UKIP продемонстрировала высокий результат и обогнала консервативную партию. Следует отметить, что эта партия набрала голоса за счет разочарованных сторонников консерваторов. Посему Кэмерон, готовясь к парламентским выборам 2015 г., вынужден учитывать настроения своего электората, дабы не растерять его в борьбе с наступающей на пятки Партией независимости с ее агрессивной риторикой.