UA / RU
Поддержать ZN.ua

Израиль — ПА: новый фон старого конфликта

Нынешняя операция в секторе Газа - это битва Израиля против ХАМАСа, но битва как часть более широкой, региональной войны с "Братьями-мусульманами".

Автор: Виктор Каспрук

В ракетных обстрелах израильской территории ХАМАСом и военных действиях Израиля в ответ вроде нет ничего нового, и все же они происходят на совершенно новом фоне. Это беспрецедентный случай в истории арабско-израильского конфликта: часть арабских государств открыто поддерживают Израиль в конфликте с палестинцами или делают это не декларируя.

Сегодня союзниками Израиля в противостоянии с палестинцами в лице ХАМАСа являются Иордания, Египет и Саудовская Аравия. И одним из итогов завершения боевых действий, вероятно, будет конец строгого арабского альянса, т.е. системы, всегда и во всем поддерживавшей палестинцев и их главную цель - создание палестинского государства.

Конфликт между Израилем и ХАМАСом подчеркивает новое разделение на Ближнем Востоке. Теперь это уже не противостояние мусульман и израильтян. Это исламские экстремисты ("Братья-мусульмане", ХАМАС, Хезболла) и их покровители (Иран, Катар и Турция) - против Израиля и более умеренных мусульман, в частности Иордании, Египта и Саудовской Аравии.

ХАМАС, контролирующий на протяжении многих лет сектор Газа, - это продолжение "Братьев-мусульман". Для многих "Братья" - всего лишь центральная сила в борьбе со светской властью в Египте. Но на самом деле, они намного больше, чем вечные оппоненты египетского режима.

"Братья-мусульмане" - международная группировка, имеющая свои ответвления во многих странах мира, включая Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.

"Арабская весна" показала, к чему могут привести народные восстания в странах, где "Братья" приобретают силу. Они представляют серьезную угрозу для выступающих против них правительств.

Нынешняя операция в секторе Газа - это битва Израиля против ХАМАСа, но битва как часть более широкой, региональной войны с "Братьями-мусульманами". Поэтому большинство арабских стран разделяют решительность Израиля раз и навсегда покончить с этой террористической группировкой.

С точки зрения руководства Египта, Саудовской Аравии, Иордании, ОАЭ и некоторых других арабских государств, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньягу ведет эту войну с ХАМАСом и от их имени - чтобы, наконец, покончить с функционированием мусульманского "братства".

Здесь следует обратить внимание на тот факт, что арабские правительства и официальные арабские средства массовой информации по сути примкнули к израильской точке зрения относительно того, кто является террористом, а кто -нет. СМИ Египта и Саудовской Аравии подают "Братьев-мусульман" как террористов и определяют ХАМАС как террористическую организацию.

Это полный разворот от бывшей позиции, когда арабские государства воевали в международных организациях с Израилем и США за определение, кто является "террористом", а кто - "борцом за свободу".

Если в 2012-м, воюя с палестинскими боевиками в секторе Газа во время операции "Облачный столб", Израиль ощущал со всех сторон давление враждебных арабских соседей, требовавших прекратить боевые действия, то на этот раз - все иначе.

После свержения военными правительства исламистов в Каире Египет создал новую коалицию арабских государств, в которую входят Саудовская Аравия, Иордания и ОАЭ, поддерживающие борьбу с исламистским движением ХАМАС. Отвращение и непринятие политического ислама в арабских государствах сегодня настолько сильны, что преодолевают идиосинкразию к премьеру Израиля Нетаньягу.

Египет традиционно является ключевым посредником в любых переговорах с ХАМАСом (который считается террористической группировкой в США и Израиле), однако на этот раз правительство в Каире удивило - оно публично предложило соглашение, отвечающее большинству требований Израиля, а не ХАМАСа.

Хотя ХАМАС отклонил его как неприемлемое, Каир продолжает настаивать на том, что его предложение остается отправной точкой для дальнейших дискуссий по вопросу достижения перемирия.

Несмотря на то, что комментаторы, сочувствующие палестинцам, определили это предложение как заранее неприемлемое для ХАМАСа, арабские союзники Египта оценили его довольно высоко.

Так король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз поддержал президента Египта Абдулу Фаттаха ас-Сиси, который сказал в своем заявлении, что не возлагает вину на Израиль, поскольку речь идет о "кровопролитии невинных граждан, расплачивающихся за военную конфронтацию, за которую они не несут никакой ответственности".

Сегодня явно прослеживается тенденция, когда интересы разных арабских режимов совпадают с интересами Израиля. Борьба египтян с политическим исламом весьма похожа на борьбу израильтян с палестинскими боевиками из ХАМАСа.

Можно сказать, что восстания "арабской весны" принесли совершенно иные результаты, чем ожидалось. Еще совсем недавно, полтора года назад, большинство экспертов в Израиле, Вашингтоне, да и в самой Палестинской автономии ожидали, что в результате этих восстаний арабские правительства больше будут прислушиваться к своим гражданам, а значит, благосклоннее будут относиться к палестинцам и враждебнее - к Израилю.

Но вместо того, чтобы усилить изоляцию, правительство Израиля неожиданно получило необычайные политические бонусы. Его сейчас молчаливо поддерживают лидеры арабских стран, усматривающих в нем союзника в их общей борьбе против политического ислама.

Египетские чиновники прямо или косвенно дают понять, что виновным в том, что во время обстрелов были убиты палестинцы, они считают ХАМАС. Проправительственные египетские СМИ продолжают возлагать вину на ХАМАС, являющийся, по их мнению, инструментом регионального заговора исламистов с целью дестабилизировать Египет и регион. Египетские прокуроры обвиняют ХАМАС в подстрекательстве к насилию в Египте.

А разоблачительные речи против ХАМАСа на одном из популярных проправительственных ток-шоу в Египте были настолько едкими, что правительство Израиля транслировало некоторые из них на сектор Газа. В них даже высказывалась мысль, что "египетская армия должна помочь израильской избавиться от ХАМАСа".

В то же время жители Газы возмущены тем, что Египет продолжает политику зачистки туннелей, использовавшихся для трансграничной контрабанды в сектор Газа. Ведь результатом закрытия пограничных переходов является недостаток продовольствия, воды и медикаментов.

Как считают некоторые палестинские аналитики, "египтяне в заговоре против нас больше, чем израильтяне. Они уничтожили "Братство" в Египте и теперь намерены уничтожить ХАМАС".

Это объясняется тем, что Египет и другие арабские страны, особенно монархии Персидского залива, Саудовская Аравия и ОАЭ, вступили в своеобразный недекларируемый союз с Израилем, учитывая свою общую позицию относительно Ирана, конкурирующей региональной силы, финансирующей и вооружающей ХАМАС.

Как это ни парадоксально, но для Вашингтона эти сдвиги создают определенные преграды для его усилий, направленных на прекращение боевых действий.

И хотя египетские спецслужбы продолжают контактировать с ХАМАСом, как это они делали и при бывших президентах - Хосни Мубараке и Мухаммеде Мурси, враждебность Каира к хамасовцам ставит под сомнение эффективность этого канала, особенно после ответа палестинцев на первое предложение Египта.

В результате госсекретарь США Джон Керри вынужден был обратиться к исламским государствам региона, Катару и Турции, с просьбой выступить в роли альтернативных посредников в этом ближневосточном конфликте.

ХАМАС, контролирующий сектор Газа, считал, что лучше строить туннели для терактов, чем возводить школы и ремонтировать дома. Получая большую финансовую помощь, лидеры хамасовцев тратили ее на собственные политические интересы, а не на улучшение жизни рядовых палестинцев.

Для того, чтобы лучше понять истоки этого конфликта, надо дать себе отчет в том, что Израиль борется не с палестинцами. Он борется с исламским терроризмом. А для хамасовцев потеря жизней палестинцев - лишь повод напугать страшными сюжетами зрителей ведущих телеканалов мира.

При этом дисбаланс количества смертей среди израильтян и палестинцев наглядно показывает, как с обеих сторон относятся к своим гражданам и защищают их жизнь. Израиль инвестирует в ракеты для того, чтобы защитить своих людей, а палестинцы используют людей для того, чтобы защитить свои ракеты, размещая их в самых густонаселенных жилых кварталах.

На протяжении многих лет израильский премьер-министр Биньямин Нетаньягу направлял все силы и сотни миллионов долларов на подготовку к уничтожению ядерного проекта Ирана, поскольку считал, что Иран угрожает существованию его страны. По данным разных источников, Израиль серьезно подготовился к воздушной атаке на ядерные объекты Ирана.

Но именно тогда, когда Израиль сосредоточил наибольшие усилия и ресурсы на Исламской Республике Иран, ХАМАС начал массовое строительство своих туннелей.

В то время угроза от туннелей казалась израильтянам несравнимой с угрозой от ядерной атаки в их страну. Но позже выяснилось, что опасность от туннелей намного ощутимее в реальном времени, так как уже наносит серьезный ущерб израильской обороне.

Кроме использования палестинцами туннелей для терактов и контрабанды, чем они провоцировали израильтян, еще больший вред они нанесли себе массовыми запусками на территорию Израиля ракет "Кассам". Эти запуски не достигли, да и не могли достичь результатов, необходимых ХАМАСу, однако они спровоцировали большие человеческие жертвы, материальные потери и уничтожение инфраструктуры сектора Газа.

На протяжении почти месяца ХАМАС, который ответственен за ежедневные новые жертвы, подорванные десятки домов, невозможности иметь доступ людям к воде и электроэнергии, остается непоколебимым.

Хамасовцы не могли не понимать, что вступают в непропорциональную войну против регулярной, оснащенной новейшим оружием армии, которая уже не раз доказала, что может защитить Израиль.

Несмотря на то, что на этот раз ХАМАСу удалось нанести израильтянам большие человеческие потери, добиться поставленной цели ему так и не удалось. В результате счет человеческих, материальных и политических потерь явно не в пользу хамасовцев.

Это уже третья спровоцированная ХАМАСом война с Израилем. И происходит она по аналогичным сценариям - как в 2009-м и 2012-м. Результат действий палестинских террористов тоже аналогичен - сектор Газа снова ожидает восстановление разрушенной войной инфраструктуры и... новая война?