UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Зеленский о «вагнеровцах» с Лукашенко говорил

Непрофессиональными и двусмысленными выражениями президент подрывает доверие к себе и своей команде

Автор: Владимир Кравченко

«Не ищите «зраду» там, где ее нет», — заявил в воскресенье Владимир Зеленский на брифинге в Трускавце, где собрались нардепы из «Слуги народа». И сам же дал основания ее искать, подтвердив признание, сделанное три месяца назад: он говорил с Александром Лукашенко о «вагнеровцах» до их задержания в Беларуси.

«Мое обсуждение вопроса «вагнеровцев» было с господином Лукашенко по телефону, это правда, когда эти люди, насколько мне известно, автобусами заехали на территорию Беларуси... Так вот, когда они заехали (выделено автором. — В.К.), мы понимали прекрасно, потому что о делах этих людей, боевиков информация давно есть в государстве, у меня был разговор с (на тот момент) президентом Александром Григорьевичем Лукашенко. Я ему сказал: «Там у вас боевики, у нас есть информация, что они...». Ну, там какие-то детали я ему говорил. И он мне сказал: «Да, мы изучим этот вопрос, обязательно... Мы сделаем все возможное». И после этого — все», — сообщил Зеленский.

Этих слов достаточно, чтобы сделать вывод: именно Зеленский прекратил операцию украинских и американской спецслужб по документированию преступлений и поимке «вагнеровцев», воевавших в Донбассе. Вполне возможно, он счел, что операция по поимке «вагнеровцев» не имеет стопроцентной гарантии на успех, а в случае успешного завершения грозит серьезными внешнеполитическими рисками. Но хотя президент имеет право принимать политические решения и избирать способ, которым прерывать операцию украинских спецслужб, его слова и действия вызывают разговоры о «кроте» в его офисе.

Позже на брифинге украинский президент невнятно уточнил, что телефонный разговор проходил во время записи интервью Дмитрия Гордона с Лукашенко. Напомним, что это происходило 5 августа 2020 года. «Вагнеровцы» же были задержаны белорусской спецслужбой 29 июля.

Зеленскому уже давно стоило бы понять цену слов, которые произносит президент. Ведь он представляет страну, а не «95 квартал». В лучшем случае косноязычие главы государства может вызвать смех. В худшем — привести к обвинению в госизмене. Непрофессиональными и двусмысленными выражениями президент подрывает доверие к себе и своей команде и лишь раздувает угли скандала, который окружение Зеленского стремится всеми силами погасить. Подобное случается уже не в первый раз.

Нынешним летом в интервью «1+1» президент уже признавал, что беседовал о «вагнеровцах» с Лукашенко. Тогда Зеленский говорил о звонке в таких выражениях, что складывалось впечатление — разговор происходил до задержания наемников белорусским КГБ. Правда, после советник главы ОП Михаил Подоляк уверял, что разговор Зеленского с Лукашенко, о котором упомянул президент, состоялся 5 августа, спустя неделю после того, как были задержаны «вагнеровцы», и речь шла об их экстрадиции.

Подобные заявления и комментарии вовсе не укрепляют доверие к Банковой. В Украине многие подозревают, что операция по поимке «вагнеровцев» — которую на Банковой еще год назад называли «бредом» и «российским фейком» — сорвалась из-за утечки информации, произошедшей предположительно из ближайшего окружения Зеленского. Подозрение падает на главу Офиса президента Андрея Ермака и первого замсекретаря СНБО, главу комитета по разведке Руслана Демченко.

По версии некоторых представителей украинских спецслужб, после совещания у президента в конце июля 2020 года Ермак попросил тогдашнего главу военной разведки Василия Бурбу отменить операцию: поскольку была достигнута договоренность с Москвой о перемирии, глава ОП боялся, что в случае проведения операции перемирие будет сорвано, и тогда пострадает репутация Зеленского. Бурба согласился отложить операцию на два дня.

Но на следующий день после совещания у Зеленского белорусы, дескать, по поручению Ермака были поставлены в известность о том, что «для дестабилизации обстановки в период предвыборной кампании» на территорию Беларуси прибыли три десятка российских граждан. По одной версии, из Киева позвонили главе МИДа Беларуси Владимиру Макею, по другой — главе администрации белорусского президента Игорю Сергеенко. И хотя Лукашенко на днях заявил, что никакого звонка от украинской стороны не было, наши источники утверждают, что у американцев есть запись этого разговора.

Если данная версия верна, то неудивительно, что на Банковой нервничали. Получи данная информация подтверждение, президентская команда понесла бы серьезные репутационные потери в украинском обществе, что отразилось бы на рейтинге Зеленского.

Неудивительно, что еще в начале года проводимое международным проектом Bellingcat расследование срыва операции вызывало на Банковой истерику. Ожидалось, что проект журналистов-расследователей назовет имя информатора. Но после того как весной руководитель военной разведки Кирилл Буданов и замглавы ОП Роман Машовец пытались убедить замглавы британской разведки Ли Лоуренса, чтобы МИ-6 повлияла на Bellingcat и не допустила выхода фильма, в ОП, похоже, уже не видят особых причин для волнений.

В интервью Радио НВ журналист Bellingcat Христо Грозев так проанонсировал скорый выход текстовой версии расследования: «Боюсь, что мы опубликуем подробности, которые не будут противоречить официальной версии». Грозев также заявил: он не считает, что операцию «слили». При этом он допустил, что ОП предпринял «легитимные, но ошибочные действия», которые в тот момент могли казаться правильными. Грозев также утверждает, что русские не догадывались об операции.                                                          

Эта версия событий от Bellingcat более чем устраивает Банковую.

sbu.gov.ua

Не вызывает особого беспокойства в ОП и работа временной следственной комиссии (ВСК) по «вагнеровцам». Наши многочисленные информированные собеседники уверены: цель, которую преследует Банковая, вынужденная под давлением оппозиционных депутатов нынешней весной согласиться на создание ВСК, заключается в том, чтобы успокоить украинское общество, взбудораженное разговорами о возможном «кроте» в ближайшем окружении президента, формально провести работу и обелить репутацию главы ОП Андрея Ермака.

После того как глава ВСК Марьяна Безуглая в прошлом месяце несколько раз публично прокомментировала работу комиссии, оформилась официальная версия. Она заключается в следующем.

Украинские спецслужбы — ГУР МО и СБУ — проводили «специальное мероприятие» по поимке российских наемников, которых должны были задержать в Турции. По одному из сценариев предполагалось посадить самолет с «вагнеровцами» в Украине. Операция была украинской, с иностранными разведками происходил только обмен информацией. «Спецмероприятие» сорвано не было, а лишь отложено. При этом «ФСБ уже моделировала ситуацию, чтобы затянуть Украину в то или иное решение». По словам Безуглой, в группе «вагнеровцев» также находился агент белорусской спецслужбы, а «российские спецслужбы знали еще о мероприятии документирования в формате вербовки».

В глазах президентской команды общую картину портят лишь откровения Василия Бурбы.

Так, после многочисленных переносов, на позапрошлой неделе ВСК в закрытом режиме на территории штаб-квартиры ГУР МО заслушала показания Бурбы. Ссылаясь на источники в комиссии, главный редактор «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов сообщил, что экс-глава военной разведки рассказал о подготовке спецоперации, план которой был подписан министром обороны Андреем Тараном, и заявил, что приказ о переносе спецоперации дал Ермак. Бурба также подтвердил, что операция проводилась совместно со спецслужбами НАТО.

Некоторые наши собеседники утверждают, что основная цель, которую ставит перед собой Бурба, привлекая публичное внимание к сорванной операции — обезопасить себя. Дескать, бывший глава военной разведки опасается, что Зе!команда постарается возбудить против него дела (в том числе и в связи с похищением судьи Николая Чауса и переправкой последнего в Молдову в 2016 году), чтобы добиться дачи показаний против Петра Порошенко. Ряд собеседников ZN.UA полагают, что эта проблема может быть решена при условии определенных гарантий безопасности Бурбе со стороны Офиса президента.

Несмотря на скандальные из-за их двусмысленности высказывания Зеленского, пожалуй, все идет к тому, что история с сорванной операцией по поимке «вагнеровцев» понемногу затихнет. Наши собеседники сомневаются, что после Бурбы будут заслушаны другие основные фигуранты сорванной операции — глава ОП Андрей Ермак и бывший первый замглавы СБУ Руслан Баранецкий. Последний поддерживает дружеские отношения с Ермаком и, как ранее сообщало ZN.UA, отказался давать показания ВСК в обмен на кадровое назначение.

Скорее всего, ВСК озвучит версию, что срыв операции произошел из-за действия российских и белорусских спецслужб. И, таким образом, снимет подозрение с тех, кто и поныне пользуется доверием президента. Речь не только об Андрее Ермаке, но и Руслане Демченко, которого в окружении президента считают весьма эффективным исполнителем, и чье любопытство по поводу источников полученной разведслужбами информации выходит далеко за рамки его функциональных обязанностей.

По большому счету, история с провалом операции по поимке «вагнеровцев» ничего нового для наших западных партнеров не открыла. Они, понимая роль некоторых высокопоставленных украинских чиновников во всей этой истории, продолжают поддерживать с ними диалог. Украина же из этого скандала выходит с подмоченной репутацией государства, ее руководства и спецслужб.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.