UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как отмена права на аборты в США может помочь Украине?

Об абортах, морали и угрозе авторитаризма

Автор: Анна Бродски-Кроткина

В минувшую пятницу Верховный суд США к превеликой радости многих консервативно настроенных республиканцев отменил фундаментальное право на аборт, установленное почти 50 лет назад. Отмена этого федерального закона дает отдельным штатам свободу резко сократить или даже объявить вне закона процедуру, являющуюся, по мнению групп, защищающих право на аборт, ключом к равенству и независимости женщин. В ближайшее время в 20 консервативных штатах аборты могут быть запрещены или ограничены.

Плохое решение для республиканцев

Отмена федерального закона стала шоком для демократически настроенных граждан страны, ведь в последние десятилетия американское законодательство двигалось в сторону расширения гражданских прав, а не их отмены.

Американцы привыкли думать, что с их мнением считаются. А так как большинство из них поддерживает право на аборты, люди не верили, что подобное решение Верховного суда возможно в стране, которую принято считать лидером демократического мира. (Опрос Gallup, проведенный в мае 2021 года, показал, что 80% американцев в той или иной степени поддерживают право женщин на аборт.)

Но весьма вероятно, что пренебрегая мнением сограждан Верховный суд и лидеры Республиканской партии, протолкнувшие в суд ультраконсервативных судей, пересекли черту дозволенного и уготовили себе проигрыш на осенних промежуточных выборах.

Как правило, избиратели относятся к этим выборам без особого интереса. В ситуации высоких цен на бензин и 5,1%-ной инфляции республиканцы с уверенностью шли к победе, обвиняя во всем находящихся у власти демократов во главе с Джо Байденом и рассчитывая на апатию избирателей, озабоченных состоянием собственных кошельков.

Но отмена конституционной защиты абортов, вероятно, смешала все карты. Опрос NPR / PBS NewsHour / Marist, опубликованный в понедельник, показал, что 78% респондентов-демократов в ответ на постановление Верховного суда с большей вероятностью пойдут и проголосуют этой осенью на промежуточных выборах. Отвечая на тот же вопрос, всего 54% респондентов-республиканцев заявили, что они с большей вероятностью проголосуют в ноябре.

«Есть много независимых женщин, и я думаю, что многие женщины, ранее не участвовавшие в выборах, теперь собираются участвовать», — сказала после заседания, посвящённого праву на аборт, губернатор Мичигана Гретхен Уитмер в интервью New York Times.

По сообщению этого издания, даже бывший президент Дональд Трамп, внедривший в суд трех консерваторов, в частном порядке сказал, что по его мнению, решение Верховного суда будет «плохим для республиканцев».

И это как раз хорошая новость.

Перевес демократов во властных кабинетах США важен не только для защиты прав женщин, но и для поддержки Украины в ее борьбе с российским агрессором. Хотя на сегодня большинство Конгресса поддерживает помощь Украине, именно республиканцы — 11 сенаторов и 57 конгрессменов из Палаты представителей — проголосовали против пакета помощи Украине. И это не удивительно: их кумир и лидер Трамп критиковал Украину и восхищался Путиным все четыре года своего президентства.

Этой осенью в штате Огайо пройдут выборы, где у демократов появилась возможность заменить сенатора-республиканца на демократа. И ситуация тут особенно важна как для американских женщин, так и для Украины.

Демократ Тим Райан, согласно последнему опросу, идет ноздря в ноздрю с республиканцем Дж. Д. Вэнсом — беспринципным и жестоким типом и врагом Украины. И именно тема абортов может Вэнса потопить.

Вэнс был номинирован от Республиканской партии после того, как получил одобрение Трампа, «забыв», что раньше был от него в ужасе и даже назвал его как-то «американским Гитлером». Сам Вэнс также недалек от авторитарного мышления и занимает глубоко антидемократические позиции. Вэнс считает, что женщины, даже пережившие изнасилование или инцест, не должны иметь права на аборт. По поводу Украины у Вэнса не менее зверская позиция: «Мне все равно, что произойдет с Украиной», — заявляет он.

Согласно расследованию Associated Press, у Вэнса есть финансовые связи с Россией. Республиканец вложил значительные средства в Rumble, куда в прошлом году после того как Twitter и Meta объявили о новых мерах борьбы с пропагандой, перешел российский пропагандистский канал Russia Today.

Решение Верховного суда об абортах, поддерживаемое такими людьми как Вэнс, не только подрывает основы равенства, но и имеет целью проложить дорогу репрессивному способу правления.

В Верховном суде США судьи назначаются пожизненно, но если служитель Фемиды умирает или уходит на пенсию, президент имеет право номинировать следующего судью. В последние десятилетия каждый кандидат в президенты объявлял свою позицию по абортам и обещал назначить судей со взглядами, соответствующими платформе его партии.

Право на аборт было обречено во время президентства Дональда Трампа. Трамп получил возможность назначить трех ультраконсервативных верховных судей, и теперь в суде на десятилетия засели шесть ярых консерваторов, среди которых одна — ультраконсервативная женщина, и всего три либеральных судьи, две из которых — женщины.

Байден, назвавший решение суда по абортам «реализацией крайней идеологии и трагической ошибкой», не имеет тут никакой власти — суд сформирован, и вакансии для восстановления идеологического баланса не просматриваются.

О роли коммерции, религии и политики

Решение Верховного суда не было неожиданным. Начиная с середины 1970-х годов, идеологи Республиканской партии, недовольные расширением демократических норм и, в частности движением за гендерное равноправие, начали называть аборты «убийством», а себя — поборниками «права на жизнь».Победить в этом вопросе консерваторы могли, только заставив Верховный суд пересмотреть легализацию абортов.

Сторонники этой крайней идеологии доходили иногда до того, что, оправдывая себя «традиционной» моралью, прибегали к террору — бомбили клиники, где делали аборты, или убивали врачей-гинекологов. Однако корни этой идеологии не так глубоки, как кажется.

До середины XIX века тема абортов в Америке никого не интересовала. Женщины прибегали к ним не часто, и в основном это были «соблазненные и покинутые», неожиданно овдовевшие или обитательницы борделей. Как правило, уничтожение плода осуществлялось при помощи ядовитых трав и не считалось преступлением ни перед законом, ни перед Богом. Эмбрион первые три-четыре месяца, то есть пока его движения не делались ощутимыми, считался инертной массой, не наделенной душой.

Но ко второй четверти века в дело вмешалась коммерция. Страницы газет и журналов запестрели предложениями помочь женщинам избавиться от беременности. Смысл этих реклам был более чем прозрачен: «Особенное внимание уделяется таким женским недугам, как нарушение регулярности. Поправка здоровья гарантируется за несколько дней. Имя пациентки сохранится в тайне». К сороковым годам XIX века большинство пациенток состояло уже не из обиженных судьбой девушек, а из замужних женщин, желавших избежать частых беременностей и контролировать размер своих семейств.

По мнению историков, к середине XIX века каждая пятая или шестая беременность в Америке кончалась абортом. В результате, открывшиеся многочисленные клиники сказочно разбогатели. Именно на почве дележа доходов и началась первая кампания против абортов. Конфликт разгорелся между врачами-самоучками и врачами-профессионалами, окончившими медицинские факультеты престижных колледжей. Врачи-профессионалы призывали закон наказать самозванцев, предлагавших женщинам за сходную плату свои сомнительные порошки и примитивное хирургическое вмешательство.

К семидесятым годам XIX века к развернувшейся в прессе кампании врачей примкнула американская элита, озабоченная тем, что новоприбывшие бедные эмигрантки из Ирландии и Германии рожают и рожают, в то время как англосаксонские женщины ограничиваются малыми семьями. Заволновались и ретрограды-консерваторы, недовольные движением за женскую эмансипацию.

На сторону националистов-англосаксов и консерваторов встала церковь, постановившая, что душа вселяется в зародыш в момент зачатия. Аборты объявили вне закона, а тема контроля рождаемости была признана неприличной и закрыта на последующие сто лет.

В 1960-е годы, отмеченные борьбой за расширение демократических норм — равноправие афроамериканцев и равноправие женщин, взгляды на аборты опять изменились. В 1973 году Верховный суд США, идя в ногу со временем, легализовал аборты. Основанием решения суда послужило конституционное право человека на неприкосновенность личной жизни.

Как мы видим из истории, борьба с абортами никогда не была мотивирована духовностью или гуманизмом и, как правило, имела антидемократическую установку.

На сегодня ущемление прав женщин связано с общей антидемократической направленностью Республиканской партии и желанием вернуть страну к ценностям и морали времен, когда в стране не было ни расового, ни гендерного равноправия.

«Мы вернем стране величие», — таков был главный лозунг Трампа.

Нынешнее решение Верховного суда по абортам и есть шаг в направлении этого «величия», которое основывается на неравенстве и направлено в сторону авторитаризма. Встанут ли американцы на защиту демократических норм, достаточно скоро покажут осенние выборы.

Больше материалов Анны Броски-Кроткиной читайте по ссылке