UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кому не мила своя сторона

Почему сотни тысяч мигрантов устремляются из стран Центральной Америки к границе США и как их там встречают.

Автор: Анна Бродски-Кроткина

Рискуя жизнью и часто поставив на карту все, что удалось скопить тяжелым трудом, мигранты из Центральной Америки устремились в США. Согласно данным пограничной службы, в марте на юго-западной границе Штатов были задержаны 170 тысяч мигрантов. Среди них были 18 700 детей и подростков без сопровождения.

Большинство мигрантов бегут из так называемого Северного треугольника — Сальвадора, Гватемалы и Гондураса, и у большинства есть родственники или знакомые в США. Самые бедные, а таких сотни тысячи, пытаются добраться до границы США на товарных поездах, сидя на крышах вагонов. Такой поезд, на котором нелегально едут мигранты, называют зверем за «перемалывание» человеческих тел. За последние несколько лет опубликовано немало свидетельств людей, рискнувших таким образом доехать до границы с США. Трудно преувеличить опасность подобного способа передвижения: долгая дорога, уставшие люди, заснув на крыше несущегося поезда, часто падают под колеса или попадают туда, пытаясь вскочить в поезд на ходу; они гибнут в низких туннелях, их сбрасывает с крыши поездов ветвями деревьев. Нередко в дороге на мигрантов нападают криминальные банды: они насилуют женщин, убивают и отнимают у мигрантов все немногое, что у них есть. Обратиться за помощью некуда: полиция тоже грабит и избивает.

Некоторые беженцы, имеющие немного денег, добираются до границы на автобусах с помощью так называемых шакалов — контрабандистов, берущих плату за помощь в пути и помогающих при нелегальном переходе через границу. В этой категории тоже немало подростков и совсем малолетних детей. Недавно патруль таможенно-пограничной служба США спас двух маленьких сестер после того, как контрабандисты перебросили их через пограничную стену в пустыне Нью-Мексико. Видео с камеры ночного наблюдения патруля показало, как детей трех и пяти лет переправляют на американскую сторону. На кадрах видно, как человек взбирается на стену, спускает ребенка вниз и отпускает его в двух-трех метрах от земли. Ребенок падает и некоторое время лежит неподвижно. Когда первый ребенок поднимается, человек сбрасывает второго. После этого видно, как два человека бегут прочь от стены, оставив детей ночью в пустыне на произвол судьбы. Но этим детям повезло: пограничник увидел их на экране, и за ними послали патруль. После врачебного осмотра детей отправили во временный изолятор для малолетних.

Главный пограничник сектора Эль-Пасо Глория И.Чавес сказала, что была потрясена увиденным: «Если бы не бдительность наших агентов, использующих мобильные технологии, эти малыши могли бы остаться на долгое время один на один с суровыми условиями пустыни».

Это видео произвело впечатление и на министра внутренней безопасности США Алехандро Майоркаса: «Бесчеловечное обращение с детьми контрабандистов, наживающихся на отчаянии родителей, является преступлением и с точки зрения закона, и с точки зрения морали. Только в этом месяце маленькая девочка утонула, шестимесячного ребенка бросили в реку, а двух маленьких детей сбросили со стены и оставили одних в пустыне. Не может быть никаких сомнений в том, что дети особенно уязвимы, когда попадают в руки контрабандистов. Существует серьезный риск, что они будут подвергнуты эксплуатации и насилию. Я благодарен нашим героическим пограничникам, которые спасли жизнь детей и каждый день рискуют собственной жизнью ради общего блага».

Хотя количество прибывающих беженцев действительно внушительно, проблема эта не нова. И при президенте Обаме, и при президенте Трампе на границе возникали наплывы беженцев сравнимые с сегодняшним. Причины этих волн переселенцев остаются неизменными.

Нищета и угроза насилия заставляют жителей Сальвадора, Гватемалы и Гондураса искать лучшей жизни в США. Большинство граждан этих стран живут за чертой бедности и не имеют ни социальной защиты, ни медицинского страхования, ни доступа к образованию. Несмотря на многолетнюю финансовую помощь Соединенных Штатов (США при Обаме вложили в эти страны миллиарды долларов), нищету там преодолеть трудно. Главным препятствием в развитии экономики в этих странах является коррупция. Но правительства этим не обеспокоены. Показательны действия бывшего президента Гватемалы Джимми Моралеса, заблокировавшего работу международной комиссии, ведущей расследование коррупции на высоком уровне.

Не все в этих странах бедны, но большинство богатств стран Северного треугольника сосредоточено в руках малочисленной элиты, и делиться своими деньгами элита не желает. В Гватемале, по настоянию правящего класса, самая низкая налоговая ставка во всем западном полушарии. В результате дорог нет, школ нет, программ социального обеспечения нет. Зато есть один из самых высоких в мире уровней преступности.

Особенно страдают женщины. Так, в Сальвадоре один из самых высоких в мире показателей насильственной смерти женщин. По данным ООН, в 2018 году в Сальвадоре каждые 24 часа убивали одну женщину. Часто их убивают с особой жестокостью — калечат и пытают. Прекращение отношений, попытка получить развод или наоборот желание вступить в брак могут стать поводом для убийства. Мужчины, которые совершают эти убийства, знают, что им это, скорее всего, сойдет с рук. Многие убийства женщин связаны с женоненавистничеством, присущим культуре криминальных банд. Но коррумпированная правоохранительная система не только не борется с преступностью: нередко ее представители входят в состав преступных группировок, терроризирующих население, требующих податей за «крышевание» и насильственно вовлекающих молодежь в криминальную деятельность мощного наркобизнеса.

В последнее десятилетие к социальным и политическим проблемам добавились и нарастающие проблемы, связанные с глобальным потеплением климата.

В 2016-м и 2017 годах засуха повредила урожаи кофе, очень важного для экономики этих стран. Фермеры влезли в долги, потому что урожаи тех лет принесли меньше денег, чем они вложили. Но выйти из долгов фермерам не удается. В 2020-м изменение климата снова ударило по кофейным плантациям в Центральной Америке, где целые регионы пострадали от двух ураганов — Эты и Йоты. Они сравняли с землей целые поселения, уничтожили сотни тысяч голов скота и в целом нанесли сокрушительный урон сельскому хозяйству.

Не удивительно, что нищие, бесправные, разорившиеся мигранты стремятся в США — страну не без проблем, но богатую, с низким уровнем безработицы, с бесплатными школами, социальным обеспечением и, что особенно важно, с верховенством права.

Согласно исследованиям Института Като, после переезда в США доход иммигрантов увеличивается в четыре раза. При этом многие экономисты считают, что для «стареющих» США приток молодых трудоспособных людей — факт положительный. Даже невооруженным глазом виден их вклад в благосостояние страны: строительные команды, ремонтные рабочие, сезонные труженики на полях, работники птицефабрик и мясокомбинатов, повара ресторанов в основном — латиноамериканцы.

Уже больше столетия в США бытует миф о том, что иммигранты якобы склонны к преступлениям. Некоторые новоприбывшие иммигранты действительно совершают уголовные преступления или вступают в бандитские группировки: вспомним хотя бы знаменитую итальянскую мафию, банды русскоговорящих в конце 1990-ых, которые пытались «крышевать» магазины в нью-йоркском Брайтоне или сегодняшнюю сальвадорскую банду МС-13. Но в целом беженцы менее склонны нарушать закон, чем местное население.

На вопрос, как поступать с наплывом мигрантов и особенно, что делать с детьми, нелегально пересекающими границу, американцы отвечают по-разному — в зависимости от того, какую партию они поддерживают. Опрос Чикагского совета по глобальным проблемам показал, что на вопрос: «Представляет ли большой приток иммигрантов и беженцев серьезную угрозу для страны?» 78% республиканцев и 19% демократов ответили утвердительно. Настроения избирателей во многом диктуют действия политиков, их представляющих.

Бывший президент Трамп обещал своим сторонникам избавить страну от мигрантов. Раздувая страх и ненависть к чужакам и называя испаноговорящих беженцев «убийцами» и «насильниками», он собирался построить гигантскую пограничную стену между Мексикой и США. «Строй стену!» — было одним из главных кличей его поклонников.

Но антииммигрантские лозунги не помогли. Беженцы из Центральной Америки начали прибывать на границу США и Мексики в рекордных количествах. И тогда администрация Трампа тайно издала указ разделять на границе детей и родителей и содержать их отдельно в разных центрах изоляции. У матерей отбирали даже младенцев. Цель такого разделения — вселить ужас в мигрантов и заставить родителей выбирать между попыткой получить убежище в США и детьми.

Когда об этом указе стало известно и общественность возмутилась, администрация пошла на попятную. Но сотни детей, разлученных с родителями, оказались потеряны. Спустя почти четыре года после того, как администрация Трампа впервые начала разделять семьи, родители 500 детей до сих пор не найдены. Многие из них были депортированы, и судьба их неизвестна. О некоторых родителях вообще нет зарегистрированной информации.

На смену Трампу с популистской политикой, строящейся на противопоставлении хороших «своих» и плохих «чужих», пришли демократы с другим видением мира. Хотя из-за коронавируса граница по-прежнему официально закрыта, детей и подростков, пересекших границу без взрослых, не депортируют, а предоставляют им возможность подать прошение об убежище оставаясь в стране. Через границу пропустили и некоторые семьи, ожидавшие своей очереди в Мексике. Кроме того, перезапущена программа для несовершеннолетних в Центральной Америке, позволяющая молодежи из групп риска подавать заявление о предоставлении убежища в США, не пускаясь в опасное путешествие к границе США и Мексики.

Но в конечном итоге самый конструктивный способ оказать помощь жителям Центральной Америки — помочь им бороться с коррупцией в их странах. С этой целью администрация Байдена намеревается вложить 4 млрд долл. в страны Северного треугольника. Деньги будут направлены не государственным чиновникам, а организациям гражданского общества и реформаторским ассоциациям. Государственная помощь США будет зависеть от конкретной реализации антикоррупционных мер. Такая помощь, скорее всего, не принесет немедленных результатов, но это единственный способ со временем сократить миграцию из этого региона.

Больше статей Анны Бродски-Кроткиной читайте по ссылке.