Для Ирландии Россия находится на периферии ее экономических и политических интересов. Равно как и Украина: в нашей стране даже нет ирландского посольства. Да и чему удивляться? Для Дублина куда важнее то, как пройдут референдум о членстве в Евросоюзе в Великобритании и президентские выборы в Соединенных Штатах, чем события на восточных границах Европы.
Читайте о влиянии России на другие страны-члены Евросоюза в проекте "Похищение Европы".
Но при международных кризисах, в том числе и во время украинско-российской войны, остров святого Патрика ориентируется на позицию ведущих стран - членов Евросоюза. И вместе с другими странами ЕС выступает единым фронтом против агрессора. Ну а то, что ни антироссийские санкции, ни российское продовольственное эмбарго не оказывают серьезного воздействия на экономику страны, лишь укрепляет Дублин в намерении и далее придерживаться общей евросоюзовской политики.
Голос столицы
Нынешней зимой Эйре стала 14-й страной, ратифицировавшей Соглашение об ассоциации Украина-ЕС. Весной прошлого года местный парламент - Дойл - принял резолюцию о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины и осуждении незаконной аннексии Крыма.
"Санкции Евросоюза были необходимы, поскольку это дало четкий сигнал, что ЕС готов принимать решительные меры, когда это нужно", - заявил осенью 2014 г. министр иностранных дел Ирландии Чарльз Фланаган. В отличие от многих политиков из южных и восточноевропейских стран - членов ЕС, он также уверен, что санкции работают. "Это важное средство, чтобы обеспечить подходящий уровень политической вовлеченности. Мы не считаем, что существует военное решение кризиса", - полагает Ч.Фланаган.
В январе глава ирландского внешнеполитического ведомства вместе со своими коллегами из Великобритании, Дании, Польши, Швеции и Литвы выступил со специальным заявлением за сохранение санкций против России. Одновременно правительство высказывается за их усиление при нарушении Минских соглашений. И, наоборот, в Ирландии готовы отменить санкции в случае полной имплементации Москвой договоренностей, достигнутых в Минске.
Но, несмотря на все декларации ирландских политиков, по данным немецкой газеты Die Welt, Ирландия - одна из девяти стран Евросоюза, не заморозивших ни одного актива частных лиц, компаний или организаций из санкционного списка. Дублин не относится и к числу тех, кто инициирует новые ограничительные меры в отношении российских компаний и официальных лиц, хотя на всех этапах поддерживает принятие соответствующих решений.
Может быть, по этой причине российские журналисты считают, что позиция Дублина в отношении России - "подождать и посмотреть"? Но, на наш взгляд, это недооценка готовности ирландского правительства следовать общеевропейской политике.
Энергетика
Российская доля в энергетическом секторе страны ничтожно мала. Хотя 85% энергоносителей импортируется, большая часть газа поступает в Ирландию через два газопровода из Великобритании. Соединенное Королевство, в свою очередь, основную часть "голубого топлива" закупает в Норвегии, Нидерландах и Бельгии, а также добывает из собственных месторождений.
В 2014 г. Ирландия ввезла из РФ нефти и нефтепродуктов на сумму 58 млн евро, что равняется 1,2% импортируемого страной "черного золота". Традиционно нефть и нефтепродукты преобладают в поставках из России: по данным информационного сайта "Экспортеры России", их доля в общем объеме российского импорта в Ирландию доходит до 41,9%. А вот российского угля было куплено на 12 млн евро. Это - 7% всего импортируемого страной угля.
Торговые связи
и инвестиции
Российские СМИ любят повторять: "В бизнес-среде Ирландии преобладает мнение, что "санкции" против РФ мешают взаимовыгодному сотрудничеству и привносят в него негативные политические факторы". Но цифры товарооборота показывают: торгово-экономические отношения двух стран традиционно более чем слабые. И такое положение дел существовало задолго до 2014 г., когда были введены санкции ЕС против России и российское продовольственное эмбарго.
Как сообщает сайт "Экспортеры России", в 2014 г. товарооборот между РФ и Ирландией составил 1,6 млрд долл. Это на 6% меньше, чем в 2013 г., когда объем взаимной торговли достигал 1,7 млрд долл. Разница - всего сто миллионов.
Объем ирландского экспорта в Россию в прошлом году снизился на 5,5% по сравнению с 2013 г. и составил 1,3 млрд долл. (При этом данные на сайте Trade map говорят о росте ирландского экспорта в 2014-м по сравнению с 2013-м.) Основные товары, поставляемые в Российскую Федерацию, - продукты питания, офисное оборудование, фармацевтическая продукция.
Импорт из России в 2014 г. по сравнению с 2013-м вырос на 0,6% и составил 330,9 млн долл. Основные товары, поставляемые россиянами на Зеленый остров, - нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, машины и оборудование, одежда. Отметим, что общий объем импорта Ирландии в 2014 г. вырос по сравнению с 2013 г. на 7,4% и составил 70,8 млрд долл. "Экспортеры России" прогнозируют, что вследствие роста экономики республики в
2015 г. ее общий импорт увеличится на 2,4%.
В ноябре прошлого года заместитель директора департамента стран Европы и Америки Министерства экономического развития РФ Дмитрий Са-
жин сообщил, что в 2013 г. в Россию поступило 6,8 млрд долл. ирландских инвестиций (их общий объем в российской экономике составил 20 млрд). За тот же период россияне
вложили в ирландскую экономику 307,4 млн долл. инвестиций (их общий объем равняется 317,5 млн). Как видно, интерес у россиян к острову святого Патрика просто небывалый.
Крупнейшие российские инвестиции в Ирландии размещены в секторе добычи полезных ископаемых (компания PetroNeft Resources Plc) и металлургии (глиноземный завод Rusal Aughinish, являющийся крупнейшим на острове производственным объектом). Российские компании также присутствуют в авиационном секторе страны (Transaero Engineering Ireland, офисы банков ВТБ24 и "Сбербанк Лизинг", занимающиеся авиационным лизингом).
Среди ирландских компаний, работающих на российском рынке, прежде всего, следует назвать Alltech (сельское хозяйство), Celtic Resources (добыча полезных ископаемых), Smurfit Group (упаковка), Irish Dairy Board (пищевая промышленность). Но, учитывая падение рубля и действие санкций Запада, ирландские компании начали рассматривать Россию как крайне рискованную и неприемлемую для инвестиций экономику. В перспективе это означает уход из РФ.
Влияние санкций
Ирландия имеет традиционно слабые экономические и финансовые связи с РФ. А энергетический рынок вообще не зависит от российских энергоносителей. А значит, нельзя сказать, что придерживающийся общей политики ЕС в отношении агрессора Дублин как-то страдает от обоюдных санкций. Впрочем, на некоторых предприятиях, ориентированных на Россию как основной рынок сбыта, санкции отразились болезненно.
На сайте Trade map в разделе "Экспорт Ирландии в РФ" хорошо видно, что в 2014 г. поставки мяса в Россию сократились на 74% по сравнению с 2013 г. (с 92 млн долл. до
24 млн), рыбной продукции - на 3,7% (с 26,9 млн до 25,6 млн). А вот "молочки" выросли на 11% (с 8,5 млн до 10 млн). Упал на 60% экспорт и в товарной группе "Разные пищевые продукты" - с 105 млн долл. до
42 млн.
Уменьшились и поставки алкоголя. Если в 2013 г. его экспортировали на сумму 16 млн долл., то в 2014 г. - на 11,6 млн (падение на 27,5%).
Казалось бы, потери серьезные. Но с учетом того, что основной рынок сбыта ирландской продукции - страны Евросоюза (по данным Eurostat, основные внешнеторговые партнеры Дублина - США, Великобритания, Германия и Бельгия), а также относительно небольшого товарооборота между Ирландией и Россией (доля РФ во внешнеторговом обороте островной республики менее 1%), экономические и финансовые потери Эйре от обоюдных санкций незначительны.
Тот же сайт Trade map показывает: в прошлом году в целом экспорт Ирландией таких товаров, как рыба и мясо, вырос по сравнению с 2013 г. на 10 и 7% соответственно. Рост произошел за счет увеличения поставок на рынки Азии и Африки. Правда, сократился экспорт молочной продукции. Но это, скорее, связано с общей для всех стран ЕС проблемой отрасли.
Что же касается банковского сектора, то Ирландия продолжает усиленную проверку денежных переводов и трансакций из российских банков. Все денежные потоки из РФ получают отметку "высокий риск".
Кремлевская колонна
Основные политические партии Ирландии - правительственные "Фине Гейл" и лейбористы, а также главная оппозиционная партия "Фианна Файл" выступают в поддержку суверенитета Украины и осуждают аннексию Россией Крыма и ее военные действия на Востоке нашей страны.
А вот позиция "Шинн Фейн" отличается от мнения основных парламентских партий: ее представители в Дойле и Европарламенте голосуют против резолюций в поддержку Украины. Эта партия, известная многим ее непримиримой борьбой с Британской империей, имеет в Дойле 14 депутатов и является пятой по величине парламентской фракцией.
Один из украинских дипломатов пояснил ZN.UA, что хотя такая позиция и "не благосклонна к нынешнему курсу нашей страны, она не является пророссийской". Дело в том, что эта партия - ситуативный партнер Кремля: ее позиция во многом объясняется антиглобализмом. Так, в "Шинн Фейн" полагают, что вмешательство ЕС и России в дела Украины только мешает урегулированию ситуации и вносит раздор среди украинцев, которые должны определять будущее страны без внешнего давления.
Но россияне традиционно пытаются влиять на общественное мнение, чтобы оказывать давление на политиков. И активно работают в сфере бизнеса, действуя через Российско-ирландский центр инициатив и Российско-ирландскую бизнес-ассоциацию.
Для того чтобы улучшить имидж России, россияне используют возможности Культурно-образовательной ассоциации "Евролог-Ирландия", Координационного совета русскоязычных жителей Ирландии по вопросам культуры, Пушкинского фестиваля, Дублинского русского театр. Не забывают в Москве и о молодежи: не последнюю роль здесь играют Русское студенческое общество Тринити Колледжа и Русское студенческое общество Университетского колледжа Дублина.
Однако эти усилия Кремля не приносят результата: в целом политику России публично разделяют лишь немногочисленные маргинальные политические группы леворадикального, анархистского характера. Но для Киева более неприятно то, что пророссийских сепаратистов поддерживают руководители профсоюза Unite the Union (Unite) Лен Макласки и Эндрю Мюррей.
Дело в том, что Unite - один из наибольших профсоюзов в Соединенном Королевстве и Республике Ирландии. По данным на 2015 г., его членами являются чуть менее полутора миллиона человек. Правда, в основном представительства Unite расположены в Великобритании, а не на острове святого Патрика.
Столь невысокая поддержка объясняется как слабыми связями Ирландии и РФ, так и невысокой эффективностью пропаганды Кремля: Russia Today практически не имеет зрительской аудитории в этой стране. А русскоязычные СМИ - "Наша газета", "Альянс", "Дублинский инфоцентр", радиостанции, интернет-издания - немногочисленны и ориентированы в основном на русскую диаспору.
Поддержка Украины главными политическими партиями созвучна и общественному мнению, в целом сочувствующему Украине. Жители острова святого Патрика, имеющие в своей истории опыт длительной борьбы с Британской империей за независимость, как никто понимают украинцев: ирландцы традиционно поддерживают "малые нации", против которых совершается агрессия со стороны великих держав. И это - весомая причина, по которой ирландский истеблишмент и далее будет поддерживать Украину.