UA / RU
Поддержать ZN.ua

JUST DO IT

Международная конференция «Украина в Европе и мире» исчерпала, казалось бы, уже все информационные лимиты...

Автор: Алена Гетьманчук

Международная конференция «Украина в Европе и мире» исчерпала, казалось бы, уже все информационные лимиты. Хотя ни одна публикация не смогла передать то напряжение, в котором проходила подготовка к форуму и его открытие. И вряд ли хоть один телевизионный сюжет сумел донести до зрителя мессидж, ради которого столь уважаемые западные гости в лице Мадлен Олбрайт и экс-премьера Швеции Карла Бильдта собрались в минувшую субботу в конференц-зале гостиницы «Русь». Более того, у организаторов форума сложилось впечатление, что главные каналы страны решили «переоформить» авторство конференции на украинское правительство. А точнее — на премьера Януковича, олицетворявшего в отечественном телеэфире все три сотни участников из 24 стран мира.

Это при том, что едва не каждому гостю было известно: роли организатора украинское правительство предпочло функцию блокиратора. «Власть ничего не делала для проведения этого мероприятия, для приглашения высоких гостей, а только создавала препятствия. Пусть это останется на ее совести», — так отреагировал на попытки «приватизировать» форум директор Института евроатлантического сотрудничества Борис Тарасюк.

Напомним, что глава правительства Виктор Янукович, министр иностранных дел Константин Грищенко и министр юстиции Александр Лавринович подтвердили свое участие только за день до открытия форума. Не убедил западных гостей и аргумент — «украинско-немецкие консультации», — которым администрация Президента объяснила неучастие в форуме Л. Кучмы: собравшимся в «Руси» экспертам, конечно же, было известно, что в день проведения мероприятия главный евроинтегратор страны уже находился в Киеве. Но еще больше западных гостей поразило то, что Леонид Данилович даже не передал участникам конференции письменное или видеоприветствие. Как это сделали польский президент Александр Квасьневский и экс-президент Чехии Вацлав Гавел.

Впрочем, украинско-германскими консультациями попытался закамуфлировать свой отказ не только Президент. Его примеру за три дня до начала конференции последовал киевский мэр Александр Омельченко. Причем подопечные Сан Саныча оказали ему поистине медвежью услугу, объяснив организаторам форума, что визит их шефа в Берлин связан с подписанием соглашения о строительстве в Киеве двух новых супермаркетов. Один западный дипломат в разговоре с «ЗН» даже съязвил: «Что такое евроинтеграция по сравнению с двумя новыми супермаркетами?».

За кадром осталось и то, почему в последнюю минуту отменили свои визиты министры иностранных дел Словении, Латвии и Румынии. Впрочем, один из этих министров впоследствии признался (офф-рекордс, конечно), что его попросили не приезжать в Киев некоторые украинские должностные лица. А с визитом экс-президента Литвы Валдуса Адамкуса приключилась и вовсе курьезная история. Представитель международного оргкомитета поведал «ЗН», что им пришлось дважды выезжать в аэропорт с «мерседесами и мигалками», прежде чем из Вильнюса последовал звонок, что г-на Адамкуса не будет.

Закулисная нервозность не могла не отобразиться на тональности выступлений: некоторые из них получились даже очень острыми. Но в дискуссию так и не переросли. Виктор Янукович покинул зал сразу после собственного выступления, чем, полагают эксперты, красноречиво продемонстрировал: украинская власть по-прежнему не готова вести диалог публично. И здесь нужно отдать должное Константину Грищенко, стойко отсидевшему несколько секций.

В выступлениях представителей украинской власти и оппозиции было два общих момента. Во-первых, и те и другие признавали, что именно от предстоящих президентских выборов будет зависеть, сможет ли Украина стать полноценным европейским государством в ближайшем будущем или нет. Во-вторых, обе стороны говорили о европейской интеграции как безальтернативном курсе внешней политики Украины. По мнению Константина Грищенко, уже сам факт, что в конференции приняли участие все четыре министра иностранных дел Украины, свидетельствует о том, что никаких противоречий относительно евроинтеграционного курса в нашей стране нет.

В остальном каждая сторона расставляла свои акценты. Виктор Федорович говорил о достижениях власти, Виктор Андреевич — о ее промахах. Причем каждый доказывал свою правоту с таким рвением, что глава бюро национальной безопасности Польши Марек Сивец не удержался от реплики: «Я не думаю, что у оппозиции есть привилегия говорить только в негативных тонах, а у правительства только в положительных. Правда лежит где-то посредине».

Что касается представительного западного десанта, высадившегося на берегах Днепра, то его голос звучал более слаженно. Отдельные различия улавливались разве что в видении евроинтеграционного будущего Киева. Примечательно, что лишь Мадлен Олбрайт однозначно заявила: Украина должна стать членом и ЕС, и НАТО. Остальные участники предпочитали делиться рецептами. Чаще — довольно абстрактными. Так, например, Павол Демеш, экс-министр иностранных дел Словакии (на конференции представлял Немецкий фонд Маршалла (GMF) предложил украинцам воспользоваться слоганом компании Nike — «Just do it» (просто сделайте это). По его словам, именно этим девизом руководствовалась в своих евроинтеграционных процессах Братислава.

Впрочем, более эффективным для Киева большинство участников признало другой «девиз»: честные и свободные президентские выборы. И, судя по ряду заявлений, без кандидата Леонида Кучмы. «Для демократии очень важно, чтобы Украина предоставила возможность своим гражданам выбирать тех лидеров, которых они сами хотят… Мудрый лидер уважает Конституцию и не пытается изменить ее под себя или обойти», — вот лишь некоторые из «киевских» высказываний Мадлен Олбрайт.

По сути, экс-госсекретарь актуализировала то, что еще полгода назад (а точнее 4 августа 2003 г.) подчеркивал в письме к Леониду Кучме американский президент Дж. Буш («Для Украины важно продолжить продвигаться путем демократических и рыночных реформ и провести свободный и честный предвыборный процесс… Продолжение полномочий президента или парламента теми органами, которые сейчас находятся у власти.., не соответствуют духу демократии»). Напомним, что аналогичное отношение к третьему сроку Леонида Даниловича ранее высказывали и другие западные политики. «Не надо изменять правила игры накануне выборов. За короткий срок, который остался до этой даты, невозможно гарантировать внесения прозрачных изменений в Конституцию», — более чем однозначно говорил верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана. «Два срока на посту президента остаются двумя сроками без учета времени принятия Конституции, и это понимает также Л. Кучма», — заявил в одном из недавних интервью польскому радио президент Александр Квасьневский. Однако самым искренним оказался канцлер ФРГ Герхард Шредер. Не далее как в прошлую пятницу он открытым текстом (и в присутствии
Л. Кучмы) заявил журналистам следующее: «Мы с удовольствием восприняли, что президент Кучма во время предстоящих выборов не будет выдвигать свою кандидатуру на пост президента».

Мы неслучайно вспомнили эти заявления. Они — красноречивое подтверждение того, насколько важен для западных столиц исход украинских выборов. Можно по-разному относиться к словам известного эксперта Фонда Карнеги Андерса Аслунда, заявившего на конференции, что «выборы в Украине в этом году — самый важный вопрос Европы». Но бесспорно одно: на фоне растущего в западных странах разочарования путинской Россией Украине снова дается шанс. Сможем ли мы им воспользоваться?