UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конституционный кризис, или "Покращення" по-польски

Ожидались "хорошие изменения". Но все закончилось конституционным кризисом и резкой критикой действий польского правительства со стороны Европейского Союза и Совета Европы.

Автор: Якуб Логинов

Ожидались "хорошие изменения". Но все закончилось конституционным кризисом и резкой критикой действий польского правительства со стороны Европейского Союза и Совета Европы.

В прошлую среду депутаты Европарламента приняли резолюцию относительно проблем с демократией и верховенством права в Польше. Это реакция на кризис, возникший в связи с нежеланием польской власти делать достоянием гласности решение Конституционного трибунала (КТ) и незаконным вмешательством в деятельность этого суда.

В прошлом году Беата Шидло и партия "Право и справедливость" (ПиС) шли к власти в Польше под лозунгом "хорошие изменения": должно было быть приятно, бесконфликтно, а эффект от роста экономики, наконец, должны были ощутить обычные поляки. Избиратели поверили обещанию. Тем более что в народе нарастала усталость от восьмилетнего правления "Гражданской платформы" (ГП).

Не прошло и полгода правления, а "хорошие изменения" стали синонимом украинского "покращення" - эту фразу в Польше упоминают большей частью в ироническом значении. О чем, собственно, речь? Прояснить суть конституционного кризиса нелегко, поскольку в его правовых нюансах запутались и сами польские юристы. А большинство рядовых поляков уже давно перестали понимать, о чем речь, и это объясняет, почему, несмотря на риск международной изоляции Польши, рейтинги ПиС существенно не уменьшаются.

Подчинить Трибунал

На самом же деле, повод для возникновения кризиса дал не ПиС, а "Гражданская платформа", избравшая на последнем заседании предыдущего Сейма пять новых судей Конституционного трибунала. В частности двух из них - с отсроченным сроком принятия должности: хотя их должен был избрать новый Сейм, в котором у ГП уже нет большинства. Политики ПиС назвали этот шаг попыткой закрепить влияние "Гражданской платформы" в Конституционном суде: по словам Ярослава Качиньского и Беаты Шидло, судьи, номинированные в последний момент ГП, могли бы блокировать большинство реформ новой власти под предлогом их неконституционности.

Причем ПиС и президент Анджей Дуда, впервые за 25 лет польской демократии, публично поставили под вопрос независимость Трибунала. Дескать, судьи в своих решениях руководствуются не только буквой закона, но и имеют свои политические взгляды, влияющие на то или иное решение. Такое произошло впервые в польской политике. Раньше ни одна власть даже не намекала, что судьи могут быть необъективными, - правительства Копач, Туска, Миллера, Бузека, Цимошевича безоговорочно принимали любые решения Трибунала.

Затем президент Дуда отказался подписать номинацию судьям, избранным предыдущим парламентом. 19 ноября ПиС принял новый закон о Конституционном трибунале, предусматривающий повторное избрание пяти судей (вместо избранных предыдущим Сеймом) и ряд других изменений, которые большинство юристов назвали незаконными.

Суть изменений, по мнению оппозиции, - парализовать Трибунал, чтобы он не мог оценить, не противоречат ли Конституции законы, подготовленные кабинетом Беаты Шидло, В частности, согласно новому закону, Трибунал должен заседать только в полном составе. Таким образом, для блокирования рассмотрения дела достаточно, чтобы один лояльный к ПиС судья намеренно не пришел на заседание.

Второй противоречивый момент: по новому закону Трибунал обязан рассматривать дела в хронологической последовательности. А это означает, что законы, подготовленные правительством Беаты Шидло (фундамент т.н. хороших изменений), Трибунал рассмотрит только в 2019-м или 2020-м. Либо не рассмотрит никогда. А согласно Конституции, даже явно неконституционный закон считается действующим до тех пор, пока его неконституционность официально не признает Трибунал.

5 декабря 2015 г. новый Сейм (в котором абсолютное большинство имеет ПиС) избрал пять новых судей Конституционного трибунала. С этого времени в стране фактически существует двойной правовой порядок - часть страны считает, что новые судьи избраны незаконно, что законными судьями являются те, которых избрал предыдущий Сейм. Такого толкования закона придерживается, в частности, глава КТ Анджей Жеплинский, созвавший заседание для того, чтобы проанализировать, соответствует ли новый закон о Трибунале Конституции. Трибунал признал недействительными законы и постановления Сейма, принятые по представлению ПиС, в результате чего... премьер Беата Шидло не сделала достоянием гласности этот вердикт КТ в правительственном "Дневнике законов", что является формальной предпосылкой для вступления решения в законную силу.

Дальнейшие детали этого спора оставим в стороне, так как в них запутались даже выдающиеся польские юристы - специалисты конституционного права. Достаточно сказать, что в этом случае Конституционный трибунал был вынужден выступать судьей в собственном деле и решать, отвечает ли Конституции принятый новым Сеймом закон о том же Трибунале.

Однако неизвестно было, в каком составе и на каких условиях Трибунал обязан заседать - согласно новому закону (конституционность которого и должен был оценивать) или старому правовому порядку. Таким образом, правительство решило просто игнорировать решение КТ и не делать достоянием гласности его постановления - дескать, это не был законный созыв, судьи просто собрались на товарищескую встречу.

Общественные протесты: ветераны "Солидарности" вспомнили молодость

Конфликт вокруг Трибунала тут же вызвал волну общественных протестов, которые переросли в довольно сильное и организованное движение - Комитет защиты демократии (KOD - Komitet Obrony Demokracji). Его создали уже в ноябре, т.е. через месяц после того, как ПиС взял власть. Название движения явно перекликается с названием легендарного Комитета защиты рабочих - первого широкого движения сопротивления против коммунистической системы (еще до "Солидарности"), которое, в частности, основал уже покойный Яцек Куронь.

Основатели и сторонники KOD считают, что ПиС и президент Дуда грубо нарушили Конституцию, и поэтому демократия очутилась в глубоком кризисе, из которого можно выйти только массовыми протестами вроде украинского Майдана (или польских антикоммунистических забастовок - многие активисты KOD в свое время были деятелями подпольной "Солидарности"). Лидеры Комитета защиты демократии (в частности Матеуш Кийовский) считают ситуацию в Польше подобной тому, что происходит в Венгрии Виктора Орбана. Некоторые влиятельные публицисты идут еще дальше: они говорят, что Польша превращается во "вторую Беларусь", и если не остановить подчинения и маргинализации Трибунала, следующих свободных выборов может и не быть.

KOD был создан как аполитическое общественное движение, однако с самого начала его активно поддержала парламентская оппозиция: на его стороне солидарно выступают "Гражданская платформа", "Современная" Ришарда Петру и Польская крестьянская партия. Именно поддержка этих партий помогла практически с нуля создать мощное движение, которое уже несколько месяцев подряд проводит крупномасштабные уличные протесты.

Большое значение имеет и то, что большинство влиятельных польских СМИ поддерживает скорее KOD, чем правительство. Именно в ответ на этот факт ПиС в начале своего правления в экспресс-режиме изменил закон о публичном телевидении и радио, что позволило провести невиданную прежде смену кадров. Предыдущие правительства такие персональные изменения делали в белых перчатках и постепенно, а ПиС уволил "неправильных" журналистов и трудоустроил "своих" дерзко и быстро, даже не скрывая своей мотивации.

Подобное изменение кадров на "плохих, но своих" происходит и в других государственных учреждениях и предприятиях, и еще наглее, чем во времена "Гражданской платформы".

Грозит ли стране изоляция?

Конфликт вокруг Конституционного трибунала вышел за пределы Польши и стал предметом дискуссий в рамках ЕС и Совета Европы. Повод для этого дал сам спикер парламента Марек Кухцинский, один из самых лояльных соратников Ярослава Качиньского.

Дабы успокоить настроения, без консультации с Качиньским, который является фактически "надпрезидентом", Кухцинский пригласил в Польшу Венецианскую комиссию, и спустя некоторое время она представила негативный для "Права и справедливости" вывод. В ответ Беата Шидло и Анджей Дуда традиционно решили игнорировать этот вердикт. Дескать, это просто субъективное мнение, не имеющее никакого значения.

Делом занялся также и Европейский парламент. 13 апреля, после бурных дебатов, Европарламент принял резолюцию относительно угроз демократии и верховенству права в Польше. В документе депутаты призвали польское правительство полностью выполнять рекомендации Венецианской комиссии, в частности сделать достоянием гласности решение Трибунала. В резолюции также рекомендовано, чтобы в случае ее невыполнения Еврокомиссия начала второй этап проверки, существуют ли в Польше угрозы демократии и верховенству права.

Это, впрочем, не единственный конфликт новой польской власти с Евросоюзом. Правительство Беаты Шидло, вместе с партнерами из "Вышеградской четверки", отказывается реализовывать общие решения ЕС относительно беженцев с Ближнего Востока, а это дополнительный фактор, ухудшающий отношения Польши с западными союзниками.

Резолюция Европарламента и протесты KOD, похоже, не убедят польскую власть искать компромиссы. Тем более что даже перспектива международной изоляции не снизила поддержки ПиС избирателями.

Согласно последнему соцопросу, проведенному для портала Онет, ПиС может рассчитывать на 29% голосов избирателей, а его союзник "Кукиз-15" - на 11%. Второе место занимает "Современная" Ришарда Петру (22%). "Гражданская платформа" имеет лишь 14%. На пределе избирательного порога - антисистемная пророссийская партия "Корвин" с результатом 5%.

В парламент не вошли бы ни Польская народная партия (2%), ни левые. Это означает, что, если бы выборы состоялись сегодня, ПиС и в дальнейшем правил бы самостоятельно или в коалиции с Движением Кукиза. Это добавляет власти уверенности в конституционном конфликте. В пользу ПиС работают также только что запущенные социальные подачки, главная из которых -
500 злотых помощи на второго и каждого последующего ребенка, а также все еще хорошая экономическая конъюнктура.

Так что польская власть поставит лучше на конфронтацию, чем на компромисс. Образцом для Ярослава Качиньского является венгерский лидер Виктор Орбан, который проводит аналогичную политику и, несмотря на критику, не оказывается в изоляции. Таким образом, в ближайшие месяцы можно ожидать обострения конфликта, а о Польше все чаще будут говорить как о проблемном государстве. С предостережением, что страна настолько экономически сильна и важна для ЕС, что может себе позволить такое балансирование на грани закона.