UA / RU
Поддержать ZN.ua

Македония: революция отменяется!

В отличие от украинских политиков, унесенных в политическое небытие ветром с Майдана, руководители в Македонии, столкнувшись с угрозой раскола страны и силового противостояния, поступили мудрее. Сразу после начала бессрочных акций протеста оппозиции 18 мая они приняли посредничество Евросоюза в разрешении кризиса.

Автор: Алексей Коваль

Соглашение в Скопье показывает, как Европа усвоила уроки украинского кризиса

Посредникам из ЕС и США в Македонии, похоже, удалось сделать то, что не получилось в Украине в феврале 2014-го. 15 июля выработано такое решение внутриполитического кризиса, которое должно помочь предотвратить насилие в этом взрывоопасном уголке Балкан. ZN.UA уже писало о том, как весной из-за "кассетного скандала" и попрания конституционных норм власти в Скопье столкнулись с угрозой массовых протестов. Одновременно они были вынуждены проводить собственное "мини-АТО" на севере страны, чтобы в зародыше пресечь выступление сил, называемых в стране "албанскими сепаратистами". (См. ZN.UA №16–17, 15 мая 2015 г.).

Спустя два месяца напряженных переговоров достигнут компромисс. Он не стал финалом кризиса, но очерчивает пути выхода из сложившейся ситуации. Реализовав все договоренности, Македония, возможно, получит дополнительные преимущества в процессе евроатлантической интеграции.

В отличие от украинских политиков, унесенных в политическое небытие ветром с Майдана, руководители в Македонии, столкнувшись с угрозой раскола страны и силового противостояния, поступили мудрее. Сразу после начала бессрочных акций протеста оппозиции 18 мая они приняли посредничество Евросоюза в разрешении кризиса.

Напомним, что в начале февраля оппозиционные лидеры обнародовали аудиозаписи, переданные им из недр местного МВД македонским "последователем" майора Мельниченко. Пленки свидетельствовали о системной слежке властей за 20 тыс. активных граждан страны (при том, что все население Македонии чуть превышает 2 млн.). Следили не только за представителями оппозиции, но также за чиновниками, артистами, журналистами, правозащитниками, лидерами НПО и др. Прослушка велась с 2009 г., еще до того, как в 2010-м власти пытались легализовать ее специальным законом, который был признан неконституционным. Однако потом его опять протащили через парламент в 2012-м.

Власти и правоохранители знали все обо всех. В общей сложности аудиоархив составляет 670 тыс. файлов. Но, попав в руки оппозиции, записи стали эффективным оружием против самих властей и, в частности, премьера Николы Груевского. Были обнародованы отдельные факты сокрытия властями преступлений, коррупции, вмешательства в ход выборов, провоцирования межэтнических столкновений между македонцами и албанцами.

Приняв посредничество Евросоюза и США для проведения расследования этого дела и начала внутреннего диалога, власти смогли остановить развитие ситуации по худшему из сценариев. На 12-часовой встрече в Страсбурге 19 мая Груевский и главный лидер оппозиции Зорян Заев (обнародовавший содержание скандальных записей) согласились провести переговоры. В дальнейшем они проходили в Скопье и, в конец концов, увенчались соглашением правящей партии ВМРО-ДПМНЕ (Македонская революционная организация-Демократическая партия македонского национального единства) с оппозиционными социал-демократами Заева от 2 июня 2015 г. о том, что в стране пройдут досрочные выборы не позже апреля 2016 г., т.е. на два года раньше запланированного срока.

8 июня представители Евросоюза подтвердили аутентичность пленок, что стало дополнительным стимулом для давления на Груевского. Оппозиция требовала его добровольной отставки до 1 июля, однако, видимо, под нажимом европейцев, Заев и другие оппозиционные деятели все же решили воздержаться от радикальных действий и акций неповиновения. ЕС убедил македонцев, что страна обладает всеми необходимыми законами, чтобы разрешить кризис в правовой плоскости.

Тем не менее, потребовалось еще несколько дополнительных раундов переговоров, чтобы решить, как поступить в деле скандальных аудиозаписей, и каким образом гарантировать, чтобы Никола Груевский, возглавлявший македонское правительство с 2006 г., не смог повлиять на результаты грядущих выборов.

Новое соглашение от 15 июля, которое патронировал лично еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Йоханнес Хан, было подписано Николой Груевским (ВМРО-ДПМНЕ), Зоряном Заевым (СДСМ) и представителями албанских партий страны - Али Ахмети (Демократический союз за интеграцию) и Мендухом Тачи (Партия демократического процветания). Определена точная дата выборов - 24 апреля 2016 г. Кроме того решено, что Груевский покинет свой пост до конца т.г., чтобы уже с 15 января 2016-го переходное правительство начало подготовку к проведению выборов, а сам экс-премьер не имел возможности влиять на этот процесс. Еще одним важным решением является то, что социал-демократы уже в сентябре вернутся к работе в парламенте и предложат кандидатуру на пост министра внутренних дел, который бы получил поддержку всех политсил. А к 15 сентября будет создана независимая комиссия и назначен прокурор для расследования "кассетного скандала". Оно должно определить вину тех представителей власти (а может и самого премьера), которые были инициаторами незаконных действий по прослушиванию. Также предстоит выяснить, использовал ли лидер оппозиции Заев аудиозаписи для подстрекания людей к антиправительственным выступлениям и шантажу политиков.

Знакомые с ходом переговоров утверждают, что финальную точку в соглашении удалось поставить под нажимом Виктории Нуланд, помощника государственного секретаря США по делам Европы и Евразии. Она прилетела в Скопье в критический момент переговоров и, вероятно, "додавила" Груевского в вопросе его "добровольно-принудительной" досрочной отставки, на которую тот не соглашался.

Однако даже после подписания соглашения Груевский и Заев продолжали спорить. Премьер обвинял оппозицию в том, что она не заинтересована в проведении честных выборов, поскольку у нее все равно нет шансов на победу. "Внеочередные выборы уничтожат их", - заявил Груевский несколько ранее и добавил, что будущей весной, после победы, он вернет себе пост премьера Македонии. В то же время Заев считает главным достижением, что соглашение гарантирует уход Груевского со своего поста.

Эти сложные для подписантов моменты, по мнению местных наблюдателей, могут привести к тому, что стороны не будут соблюдать договоренности, и события все еще могут пойти по "украинскому сценарию", когда ситуация выйдет из-под контроля. Хотя эта угроза сегодня кажется маловероятной, "брокерам" соглашения предстоит приложить немало усилий, чтобы все, о чем договорились, было выполнено. Уже в минувший вторник, 21 июля, представители ВМРО-ДПМНЕ проигнорировали заседание, на котором планировалось обсудить вопрос реформ Центризбиркома.

Пока же в Брюсселе и Вашингтоне на результаты своих трудов в Македонии смотрят с удовлетворением: они удержали страну от сползания в пучину конфликта. Уже в ходе переговоров македонским властям и оппозиционерам вполне откровенно намекали, что от выполнения антикризисного плана будут зависеть решения об интеграции страны в ЕС, а также НАТО.

Дело в том, что в "предбаннике" НАТО Македония томится с 1999 г., когда согласилась стать ключевым плацдармом для альянса в действиях против Югославии. Кандидатом же в ЕС Македония является уже более 10 лет, но переговоры о вступлении так и не начались. Как известно, Греция блокирует начало переговоров о членстве Скопье, мотивируя тем, что название Македонии совпадает с названием одной из греческих провинций. Греки требуют от македонцев изменить название собственной страны.

Из-за этого конфликта, по словам президента Македонии Георге Иванова, Евросоюз и НАТО уже долгие годы не могут сформулировать политическую линию в отношении стран Юго-Восточной Европы. Этим, по его словам, умело пользуется Россия, которая готова заполнить этот "вакуум".

В Москве рассматривали кризис в Македонии как один из элементов противостояния с Западом. Полагали, что кассетный скандал был организован западными спецслужбами для того, чтобы наказать Груевского за поддержку России и планы участия в газовых проектах "Газпрома". Наблюдателями было отмечено, что в разгар майских протестов в Скопье Москва резко увеличила число своих сотрудников в посольстве в столице Македонии, а российские флаги были замечены на проправительственных митингах. Однако дальше такой демонстрации своего присутствия и словесной критики в адрес Запада Москва не пошла.

Для разрешения старых проблем с евроинтеграцией для Македонии наступает хороший момент. Во время своего тура по балканским странам в этом месяце канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что никто не собирается возводить искусственные барьеры и создавать сложности на пути балканских стран в Евросоюз. Этот процесс должен регулироваться лишь выполнением критериев со стороны стран-кандидатов. Относительно всех других проблем, касающихся этого процесса (канцлер явно намекала на греко-македонские противоречия), "мы должны идти шаг за шагом".

Груевский также воспользовался наиболее острым моментом в отношениях Брюсселя и Афин (когда греки готовили референдум об отношениях с кредиторами), чтобы заявить, что европейским политикам следовало бы усилить нажим на Грецию. По его словам, Македония выполнила все критерии для начала переговоров о вступлении в ЕС уже в 2009 г., а для начала переговоров о вступлении в НАТО - за год до этого. "Но все это время, шесть лет, мы находимся под жестким давлением одной из стран, которая хочет, чтобы мы изменили название страны и нашу культуру. Разве допустимо, чтобы одна страна таким образом лишала нас будущего?", - заявил Груевский. Он однозначно подтвердил свою четкую ориентацию на ЕС и НАТО, при том, что с Москвой Скопье готово развивать отношения, исключительно исходя из приоритета евро-атлантической интеграции.

Таким образом, представители Европы и США продемонстрировали слаженную работу по разрешению Македонского кризиса, что обеспечило достаточно быстрый результат. При этом политические силы в Скопье согласились на компромисс ради европейских перспектив своей страны, которые были озвучены весьма определенно, но все-таки пока не имеют конкретных временных рамок. Видимо, к апрельским выборам ЕС и НАТО должны попытаться со своей стороны убрать все препятствия на пути к приему Македонии, в противном же случае подписанты июльских соглашений и граждане этой страны будут весьма разочарованы.